С еще большим размахом применялись подлодки в годы Второй Мировой войны, которые потопили около 5 тыс. судов общим водоизмещением около 23 млн. т.
Особенно большое развитие получило строительство подводных лодок в Германии. Она имела в строю в 1941 г. 158 лодок, в 1945 г. - 425, а всего за годы войны Германия построила 1131 лодку [1].
Активно военно-морские силы Германии использовали подводные лодки на Северном бассейне, как против советского судоходства, так и против северных конвоев, направляющихся из Англии и Исландии в северные порты. По данным В. В. Щедросева, уже в 1941 г. против судоходства на севере действовало до 16 подводных лодок, в 1942 г. их число возросло до 20 единиц. Начиная с 1942 г. лодки активно действуют в Карском море, как против конвоев и одиночных судов, так и минируют подходы к Диксону, Новоземельским проливам и т.д. К концу войны количество лодок на севере не уменьшилось, а увеличилось за счет перевода лодок в связи с потерей баз на атлантическом побережье в базы Норвегии [2]. Они активно противодействовали судоходству, топя транспортные суда вплоть до окончания войны.
Всего за годы войны на севере немецкие подводные лодки потопили 21 советское транспортное судно из 32 (погибших или 65,6%), 4 буксира и гидрографическое судно (подсчитано автором). Подводные лодки также потопили на севере 49 союзных транспортов из 93 погибших в конвоях (52,6%). Наибольшие потери приходятся на 1942 г. и 1943 г. Из числа советских транспортных судов в 1941 г. потоплено одно судно, в 1942 г. - 9, в 1943 г. - 6, 1944 г. - 4, 1945 г. - 1 судно [3].
Первой жертвой подводной лодки стал пароход (п/х) "Аргунь" Мурманского пароходства (МГМП), водоизмещением 3457 брутто регистровых тонн (брт). 18 октября 1941 г., следуя с грузом из Архангельска в Мурманск, судно торпедировала, подводная лодка U-132 в северной части Белого моря у маяка Городецкий. Транспорт затонул через 25 минут. Экипаж и пассажиры были высажены на шлюпки и спасены гидрографическим судном (ГИСУ) "Мгла" [4].
Подводная лодка U-132 в ноябре 1942 г. была потоплена английской авиацией в Северной Атлантике, при нападении на конвой SC-107, следовавший из Канады в Англию. Погибла со всем экипажем. Таким был акт возмездия [5].
Как отмечалось выше, наибольшее количество транспортных судов погибло от подводных лодок в 1942 г. 13 апреля п/х "Киев" (5823 брт.) Дальневосточного пароходства (ДВГМП) шел из Мурманска в составе конвоя QP-10. В Баренцевом море у острова Медвежий был торпедирован двумя торпедами подводной лодки U-435. Затонул через 7 минут. Экипаж и пассажиры были сняты со спасательных плотов английским тральщиком "Blacli" и доставлены в Исландию. Погибло 6 человек.
Подводная лодка U-435 потопила также еще три транспорта в конвое QP-14 и один транспорт в конвое PQ-13. Была уничтожена английской авиацией в июне 1943 г. в Бискайском заливе.
29 апреля 1942 г. п/х "Ашхабад" (5284 брт.) ДВГМП, следуя в одиночном плавании их Нью-Йорка на Кубу, у Атлантического побережья США торпедировала подводной лодкой U-402. Артиллеристы носового орудия успели сделать несколько выстрелов и заставили подлодку погрузиться, что дало возможность экипажу покинуть тонущее судно. Затем моряки были обнаружены американским самолетом, подобраны судном береговой охраны США и доставлены на берег. П/х "Ашхабад" возвращался из Мурманска в конвое QP-9, а затем в конвое через Атлантику. Вдоль берегов США весной 1942 г. суда еще не конвоировались.
Подводная лодка U-402 уничтожена авиацией американского авианосца "Card" в октябре 1943 г. в Северной Атлантике.
1 мая п/х "Циолковский" (2800 брт.) Мурманского государственного морского пароходства (МГМП) шел с лесом в Англию в конвое QP-11. В Баренцевом море, в 100 милях севернее Кольского залива. Судно торпедировала подводная лодка U-589. Погибло 33 моряка и капитан В. Г. Левицкий. Английский корвет спас только 13 моряков.
Эта же подлодка 13 сентября потопила грузопассажирский п/х "Сталинград" (3559 брт.) Архангельского Арктического пароходства Главсевморпути. Судно затонуло через 4 минуты. Конвойные суда спасли 87 моряков и пассажиров, в том числе моряков п/х "Родина" Северного пароходства, погибшего в июле у берегов Исландии и возвращающихся на Родину. Погибло 21 человек (5 пассажиров).
Подлодка U-589 уничтожена 14 сентября 1942 г. при нападении на суда конвоя PQ-18 английским эсминцем "Onslow" совместно с авиацией с авианосца "Avenger". Погиб весь экипаж лодки.
4 июля 1942 г. танкер "Туапсе" (6320 брт.) Совтанкера торпедирован подводной лодкой U-129 у берегов Центральной Америки, в Юкатанском заливе. Танкер направлялся на Дальний Восток с Черного моря. В конце
1941 г. танкеру удалось вырваться из Черного моря, пройти проливом Суэцкий канал, обогнуть Африку, пересечь Атлантику и не дойти до порта назначения. Погибло 10 моряков.
1 августа п/х "Крестьянин" (2513 брт.) Северного государственного морского пароходства (СГМП) шел без охранения в губу Белужья на Новой Земле с грузом угля. Судно торпедировала подводная лодка U-601. Пароход затонул через 3 минуты. Погибло 7 человек (2 пассажира). Остальные моряки на шлюпках (38 человек), смогли добраться до Новой земли.
Эта же лодка торпедировала 24 августа в Карском море, северо-западнее Диксона, следовавший из Архангельска, без охранения, п/х "Куйбышев" (2332 брт.) МГМП, который вел за собой небольшой буксир "Медвежонок". Погиб весь экипаж.
23 ноября 1942 г. эта же подлодка торпедировала п/х "Кузнец Лесов" (3974 брт.) МГМП, который отстал от конвоя QP-15, из-за сильного шторма, в Гренландском море. Погиб весь экипаж.
Подлодка U-601 потоплена английской авиацией 25 февраля 1944 г. у Лофатенских островов при попытке нападения на суда конвоя.
Самый трагический случай произошел 17 августа 1942 г. в Печорском море, у острова Матвеев. Подводная лодка U-209 напала на безоружный караван судов, шедший из Хабарово в Нарьян-Мар. Буксир (б/п) "Комсомолец" вел баржу "П-4", а буксир "Комилес" - лихтер "Ш-500". На судах находились строительные материалы и несколько сот человек, в том числе 254 заключенных. Подлодка U-209 артиллерийским огнем потопила буксируемые суда, подожгла б/п "Комсомолец" и расстреляла почти всех оказавшихся в воде людей. Погибло 305 человек, в том числе капитан Нарьян-Марского порта П. С. Козловский и капитан б/п "Комсомолец" П. К. Михеев.
Этот трагический случаи обсуждались 25 августа 1942 г. на бюро Архангельского обкома ВКП (б), где было отмечено, что движение гражданских судов без охраны недопустимо [6].
Сама подлодка U-209 потоплена в мае 1943 г. в Северной Атлантике английским корветом при нападении на конвой SC-130. Погиб весь экипаж.
14 октября 1942 г. п/х "Щорс" (3770 брт.) МГМП, в составе конвоя из Карского моря в губу Белужья, в Печорском море, на выходе из пролива Югорский Шар, подорвался на мине, поставленной подводной лодкой
U-592. Весь экипаж спасен.
Подлодка U-592 потоплена в январе 1944 г. английским сторожевым кораблем. Погиб весь экипаж.
Большие потери от подводных лодок понес транспортный флот и в 1943 г., хотя и несколько меньше, чем в 1942 г. Погибло от подлодок 6 транспортов, буксир и гидрографическое судно. Немецкие подводные лодки значительно активизировали свою деятельность в Карском море.
26 и 29 января 1943 г. пропали без вести, следовавшие в одиночном плавании, п/х "Красный партизан" (2418 брт.) ДВГМП и п/х "Уфа" (1892 брт.) СГМП. Оба судна ушли из Мурманска 23 и 24 января, больше сведений от них не поступало. Суда пропали со всем экипажем в Баренцевом море, у острова Медвежий, где действовала в то время подводная лодка U-255. Возможно, она и является причиной гибели этих судов.
Подводная лодка U-255 потопила три союзных транспорта из конвоя PQ-17 после его роспуска, а также 27 июля 1943 г. в Карском море у острова Новая Земля артиллерийским огнем потопила гидрографическое судно "Академик Шокальский". Оставшиеся в живых члены экипажа, во главе с капитаном И. С. Писаренко, под огнем противника высадились на льдину, а затем на шлюпке добрались до берега. Погибло 11 моряков и полярников.
Подводная лодка U-255 затоплена союзниками в мае 1945 г. по договору об уничтожении фашистского флота.
25 августа спасательное судно Беломорской военной флотилии б/п "Шквал", принадлежавший до войны СГМП, следуя из Обской губы в Архангельск, проливе Югорский Шар, подорвался на донной мине, поставленной подводной лодкой U-625. Погибло 46 моряков и капитан, старший лейтенант В. С. Тимофеев. Спаслось всего 5 моряков.
Лодка U-625 уничтожена в марте 1944 г. английской авиацией. Погиб весь экипаж.
27-28 августа 1943 г. п/х "Диксон" (2920 брт.) СГМП, следуя в Карском море под эскортом СКР-75 и ТЩ-60 из Диксона в море Лаптевых, подвергся нападению 27 августа подводной лодкой U-354, но... - безрезультатно. 28 августа судно торпедировала подлодка U-302. Транспорт затонул через 12 минут. Удалось спасти весь экипаж.
Подлодка U-302 потоплена в апреле 1944 г. английским фрегатом, а лодка U-354 уничтожена в августе 1944 г. при нападении на конвой JW-59 авиацией с английского авианосца "Windex".
6 сентября 1943 г. п/х "Тбилиси" (7169 брт.) ДВГМП шел из Дудинки на Диксон с грузом угля. В устье Енисея, у острова Крестовский, подорвался на донных минах, поставленных подводной лодкой U-636. Экипаж спасся, за исключением двух человек. Среди погибших оказалась уборщица Екатерина Бушуева, уже дважды тонувшая в 1942 г. на пароходах "Родина" и "Сталинград"[7].
Подлодка U-636 уничтожена со всем экипажем в апреле 1945 г. у берегов Северной Ирландии английской авиацией.
30 сентября 1943 г. из моря Лаптевых на Диксон двигался караван ВА-18 с импортными грузами из США в составе 4-х транспортов: пароходов "Моссовет", "Архангельск", "С. Киров" и теплохода "А. Андреев" под охраной всего двух тральщиков и минного заградителя "Мурман". Небольшой караван подвергся массированной атаке подводных лодок противника. 30 сентября торпедирован подлодкой U-960 п/х "Архангельск" (2480 брт.) СГМП. Пароход затонул в течение 5 минут. Тральщик ТЩ-31 спас 27 человек. Погибло 15 моряков.
На следующий день, 1 октября подлодкой U-703 торпедирован и затонул п/х "С. Киров" (4146 брт.) ДВГМП в Карском море, у островов Известий ЦИК. Тральщик ТЩ-63 снял команду, погиб всего 1 человек.
Из Диксона, навстречу каравану, направили еще 2 корабля охранения тральщики ТЩ-40 и ТЩ-42 (все бывшие рыболовные траулеры). При попытке спасти п/х "Моссовет" от движущейся торпеды, выпущенной U-960, погиб ТЩ-42.
Лодка U-703 в 1942 г. потопила два транспорта из состава конвоя PQ-17. В сентябре 1944 г. U-703 пропала без вести в Арктике со всем экипажем. Возмездие настигло U-960 в мае 1944 г. у берегов Алжира, где её потопили союзники. Из всего экипажа погибли 31 человек, 20 человек сдалось в плен.
Активно противодействовали подводные лодки судоходству и в навигацию 1944 года.
Самым трагическим явилось потопление п/х "Марина Раскова" в Карском море в августе 1944 г. П/х "Марина Раскова", бывший американский пароход "Jronclade", пришедший в Архангельск в конвое PQ-17, но... никак мог вернуться обратно, в США. В сентябре 1942 г., в конвое QP-14, сел на мель на Северодвинском рейде и вернулся в Архангельск, с пробоиной. В ноябре 1942 г. еще одна попытка вернуться в конвое QP-15,
и... снова сел на мель, пробив днище.
После ремонта был передан СГМП в 1943 г. под названием "Марина Раскова" (9083 брт.) В августе 1944 г. под охраной трех новейших тральщиков, полученных из США, Т-114, Т-116 и Т-118 вышел из Архангельска в Арктику, имея на борту 354 пассажира, среди них 116 женщин и 24 ребенка. 12 августа караван атаковала подводная лодка U-365, впервые вооруженной самонаводящимися акустическими бесшумными и бесследными торпедами. Подлодка потопила п/х "Марина Раскова" и 2 корабля охранения, Т-118 и Т-114, которые ошибочно считали, что суда попали на минное поле. Причем, тральщик Т-114 был потоплен, когда на его борту находилось свыше 200 человек, спасенных с "МариныРасковой", в основном женщин и детей. Тральщик Т-116 с 186 спасенными ушел в Хабарово. Более двух недель корабли и авиация продолжали поиски разбросанных штормом спасательных средств, на которых находилось еще более 150 человек. Спасти удалось всего еще 73 человека. Погибло 289 пассажиров и 171 членов экипажей "Марины Расковой" и кораблей охранения [8].
Подлодка U-365 потоплена в декабре 1944 г. у острова Ян-Майен при попытке нападения на конвой RA-62. Лодку потопили английские летчики с авианосца "Campania", погиб весь экипаж.
28 августа 1944 г. подводная лодка U-957 артиллерийским огнем потопила ГИСУ "Норд" в Карском море, у острова Белуха. Погибло 18 человек, в том числе и капитан В. В. Павлов. 2 моряка попали в плен.
Через месяц, 23 сентября в Карском море эта же лодка потопила сторожевой корабль "Бриллиант", шедший в охране конвоя ВД-1. Корабль затонул через 2 минуты со всем экипажем.
Лодка U-957 прибыла на базу в Тронхейм с большими повреждениями и была выведена из состава флота.
3 декабря 1944 г. небольшой п/х "Революция" (433 брт.) СГМП был торпедирован подводной лодкой U-1163 в Баренцевом море, у Мурманского берега. Судно шло из Мурманска в Архангельск в составе конвоя КБ-35. Погибли 22 человека, в том числе капитан А. Г. Мочалов и один пассажир.
5 декабря 1944 г. п/х "Пролетарий" (1123 брт.) МГМП шел из освобожденной Печенги в Кольский залив в конвое ПК-20. В Баренцевом море, у полуострова Рыбачий, торпедирован подлодкой U-995. Из экипажа погибли 31 человек, в том числе и капитан П. Г. Ижмяков, спаслись - 21 человек. На боевом счету этой лодки тральщик Т-883, затопленный совсем экипажем в декабре 1944 г. и большой охотник БО-224, потопленный в марте 1945 г.
Сама лодка, впоследствии, была повреждена при налете союзной авиации на Тронхейм.
Последняя жертва 1944 г. п/х "Тбилиси" (7176 брт.). Это судно типа "Либерти", передано СГМП в июне 1944 г. и названо в честь погибшего п/х "Тбилиси" ДВМП. 30 декабря 1944 г., при следовании с военным грузом из Кольского залива в Петсамо (Печенгу), в Варангер-фиорде атаковано подводной лодкой U-956. От взрыва торпеды пароход разломился на две части, носовая затонула, а кормовая осталась на плаву. Спасательная операция проходила ночью в штормовом море. Из всего экипажа погибло 14 моряков, в том числе капитан В. К. Субботин, капитан парохода "Тбилиси", погибшего в 1943 г., и 43 пассажира.
В 1959 г. к кормовой части "Тбилиси", в Архангельске, на заводе "Красная Кузница", приделали носовую часть от тяжелого поврежденного однотипного парохода. В строй вошел третий "Тбилиси".
Подлодке U-956 в январе 1945 г. в районе острова Большой Олений, в Баренцевом море, удалось потопить советский эсминец "Деятельный", шедший в охранении конвоя КБ-1.
Последней жертвой подводной войны на севере, буквально за две недели до окончания войны, стал п/х "Онега" (1603 брт.) СГМП, погибший в Баренцевом море, у восточного берега полуострова Рыбачий. Следуя в конвое ПК-9 (Печенга-Кольский) 22 апреля 1945 г. судно, торпедированное подводной лодкой U-997, затонуло в течение 6 минут. Удалось спасти 37 человек, погибло 5 человек. Перед этим в декабре 1944 г. лодка потопила в районе острова Кильдин большой охотник БО-229, полученный из США, который атаковал её.
По подсчетам автора, 26 транспортных и вспомогательных судов на севере потопила 21 подводная лодка, из них две (U-302 и U-354) потопили п/х "Диксон". 15 лодок потопили по одному судну, две лодки - по два судна и две (U-255 и U-601) - по 3 судна.
Из 21 лодки, потопивших транспорты, 15 уничтожены в годы войны, две повреждены и вышли из строя.
Таким образом, подводные лодки представляли основную опасность для торгового судоходства в годы войны. От авиации противника вооруженные торговые суда имели возможность отбиваться, а в ряде случаев даже сбивать вражеские самолеты. От торпед подводных лодок спастись было можно только умелым маневрированием, если на это ещё оставалось время. На севере известен только один случай, когда п/х "Ванцетти", в январе 1943 г., избежал торпедирования и огнем орудий сумел повредить лодку U-553, которая по немецким источникам считалась пропавшей без вести.
Примечания:
1. Советская военная энциклопедия. М., 1978. Т. 6. С. 377, 378.
2. Супрун М. Н. Ленд-лиз и северные конвои, 1941-1945 гг. М., 1997. С. 31, 80; Апрелев С. В. Действие подводных лодок Северного флота по обеспечению арктических союзных конвоев // Война в Арктике. Архангельск, 2001. С.171; Щедролосев В. В. Морская война в Арктике 1941-1945 гг. // Война в Арктике. Архангельск, 2001. С. 319, 321, 333.
3. Подсчитано: Арктические союзные конвои 1941-1945 гг. СПб, 2000.
С. 135-139.
4. Суда Министерства Морского флота (ММФ), погибшие в Великой Отечественной войне. Справочник. М., 1989. С. 13. Далее все сведения о потопленных судах даны по этому источнику. С. 14-22.
Брутто регистровых тонн (брт.) - единица измерения полной вместимости судна, равная 100 куб. фунтам или 2,83м3 и применяемая для расчета объема судовых помещений с целью взимания с судов портовых сборов.
5. Щедролосев В. В. Указ соч. С. 345-351. Далее все сведения о подводных лодках противника даны по этому источнику.
6. Красавцев Л. Б. Морской транспорт европейского Севера России (1918-1985). Проблемы развития и модернизации. Архангельск, 2003. С. 122.
7. Сомкин А. Г. Мы помним вас... Архангельск, 1995. С. 186.
8. Сомкин А. Г. Указ. соч. С. 134-148.
Источник: "Защитники Отечества", Архангельский областной краеведческий музей, 2005.
для ПОБЕДА.RU
http://www.pobeda.ru/content/view/3602/21/