Вопреки стереотипам, в Сербии исключительно пестрая этническая и конфессиональная структура. Лишь 82,86% населения в ходе последней переписи заявили, что считают себя сербами. Остальные - мусульмане (сербы-потурченцы), венгры, албанцы, цыгане, словаки, евреи, румыны и т.д. Кроме прихожан Сербской Православной Церкви (СПЦ), в стране (без Косова и Метохии, где не действуют законы) живет свыше 10% мусульман (албанцы и мусульмане-потурченцы), католики (венгры, хорваты, чехи и др.), протестанты (словаки) и иудеи. Отношение к религии двойственное, похожее на российское. Количество агрессивных атеистов среди сербов незначительно, а вот активное участие в литургическом общении принимают единицы. Даже школьная система Сербии похожа на российскую, а преподаватели физики, математики и истории используют переведенные с русского методички и хрестоматии советского времени.
В начале девяностых многие соседи Сербии ввели религиозное обучение в школьную жизнь. Сербия в то время оставалась на путях коммунистической ориентации. В любом случае, уже после "оранжевой" революции 2000 года, новый премьер Сербии Джинджич решился на радикальный шаг, вернул преподавателей Закона Божьего в школы. Правда, говорили, что это шаг был вынужденным, связанным с выдачей бывшего всесильного диктатора гаагскому трибуналу.
В сентябре 2002 Закон Божий был введен в качестве эксперимента, и то лишь в первые классы начальной (8 лет) и средней школы (4 года). Еще не было учебников и учебных планов, но это было началом процесса.
В этом году ученики уже в пятый раз отправляются в школу, в расписании которой существует урок "веронауки". Система стала полностью функциональной и уже можно говорить о результатах.
...Первая проблема была связана с выбором обязательности или необязательности этого предмета. И первое, и второе решение таило в себе значительные трудности. Обязательный характер обучения мог бы привести к "обюрокрачиванию" этого предмета, факультативный характер обучения мог привести к его маргинализации. Для решения проблемы был введен еще один предмет - "гражданская этика". На уроках ребенку должны прививаться ценности семьи, религиозной терпимости, человеческих прав и демократических ценностей. Таким образом, посещение "этического" урока обязательно, но с другой стороны, родители ребенка, которые хотят освободить его от обучения Закону Божьего, имеют такую возможность.
Вторая проблема - оценки. Как определить, насколько маленький человек приблизился к Богу?
Выход - в описательной оценке. В самом деле, не столь важно, вызубрил ли ребенок страницу домашнего задания. Важнее создать положительное отношение к изучаемой материи и дать необходимый комплекс знаний. Поэтому оценки ставятся в двух категориях: "старается" или "не старается".
Третья проблема - наличие в обществе представителей различных религий. Статус традиционной церкви или религиозного сообщества, каждое из которых имеет право на собственный Закон Божий в школах, имеют Сербская Православная Церковь, Исламское религиозное сообщество, Епископский собор Католической церкви, Иудейское религиозное сообщество, Словацкая евангелистская церковь и Реформаторская христианская церковь. Сербские законодатели и методисты нашли выход: если в классе или школе менее определенного минимального числа учеников для проведения занятий, то организуется преподавание вместе с учениками того же вероисповедания из других классов или школ.
Следующая проблема, на которую часто обращают внимание критики Закона Божьего - влияние религиозного воспитания. Не приводит ли оно к росту фанатизма, религиозной разобщенности? Опыт показал, что религиозное воспитание в школе оказывает скорее сдерживающее, чем разжигающее влияние.
Есть и проблема возрастного барьера. В различные периоды религиозные знания воспринимаются по-разному.
Неофициально эту проблему пытаются решить так: большинство преподавателей Закона Божьего являются молодыми людьми, студентами или вчерашними выпускниками богословского факультета университета.
...Большое внимание уделяется религиозным народным традициям и обычаям, многие из которых в предыдущие годы поблекли под давлением атеистической идеологии. Как следствие, приходящие домой дети и сами оказываются в необычной для себя роли маленьких учителей Закона Божьего, к которым со вниманием прислушиваются родители.
Существует и внеклассный аспект преподавания "веронауки". По желанию и при согласии родителей дети участвуют в экскурсиях к историческим памятникам, связанным с церковной историей, организуют под руководством своих наставников общественные лекции, занимаются гуманитарной деятельностью. Это окончательно стирает неоправданные сомнения критиков.
http://stoletie.ru/pole/061004144540.html