Ключи к вере

Беседа с вятским искусствоведом Генриеттой Георгиевной КИСЕЛЕВОЙ

Новости Москвы 
0
148
Время на чтение 10 минут
Недавно в нашей газете был опубликован очерк "Последние жители деревни Русиново", одним из героев которого стала замечательный вятский искусствовед Генриетта Георгиевна Киселева. В советское время она, будучи сотрудницей кировского музея имени Васнецовых, десятилетиями спасала образа из гибнущих храмов.

Трудно сказать, сколько музейных работников в России приняли участие в этом движении, которое начало набирать силу сразу после революции. Если говорить о Русском Севере, на память приходит, например, имя Ивана Ильича Томского. Выпускник Духовной академии и археологического института, он оказался в 1918 году в Сольвычегодске, где положил конец разграблению храмов. С благословения епископа и разрешения большевиков создал превосходный музей, что находится ныне в Благовещенском соборе Сольвычегодска. Вместе со своим учителем, профессором Петром Дмитриевичем Барановским, Томский объехал земли по реке Пинеге, взяв на государственный учет все деревянные церкви. Что интересно, в Благовещенском соборе музей при Иване Ильиче существовал одновременно с церковным приходом. Это символично для характера и судьбы этого человека. В 39-м году он был репрессирован, место его гибели неизвестно. Иначе сложилась судьба Барановского. Узнав о планах разрушить собор Василия Блаженного в Москве, он сел посреди церкви и сказал: "Взрывайте со мной". Удивленный бесстрашием ученого, Сталин распоряжение о взрыве отменил. Это спасло жизнь и самому профессору.

То были люди из числа тайных христиан, чьи убеждения сформировались еще в старой России. После войны на смену им пришло новое поколение, выросшее уже при советской власти, но не утратившее связи с родной землей. К этому поколению принадлежит и Генриетта Георгиевна. К вере она шла долго, через иконопись, которой много занималась, через деятельную попытку тысяч образованных русских людей в 60-70-е годы найти истоки жизни души. В то время наша творческая интеллигенция - художники, музейщики - отправилась по русским городам знакомиться с историей Отечества, русской стариной. Генриетта Георгиевна тогда обошла с рюкзачком за спиной немалую часть Русского Севера, побывав в Кеми, на Соловках, в Ферапонтово, Кириллове. Но самыми важными были поездки по вятским селам...

Первая икона

- Генриетта Георгиевна, вы помните самую первую из найденных вами икон?

- Я поначалу ездила не одна, а вместе с крупными реставраторами из Москвы Савелием Ямщиковым и Вадимом Зборовским - они были научными сотрудниками мастерской Грабаря, очень глубокими, уже тогда верующими людьми. Вместе мы собирались и ехали в глубинку. Храмы стояли открытыми, даже решеток на окнах часто не было. Входишь в церковь, красивую снаружи, а внутри разруха. Иконы, а иногда книги, валяются, покрытые голубиным пометом. Это было страшно. Но какая радость была в этой грязи находить древний образ! Первой для меня стала икона XVI столетия. Савелий сразу понял, что она представляет большую ценность для музея, а я видела перед собой просто черную доску. Не сразу я стала понимать и то, что иконы - это святыни. Сначала видела в них лишь произведения искусства. Вернее, сначала вообще ничего не видела, как я уже сказала, только черноту.

- И долго вы путешествовали с Ямщиковым и Зборовским?

- Около двух лет. Снисхождения мне как женщине не было, все делали на равных. Однажды пришлось поездить в 40-градусный мороз, в машине тогда было холоднее, чем на улице. До гостиницы добирались помороженные, покупая чекушку спирта (в 60-е они были в свободной продаже), чтобы согреться. Наливали всем одинаково, но я свою порцию незаметно, как мне казалось, выплескивала в горшок с цветами. Как-то друзья спросили, что это цветы вянуть начали. Я промолчала, покраснев. Спирт меня пить так и не научили, но способность видеть сквозь вековую грязь краски образов постепенно развивалась. Но, конечно, лишь после начала реставрации полностью открывалось, как прекрасны эти иконы.

- Кроме вас, были другие собиратели?

- Долгое время иконы никого не интересовали, кроме музейщиков да нескольких коллекционеров из Москвы.

- Когда начались их набеги?

- В начале 60-х. Самая крупная фигура, которая у нас чистила храмы, - это писатель Владимир Солоухин. Есть одна церковь в Опаринском районе, он вынес оттуда два нижних ряда иконостаса, а я привезла в музей два верхних. Солоухина трудно винить - тысячи храмов были обречены, вместе с иконами. Но Глазунов по сей день владеет царскими вратами одного из храмов Ярославля, и хотя церковь уже действует, о том, чтобы вернуть врата, речи не идет. Набеги делались в основном для себя, для своих коллекций. Ездили влиятельные люди, у которых был свой транспорт.

Потом оказалось, что иконы пользуются большим спросом за границей, да и внутри страны иметь их стало модным. Поэтому если сначала я собирала образа XVI века, а потом XVIII, то сейчас уже и XX. Коллекционеры, скупщики и просто воры хлынули потоком, все сметая.

В 80-е годы происходящим заинтересовался кировский КГБ, создав специальное подразделение, которое занялось охраной иконописи. Сознательно ли туда отбирали сотрудников, для которых иконы были чем-то большим, чем живопись, не знаю. Но это были люди необыкновенные, очень светлые. Они путешествовали со мной по вятской глубинке, снимая образа на видеокамеру. С одним из них - Леонидом - я особенно подружилась, вместе бывали на службах, молились, знакомились с батюшками, а вечерами в сельских гостиницах беседовали о жизни, искусстве. Когда Леонида направили заниматься борьбой с наркотиками, это было печальным для меня событием, снова пришлось ездить одной.

- А почему местные жители не разобрали образа из храмов?

- Маленькие-то разобрали, а большие оставили. Они, во-первых, неподъемные, да и сразу видно, что из церкви, так что неизвестно, как власти отреагируют. А наследники этих людей, пытавшихся спасать образа, вообще не сознавали, что иконы представляют ценность. Накрывали ими, например, кадки с соленьями. Вспоминается один случай. Дороги у нас и сейчас не вполне хороши, а раньше были совсем плохи, так что иной раз приходилось по нескольку дней сидеть в гостинице, ждать, когда машину вытащат из какой-нибудь ямы. Однажды застряли мы в грязи, а водитель и говорит: "Сейчас зайду в храм, принесу икону, под колеса брошу, и выедем". Такое было отношение.

- Какие впечатления вы вынесли из своих поездок о вятских людях?

- Вятские люди открытые, добрые, можешь зайти в любой дом - накормят. По районам есть разница, там больше достаток, здесь меньше, но в основном это приятные отличия. На юге много приходилось общаться с марийцами. Нарядные, веселые, встречали они меня всегда хорошо. А в Нолинском районе и Мурашинском много старообрядцев. Мне все говорили, что они не откроются. Ничего подобного. И допускали к себе, и кормили, и в молельные дома водили, приносили книги древние, где и буквы, и рисунки - все сделано вручную. Но перед тем всегда проверяли. Всегда. Давали книгу на церковнославянском, и я читала. Это открывало все двери, то есть показывало, что мы духовно близки.

Ключи к вере

- Вам, наверное, приходилось общаться со многими священниками во время ваших поисков?

- Сначала мы ездили по закрытым храмам, потом, когда стали делать вместе с ребятами из КГБ описи вятских икон, начали бывать и в действующих. В церквях нас обычно кормили и отправляли дальше, но при этом всяко бывало. Например, отец Александр Зверев в Уржуме нас поначалу в ежовых рукавицах держал, никак не проникался. А потом повел в свои апартаменты, в красивый резной кабинет, и долго говорил о противостоянии священников и музейных работников. Но со временем мы все-таки подружились, он даже привозил прихожан к нам в музей.

- Часто получали от ворот поворот?

- Во многих храмах служили закарпатские отцы, с которыми у нас было какое-то непонимание, я даже службы не могла разобрать: они говорили на церковнославянском, но с сильным украинским акцентом. Принимали меня невесело. С русскими батюшками было проще. Помню, как в Лальске с отцом Трифоном у нас была взаимная любовь. Очень добрый человек. Мы с ним обедали вместе, разговаривали целыми днями.

- Что вы о нем помните? В свое время в "Вере" рассказывалось о нем.

- Он гораздо больше меня знал об иконах, и вообще с ним было очень интересно беседовать. На службу приходил часа за три в своих вечных серых валеночках. Когда люди начинали прибывать на службу, церковь была уже намоленной, а народу к нему приходило! Голосок у батюшки был старческий, тоненький, но служил он без сокращений. Любили его. Это сейчас храм полупустой, а тогда было иначе. Храм в Лальске не пострадал во время гонений. Когда священника не стало, несколько женщин-прихожанок закопали ключ в землю и уехали. А замок там такой, что не больно-то и взломаешь. Когда можно стало, женщины вернулись и ключ откопали. Так они и спасли свою церковь и иконы.

И, наконец, скажу о священнике, который сыграл наибольшую роль в моей жизни, - об отце Геннадии Сухареве из Серафимовской церкви Вятки. Когда я сказала, что хочу заняться описью образов в его храме, он отнесся к этому сумрачно, недоверчиво. Три дня молчал, слушал меня, а потом принес кипу книг, потом еще и еще, сформировав мою библиотеку, став моим духовником. Придешь, скажешь, что хочешь выставку подготовить на такую-то тему. Он: "Ну, хочешь, так делай". Вроде и не благословляет. "Ну, как же я без вас?" - спрошу, а батюшка отвечает: "Скажешь, так и приду". Он всегда такой: жестко стелет, да мягко спать.

- Когда вы пришли к вере?

- Если говорить о воцерковлении, то примерно в 80-м отец Геннадий начал что-то из меня лепить. Но потребность в вере была и раньше.

- Ваши родители были религиозны?

- Отец был коммунистом, мама - верующей, сочетание не такое уж и редкое в те годы. В юности не задумывалась о религии, жила верой в искусство, закончила Ленинградскую академию художеств, где мы студентами квартировали прямо в аудиториях и спортивном зале, на берегу Невы. Казалось по ночам, что по коридорам ходят прежние насельники - Брюллов, Репин, Васнецов.

- Как вы поняли, что иконопись и живопись - это разные вещи?

- В 70-е я приехала в Пермь и отправилась в краеведческий музей, с его знаменитой экспозицией православных деревянных скульптур. Экскурсию вел молодой мужчина, для которого эти скульптуры, иконы были чем-то большим, чем просто искусство, он много говорил о Евангелии. Тогда, наверное, что-то во мне начало меняться.

Музей

- Как создавался Васнецовский музей?

- В 1909 году родился вятский художественный кружок, который объединил около 150 художников и любителей искусства. Среди них были Виктор и Апполинарий Васнецовы, Демидов, Исупов. Целью было распространение художественного образования в народе, а Васнецовы с самого начала мечтали о музее. Некоторые знакомые дарили им свои произведения, среди них Коненков, Поленов. К декабрю 1910-го удалось собрать в здании бывшего книжного склада 37 живописных работ и одну скульптуру. С этого все и началось.

До 18-го года музей переезжал из одного здания в другое и пополнялся за счет даров, прежде всего вятчан, живших в Москве и Петербурге. А в 18-м новый директор - Гогель - выбил у советской власти особняк купца Репина. Репин был, кстати, близким другом сосланного в Вятку архитектора Витберга, автора первого проекта Храма Христа Спасителя. Очень долго музей находился в руках живописцев: директора, руководители отделов, библиотеки - все они были художниками. Искусствоведы появились у нас лишь после войны, как, впрочем, и руководители, далекие от искусства. Одно время наш музей возглавлял агроном, агрономом, кстати, был и начальник управления культуры области. Они, конечно, смутно представляли, что такое искусство. А с художниками мы продолжаем дружить по сей день.

- Насколько пополнились фонды музея после революции, когда власть начала реквизировать предметы искусства?

- Музеями заведовал в Наркомпросе Николай Егорович Машковцев, родом из Слободского, где до сих пор говорят, что они самые вятские из всех вятских. В 1908 году Машковцев уехал в Москву, где долгое время был заместителем директора Третьяковской галереи по научной работе. После революции постарался как можно больше конфискованных властью картин переправить в наш музей: Левицкого, Боровиковского, Поленова, Айвазовского, Шибанова, Хруцкого, Апполинария и Виктора Васнецовых, Нестерова, Левитана, Кончаловского, Петрова-Водкина. Так была создана основа нашей коллекции русского искусства. Нет лишь работ только Федотова и Иванова.

- А иконы начали поступать уже после войны?

- Нет, в 20-е годы, через того же Машковцева. В те же времена наш директор, художник Николай Румянцев, и Иван Чарушин, сын архитектора, создали комиссию по учету памятников старины. Ездили по области, обследовали церкви. Что-то из них привозили. Правда, самые почитаемые иконы, те, что были в дорогих окладах, драгоценных каменьях, забирали в Москву. Из остального тоже приходилось многое скрывать, не только нашим сотрудникам. Некоторое время назад начался ремонт в Кировском краеведческом музее, и когда вскрыли перекрытия между первым и вторым этажами, нашли десять портретов вятских архиереев и восемнадцать фрагментов росписей храмов. Все с инвентарными номерами музея. Возможно, была опасность, что власти не сочтут эти изображения ценными и уничтожат. Пришлось прятать. Румянцев и Чарушин тоже старались спасти, что могли.

- Они были верующими людьми?

- Думаю, что да.

- А после войны, когда начали ездить по храмам, собирать иконы?

- В 54-м была экспедиция в Котельнический район, привезли шесть икон, правда, они до сих пор нерасчищенные стоят. Но отношение к иконам постепенно менялось, хотя с разными оговорками. Помню, когда в 60-е я решила организовать выставку, то написала на афише: "Иконы из собрания музея". В день открытия все афиши были изъяты, мой отдел - закрыт. Но Савелий Ямщиков сказал мне тогда: "Легко отделалась. Нужно было написать "Древнерусская живопись". Так, потихоньку, я набиралась опыта.

- Насколько вятская иконопись отлична от любой другой?

- Сами древние наши иконы, они писаны не на Вятке, а привезены преподобным Трифоном. Он несколько раз ездил в Москву и возвращался с дарами, иной раз до двадцати подвод привозил. Да, очень хотелось бы выявить свою - вятскую - школу иконописи, и, возможно, со временем что-то из этого получится. Ведь огромное число икон до сих пор не отреставрировано. Но образа из Чепецкого монастыря - они определенно уникальны. Все писаны земляными красками, желтыми, коричневыми, в них совсем нет голубца, потому что это привозная краска. Красного цвета очень немного, зато щедро использованы оттенки зеленого, очень мягкие, великолепные. Изображение не сказать, что силуэтное, нет объемности, роскоши - все простовато, строго, даже сурово, потому что обращено поверх души к духу человека. Монастырь сгорел в XVIII веке, а иноки перебрались в Слободской, взяв с собой то, что было им дороже всего: несколько десятков образов. Они бесценны.

Когда Савелий Ямщиков увидел эти иконы в Екатерининском храме Слободского, то сказал, что они обязательно должны попасть в музей. Договорились со священником, который с радостью обменял черные в то время доски, где едва угадывалось изображение, на писанные в более позднее время, более светлые, живописные образа. Эти два чепецких деисусных ряда - малый и большой - стали жемчужиной нашего музея. Я противник того, чтобы почитаемые иконы находились в музеях, но чепецкие образа в храме все-таки едва ли могли быть оценены. Без реставрации, без рассказа об их судьбе они, скорее всего, рано или поздно отправились бы куда-нибудь на чердак. В музеях многие люди начинают свой путь к почитанию икон, и, наверное, это тоже промыслительно.

Это понимает владыка Хрисанф, с которым мы дружны. Самым большим нашим проектом стала выставка, посвященная 2000-летию Рождества Христова. Владыка позволил мне тогда взять из храмов десять икон преподобного Трифона, Прокопия Вятского, Николы Великорецкого, с условием, что музей их отреставрирует. Все остались довольны. Кстати, деньги на реставрацию нашел тогда для нас областной уполномоченный по делам религии Александр Балыбердин. Впоследствии он был рукоположен, стал секретарем епархии. У нас, на Вятке, нет, к счастью, резкого разделения среди образованных людей на светских и церковных. Возможно, потому, что вера и культура в русском искусстве всегда дополняли друг друга.

Беседовал В.ГРИГОРЯН

http://www.vera.mrezha.ru/525/9.htm
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Генриетта Киселева
Неизвестный Виктор Васнецов
3 мая исполнилось 160 лет великому русскому... православному художнику
13.05.2008
Все статьи Генриетта Киселева
Новости Москвы
Все статьи темы
Последние комментарии
Катастрофа высшего образования на Западе
Новый комментарий от Павел Тихомиров
19.04.2024 09:55
Крокус Сити: уроки и выводы
Новый комментарий от Валерий Медведь
19.04.2024 07:12
В сострадании и помощи простым людям ей не было равных
Новый комментарий от Владимир Николаев
19.04.2024 06:40
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от Владимир Николаев
19.04.2024 06:11