itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

31 октября - память апостола и евангелиста Луки

0
126
Время на чтение 4 минуты
Святая Церковь ныне в своих песнопениях прославляет святого Луку, память коего совершается ныне, как евангелиста и писателя "Деяний апостольских", и как врача. Святой Лука родился в Антиохии и принадлежал к числу 70 апостолов, избранных Самим Господом. Во время страданий Господа, после поражения Пастыря, рассыпались овцы стада, и святой Лука оставил Господа. Когда весть о воскресении Спасителя дошла до Луки, то он не веровал от радости и удивлялся. Из такого смутного состояния вывел его Сам Господь, явившись ему на пути в Эммаус. Спаситель шел с Лукою и Клеопой до Эммауса не узнанный и убеждал их в истине Своего воскресения словами Священного Писания. Затем Он объявил им Себя во время преломления хлеба и стал невидимым. По сошествии Святого Духа на апостолов святитель Лука в сане епископа был сотрудником апостолов Петра и Павла в распространении веры Христовой.

Святитель Лука был сведущ не только во врачебном искусстве, но и в живописи. Им написаны изображения Божией Матери, которым Она сообщила особенную благодать, и апостолов Петра и Павла.

Святитель Лука скончался мученической смертью, быв повешен в Ахаии на оливковом дереве, около 95 года по Рождестве Христовом.

Святой апостол и евангелист Лука, бывший врачом и, следовательно, считавший вполне возможным соединение обязанностей врача с высоким званием апостола и евангелиста, обличает тех христиан, которые считают за грех лечиться у врачей. Такие люди заражены весьма сильными предрассудками, несостоятельность коих не трудно показать.

Есть люди, которые в оправдание отвращения своего от врачей и их искусства говорят: "врачи не спасут, когда не спасет Бог". Правда, без Божией помощи не действительно пособие самых опытных врачей. Но из этого следует не то, что не нужно и грешно прибегать во время болезни ко врачам, а то, что болящий должен прибегать не к одним врачам, а вместе и первее всего ко Господу Богу. Поэтому и Сирах, давая советы болящему, говорит ему: в болезни твоей не презирай, но молися Господеви, и Той тя исцелит, отступи от прегрешения, и направи руце твои и от всякого греха очисти сердце твое. Потом Сирах продолжает: даждь место врачу: Господь бо его созда, и да не отступит от тебе: благотребен бо ти есть (Сир. 38, 9, 12).

Иные потому почитают грехом обращаться к врачам и исполнять их предписания, что руководствуются в своих суждениях об этом слепой верой в судьбу. "Кому суждено от Бога в известное время умереть, - говорят они, - тот умрет при всех пособиях врачеб-ного искусства и при соблюдении всех правил ос-торожности, а кому выздороветь, тому нечего бояться смерти, хотя бы он совсем не лечился". Но такие понятия о судьбе не согласны с христианским учением, которое требует, чтобы мы в нуждах наших обра-щались к Богу с молитвой о помощи и трудились; в частности требует, чтобы мы в болезнях искали исцеления также в молитвах и таинстве елеопомазания (Иак. 5, 14), и в лице апостола Павла, заботившегося о здоровье ученика своего Тимофея (1 Тим. 5, 25), указывает нам образец для подражания. К чему же все подобные внушения слова Божия, если признать справедливым мнение, будто Бог определяет нашу судьбу, совершенно не обращая внимания на наше поведение, совершенно не требуя от нас собственных наших усилий в деле устроения нашей участи?

Те, которые почитают грехом лечиться как по слепой вере в судьбу, или безусловное предопределение Божие о своей судьбе, так и по другим каким-либо причинам, находятся в опасности впасть, вместо этого мнимого греха, в грех действительный, самый тяжкий: своей беспечностью о восстановлении здоровья они могут ускорить свою смерть, а через то сделаться виновниками в грехе самоубийства (о чем страшно подумать).

Пусть такие люди припомнят следующие слова святителя Григория Богослова: "Если я решусь истомить свое тело, - говорит святитель Григорий Богослов, - то некого мне будет употребить в сотрудники в добрых делах; а я знаю, для чего я приведен в бытие, - знаю, что мне должно восходить к Богу посредством дел... Итак мы обязаны заботиться о теле - сем сроднике и сослужителе души; ибо хотя и виню его, как врага, за то, что терплю от него; но я же люблю его, как друга, ради Того, Кто соединил меня с ним".

Некоторые отказываются от врачебной помощи на том основании, что будто святые не одобряли лечить болезни и не лечились сами. Неосновательность этого предрассудка не трудно обнаружить. Святые сами подавали врачебную помощь всем; многие из них прибегали ко врачам или домашним врачебным средствам. Так святой Сампсон Странноприимец был вместе и врач. Он, как сказано в житии его, "от враческого художества своего подававше исцеление".

Преподобные Кир и Иоанн, святые Косма и Дамиан - были также врачами, святой Феофилакт устроял и больницы.

Святые также прибегали и к врачам. Так, в житии преподобного Зосимы Финикийского пишется, что когда у одного знаменитого мужа, именем Аркесилая, ненарочито жена ранила себе спицею око, то святой епископ Иоанн Хозевит поспешно пришел в дом того патриция и, увидев жену его люто страждущею от недуга, повелел тотчас врачу, тут бывшему, лечить больную врачеваниями.

Святые не считали грехом пользоваться и домашними лечениями. Так, в житии святого Афанасия Афонского сообщается, что когда он с учеником своим Антонием возвращался в гору Афонскую, то от трудного и продолжительного пути у Антония до того заболели ноги, что на них появился отек и сильное воспаление, и он не мог даже продолжать пути. Преподобный Афанасий, взявши горсть травы, по которой они шли, растер ее в руке своей и, обложив листьями древесными, обвязал больные места святого Антония платком - и облегчилась болезнь Антония.

В житии преподобной Евпраксии девицы также пишется, что, когда она рассекла себе, вместо дерева, собственную свою ногу, игуменья того монастыря, в котором жила святая Евпраксия, приводила ее в чувство, возливая холодную воду на лицо ее; а в другой раз, когда Евпраксия, зацепившись за собственную свою одежду, упала с высоты здания и от ушиба истекла кровью, то игуменья прикладывала ей елей и соль к больному месту.

Итак, отвергнув вредные предрассудки, будем, братия, в необходимых случаях обращаться к врачебной помощи, помня, что главный источник исцелений есть Господь, к Которому прежде всего и нужно обратиться за помощью. Она и будет подана, если мы благодатными средствами уврачуем свою душу от грехов, в большинстве случаев главных причин всех наших болезней; а за сим не возбранно будем искать помощи у врачей, которых Господь может после нашего покаяния умудрить нам во спасение.

http://orthodox.etel.ru/2006/40/k_31luka.htm
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Протоиерей Григорий Дьяченко
Все статьи Протоиерей Григорий Дьяченко
Последние комментарии
«Такие действия не каноничны»
Новый комментарий от Человек
29.02.2024 23:21
Ещё об одной путанице
Новый комментарий от Vladislav
29.02.2024 23:17
Сталин: не симпатия, но эмпатия
Новый комментарий от Vladislav
29.02.2024 23:10
«Да» и «нет» не говорите, красный с белым не берите
Новый комментарий от Русский Сталинист
29.02.2024 21:18
Антивакцинщица
Новый комментарий от В.Р.
29.02.2024 20:17
«Я как русская природа – без особых красок»
Новый комментарий от Валерий
29.02.2024 19:13