itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Закон Божий по-сербски

Проблем было не меньше, чем у нас, но все они уже решены

0
140
Время на чтение 3 минуты
Идея преподавание Закона Божьего в школе становится темой для обсуждения в начале каждого учебного года. Интересно посмотреть, как этот вопрос решили в стране, имеющей сходство с Россией не только по принадлежности к православию, но и по сложной этнической и конфессиональной структуре к религии. Эта страна - Сербия.

Вопреки стереотипам, в Сербии исключительно пестрая этническая и конфессиональная структура. Лишь 82,86% населения в ходе последней переписи заявили, что считают себя сербами. Остальные - мусульмане (сербы-потурченцы), венгры, албанцы, цыгане, словаки, евреи, румыны и т.д. Кроме прихожан Сербской Православной Церкви (СПЦ), в стране (без Косова и Метохии, где не действуют законы) живет свыше 10% мусульман (албанцы и мусульмане-потурченцы), католики (венгры, хорваты, чехи и др.), протестанты (словаки) и иудеи. Отношение к религии двойственное, похожее на российское. Количество агрессивных атеистов среди сербов незначительно, а вот активное участие в литургическом общении принимают единицы. Даже школьная система Сербии похожа на российскую, а преподаватели физики, математики и истории используют переведенные с русского методички и хрестоматии советского времени.

В начале девяностых многие соседи Сербии ввели религиозное обучение в школьную жизнь. Сербия в то время оставалась на путях коммунистической ориентации. В любом случае, уже после "оранжевой" революции 2000 года, новый премьер Сербии Джинджич решился на радикальный шаг, вернул преподавателей Закона Божьего в школы. Правда, говорили, что это шаг был вынужденным, связанным с выдачей бывшего всесильного диктатора гаагскому трибуналу.

В сентябре 2002 Закон Божий был введен в качестве эксперимента, и то лишь в первые классы начальной (8 лет) и средней школы (4 года). Еще не было учебников и учебных планов, но это было началом процесса.

В этом году ученики уже в пятый раз отправляются в школу, в расписании которой существует урок "веронауки". Система стала полностью функциональной и уже можно говорить о результатах.

...Первая проблема была связана с выбором обязательности или необязательности этого предмета. И первое, и второе решение таило в себе значительные трудности. Обязательный характер обучения мог бы привести к "обюрокрачиванию" этого предмета, факультативный характер обучения мог привести к его маргинализации. Для решения проблемы был введен еще один предмет - "гражданская этика". На уроках ребенку должны прививаться ценности семьи, религиозной терпимости, человеческих прав и демократических ценностей. Таким образом, посещение "этического" урока обязательно, но с другой стороны, родители ребенка, которые хотят освободить его от обучения Закону Божьего, имеют такую возможность.

Вторая проблема - оценки. Как определить, насколько маленький человек приблизился к Богу?

Выход - в описательной оценке. В самом деле, не столь важно, вызубрил ли ребенок страницу домашнего задания. Важнее создать положительное отношение к изучаемой материи и дать необходимый комплекс знаний. Поэтому оценки ставятся в двух категориях: "старается" или "не старается".

Третья проблема - наличие в обществе представителей различных религий. Статус традиционной церкви или религиозного сообщества, каждое из которых имеет право на собственный Закон Божий в школах, имеют Сербская Православная Церковь, Исламское религиозное сообщество, Епископский собор Католической церкви, Иудейское религиозное сообщество, Словацкая евангелистская церковь и Реформаторская христианская церковь. Сербские законодатели и методисты нашли выход: если в классе или школе менее определенного минимального числа учеников для проведения занятий, то организуется преподавание вместе с учениками того же вероисповедания из других классов или школ.

Следующая проблема, на которую часто обращают внимание критики Закона Божьего - влияние религиозного воспитания. Не приводит ли оно к росту фанатизма, религиозной разобщенности? Опыт показал, что религиозное воспитание в школе оказывает скорее сдерживающее, чем разжигающее влияние.

Есть и проблема возрастного барьера. В различные периоды религиозные знания воспринимаются по-разному.

Неофициально эту проблему пытаются решить так: большинство преподавателей Закона Божьего являются молодыми людьми, студентами или вчерашними выпускниками богословского факультета университета.

...Большое внимание уделяется религиозным народным традициям и обычаям, многие из которых в предыдущие годы поблекли под давлением атеистической идеологии. Как следствие, приходящие домой дети и сами оказываются в необычной для себя роли маленьких учителей Закона Божьего, к которым со вниманием прислушиваются родители.

Существует и внеклассный аспект преподавания "веронауки". По желанию и при согласии родителей дети участвуют в экскурсиях к историческим памятникам, связанным с церковной историей, организуют под руководством своих наставников общественные лекции, занимаются гуманитарной деятельностью. Это окончательно стирает неоправданные сомнения критиков.

http://stoletie.ru/pole/061004144540.html
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова, социолог Искэндэр Ясавеев, журналист Евгения Балтатарова; писатель Дмитрий Глуховский; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/kopiya-reestr-inostrannyih-agentov-20-01-2023.pdf
https://ria.ru/20230120/inoagenty-1846393284.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:
Петр Ильченков
Замерзающая Сербия
История о том, как на Балканах пропал газ
20.01.2009
"Западники" и "патриоты"
Кто победил на выборах в Сербии?
14.05.2008
От погрома до признания...
Реакция Сербии на независимость Косово
20.02.2008
Перед "окончательным решением"
Балканы в ожидании развязки косовского "гордиева узла"
04.12.2007
Все статьи Петр Ильченков
Последние комментарии
Перспективы «белого» патриотизма
Новый комментарий от Смыслов М. Д.
29.01.2023 10:58
Почти что исповедь с проповедью
Новый комментарий от Смыслов М. Д.
29.01.2023 06:48
«Мы проводим специальную операцию на своей территории»
Новый комментарий от Русский Сталинист
29.01.2023 06:12
Экономика войны должна быть экономной
Новый комментарий от Vladislav
29.01.2023 03:03
Может им не нравится моё православие?
Новый комментарий от Vladislav
29.01.2023 01:35
Возрождение монархии в России невозможно?
Новый комментарий от учитель
29.01.2023 01:31