Тихий подвиг отца Всеволода

0
272
Время на чтение 5 минут
Трагедия маленьких городов России времен фашистской оккупации - это особая трагедия, с оттенком безысходности, необратимости, беспомощности. Когда несколькими ударами авиационных бомб стирается с лица земли полгорода... Когда население в одночасье сокращается в пять-шесть раз... Когда каждый убитый, замученный врагом, умерший от голода - это кто-то из твоих близких, знакомых, человек, которого ты знал в лицо, с которым встречался каждый день на улице, в магазине, на работе... Когда, после освобождения и Победы, никто не бросит на восстановление города тысячи комсомольцев-добровольцев, потому что нет здесь каких-либо особо важных объектов или выдающихся культурных ценностей, и разрушенный город приходится поднимать только самим уцелевшим, еле живым от войны и разрухи горожанам.

Судьба маленького Рославля, что на Смоленщине, наверное, как две капли воды, похожа на судьбы сотен таких же оккупированных фашистами городков, о существовании которых соотечественники впервые узнавали только из сводок информбюро. Но ко всем бедам оккупации здесь прибавилась еще одна, которая миновала многие другие захваченные населенные пункты, но не обошла Рославль: концлагерь.

По косвенным свидетельствам (воспоминаниям очевидцев) в Рославльском лагере смерти погибло 130 тысяч человек. Эта цифра ставит Дулаг-130 (таково его официальное название) в один ряд с такими лагерями, как Дахау, Бухенвальд, Маутхаузен и сейчас не представляется историкам достоверной. Так это или нет, установить уже невозможно, однако несомненно, что это был один из самых страшных лагерей на оккупированной территории. Расположенный на удобном пересечении дорог на Москву и Смоленск, он был оборудован для одновременного содержания 30 000 военнопленных.

О судьбе лагеря и его заключенных известно по многочисленным воспоминаниям выживших рославльчан, которые кропотливо собрала научный сотрудник Рославльского историко-художественного музея Елена Алексеевна Шевченко, и по ставшей библиографической редкостью книге бывшего узника Сергея Голубкова "В фашистском концлагере. Воспоминания бывшего военнопленного", изданной в 1958 году.

"В лагере в Рославле есть несколько бараков. Большинство из них полуземляночного типа, с земляными полами, расположенными ниже уровня земли. Надземные и подземные воды заливают эти бараки, и в октябре 1941 года полы в них представляли собой грязное месиво, в котором ноги вязли по щиколотки. Никаких нар, досок или соломы нет, и пленные вынуждены ложиться прямо в грязь. Зимой пол представлял собой ледяную поверхность, покрытую навеянным и нанесенным ногами снегом. Ветер свободно гуляет по этим баракам, так как крыши располагаются на столбах и не доходят до земли.

Два барака с каменными полами брались с бою. Каждый день там было несколько задавленных. Людей напихивалось туда, как сельдей в бочке. Живая стена пленных качалась из стороны в сторону. Ослабевшие сердца многих товарищей не выдерживали. Спрессованные безжизненные трупы качались, как живые, в массе живых и утром падали на пол, не поддерживаемые более телами своих живых пока еще товарищей.

Ни один из бараков не отапливался. Костры разводить запрещалось, да и не из чего было. В октябре все пленные без исключения были до нитки мокрые. Просушиться было негде. Ветер пронизывал до костей. Зимой люди замерзали десятками ежедневно. Это была мучительная казнь пленных. Не представляло никаких трудностей отеплить и отопить бараки. Сотни и тысячи крестьян готовы были привезти дрова. Фашистские изверги не делали этого сознательно".

Смертность в лагере от голода, холода, болезней и расстрелов достигала 3 - 4 процентов в день. Это значит, что за месяц весь состав пленных вымирал. За два с половиной осенних месяца 1941 года - октябрь, ноябрь и часть декабря - вместе с гражданскими пленными, составлявшими большинство, в лагере умерло 8500 человек, то есть больше 100 человек в среднем в день. В зимние месяцы ежедневно умирало от 400 до 600 человек. Ежедневно 30 - 40 длинных дрог грузилось трупами умерших и замерзших. В штабелях трупов, складывавшихся, как дрова, возле бараков, были и живые. Часто в этих штабелях двигались руки, ноги, открывались глаза, шептали губы: "Я еще жив". Умиравших хоронили вместе с мертвыми.

Оккупанты не оставляли заключенным никаких шансов на жизнь, точнее, не препятствовали их медленной и мучительной смерти. Исключение составляли, в основном, молодые женщины и девушки, которых отправляли в Германию на работы. Для этого иногда устраивались настоящие торги: девушка 15 - 16 лет стоила 30 - 60 марок, женщины постарше - немного дешевле. (Лагерная жизнь находилась в постоянном "развитии": со временем сюда стали доставлять не только военнопленных, но и мирное население, угонявшееся в Германию).

Однако в этом кошмаре, длившемся почти два года, было свое светлое пятнышко - человек, спасавший тех, кого, казалось, уже невозможно спасти: митрофорный протоиерей Всеволод Корицкий. Известно об этом незаметном подвиге священника стало лишь незадолго до 60-летия Победы, когда внучка отца Всеволода Варвара Засульская, вдохновленная обилием краеведческих публикаций, принесла в местную газету воспоминания о своем дедушке и его дневник - краткие, скупые записи о служении в годы оккупации и первое послевоенное десятилетие.

Войну отец Всеволод, кавалер ордена Святой Анны 2-й и 3-й степени, встретил 77-летним инвалидом, жившим на иждивении у своих родственников. Единственное, чем он мог помочь своему народу, - откликнуться на просьбы рославльчан стать настоятелем кладбищенского Вознесенского храма, который оккупанты разрешили открыть, надеясь заслужить лояльность местного населения.

Храм находился всего в полукилометре от Рославльского лагеря смерти.

С первых дней открытия церкви отец Всеволод обратился с призывом к верующим организовать сбор продовольствия для советских военнопленных, чтобы спасти их от голодной смерти.

В то время большинство взрослых, подростков и детей были некрещеными. К церкви потянулись жители города и окрестных деревень. В те страшные дни многие из бывших безбожников обратились к вере своих предков, считая спасением принять крещение и обрести тем самым Божью благодать.

Крестьяне приносили хлеб, картофельные лепешки и оладьи - что могли, но от чистого сердца. Все это собиралось и незамедлительно переправлялось в лагерь военнопленных. Благодаря этому удалось спасти многих наших солдат от голодной смерти.

При возможности отец Всеволод также вызволял военнопленных под личное поручительство. Многие из спасенных шли в "примаки" и трудились в сельском хозяйстве, впоследствии некоторые даже связывались с партизанами.

Сам отец Всеволод был человеком очень скромным, позже он никогда не бахвалился своими заслугами, считая такое поведение естественным для христианина. После смерти Сталина, когда многие, пройдя фашистские и сталинские лагеря, были реабилитированы, эти люди, приезжая в Рославль, приходили к нему, чтобы выразить свою признательность и глубокое уважение за все, что было для них сделано.

В своих записках протоиерей Всеволод вспоминает о том, как по ночам на окраине кладбища проводились массовые расстрелы, часто приезжали машины-душегубки и вываливали в готовые рвы трупы. Вокруг стояли немецкие часовые, чтобы не допустить никого к месту казни, поэтому свидетелей этих преступлений не было. Но иногда, стоя возле церкви, можно было слышать крики и стенания убиваемых.

Невозможно представить, что творилось в такие минуты в душе батюшки. Одно можно знать наверняка: отец Всеволод молился, и, хочется верить, его молитвы помогли душам невинно убиенных.

Есть что-то трагичное и величественное в этом противостоянии больного престарелого священника из маленького кладбищенского храма и гигантского лагеря смерти, население которого в несколько раз превышало население Рославля. Наверное, отец Всеволод хорошо понимал: стоит сделать один неосторожный шаг - и всё кончено. Прояви он больше рвения в сотрудничестве с оккупантами - и станет в глазах соотечественников предателем, будь он более настойчивым, добиваясь спасения военнопленных - и сам может оказаться в лагерном бараке и в братской могиле. Смерть для верующего человека не страшна - страшно было оставить всех тех, ждал от него помощи.

После освобождения города в сентябре 1943 года была создана специальная комиссия по расследованию фактов фашистских преступлений. В состав этой комиссии вошел и настоятель Вознесенской церкви отец Всеволод. Он присутствовал при вскрытии братских могил и подписал протокол, а затем отслужил панихиду.

Всю оставшуюся жизнь отец Всеволод посвятил благоустройству своего храма и кладбища, которые находились в запустении еще с первых лет Советской власти.

Скончался митрофорный протоиерей Всеволод Корицкий в 1954 году, и лишь спустя полвека стало возможным восстановить память о его тихом подвиге.


Сергей Дубовский
г. Рославль Смоленской обл.


http://www.pobeda.ru/content/view/2459/10/
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Сергей Дубовский
Все статьи Сергей Дубовский
Последние комментарии
Рецензия на сериал «Плевако»
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
22.11.2024 11:12
Трамп – это просто «Вучич», но калибром побольше?
Новый комментарий от Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии
22.11.2024 10:59
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
21.11.2024 23:14
«Путь России — собирание народов и земель»
Новый комментарий от Дмитриев
21.11.2024 21:51
Максим Горький и Лев Толстой – антисистемщики?
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
21.11.2024 19:14
Дьявольская война против России
Новый комментарий от Рабочий
21.11.2024 17:16