itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Боевой расчет моряков Северного транспортного флота в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.

0
417
Время на чтение 7 минут
В годы любой войны транспортный флот становится объектом нападения со стороны вооруженных сил противника и поэтому торговые суда, плавающие в зоне военных действий, вынуждены были вооружаться для обеспечения своей безопасности. Согласно принятому решению Государственного Комитета Обороны (ГКО), в конце 1941 г. началось вооружение торговых судов, в том числе и на Севере. На судах устанавливалось по одному-два орудия и несколько пулеметов. Для обслуживания вооружения направлялись военные команды из 15-16 военных моряков во главе с офицером - помощником капитана по военной части. Обучали владеть оружием и экипаж судна. В основном суда вооружались в своих портах приписки, но часть судов загранплавания была вооружена и прошла обучение в портах союзников по антифашистской коалиции - Англии и США. Подробнее о вооружении транспортных судов северного бассейна рассказано в работах автора [1].

Установленное на торговых судах вооружение не только позволяло морякам отбиваться от налетов вражеской авиации, а иногда и атак подводных лодок и, тем самым уменьшить потери торгового флота. Экипажи судов совместно с военными командами научились не только отражать атаки авиации и подводных лодок, но и стали сами сбивать вражеские самолеты. По данным С. Ф. Эдлинского, на боевом счету экипажей транспортных судов было 9 сбитых и 2 поврежденных подводных лодки противника [2].
Боевой счет открыли моряки теплохода "Севзаплес" Мурманского пароходства. Теплоход в сентябре 1941 г. ушел первым обратным рейсом
QP-1 из Архангельска в Англию, и возвращался на родину с грузом ленд-лиза в конвое PQ-12. При подходе к Мурманску теплоход атаковал немецкий самолет, который сбили артиллеристы судна [3]. Это был Ju-88. По данным М. Н. Супруна, самолет был сбит совместно с тральщиком "Стефа", вооруженным китобойцем, шедшим в составе эскорта конвоя [4].
Следующий сбитый самолет моряками торгового флота на севере принадлежит однотипному теплоходу - лесовозу тоже Мурманского пароходства "Старый большевик".
В мае 1942 г. теплоход возвращался на Родину в конвое PQ-16. Для экипажа это был уже четвертый рейс в составе конвоев. Теплоход ушел из Архангельска также в сентябре 1941 г.QP-1; вернулся в конвое PQ-8 в январе 1942 г. в Мурманск, сразу же ушел в конвое QP-7 из Мурманска в феврале, и теперь во второй раз возвращался домой. Это был один из первых самых больших конвоев - сразу 35 транспортов. "Старый большевик" шел третьим во второй колонне справа.
Конвой подвергся массированным атакам немецкой авиации, в том числе торпедоносцев, которые применили впервые тактику "золотых клещей", то есть одновременную атаку бомбардировщиков и торпедоносцев. Налеты на конвой начались 25 мая и продолжались до 30 мая. Только в налете 27 мая на конвой участвовало 101 Ju-88 и 7 He-111. Конвой потерял 7 транспортов [5]. Это были первые большие потери в конвое. Противник потерял 12 самолетов, один из них был сбит артиллеристами теплохода.
Судно получило тяжелые повреждения, во время налета 27 мая - одна из бомб попала в полубак, вышло из строя носовое орудие, начался пожар, а судно было загружено взрывчатыми веществами. Судно отстало от конвоя, экипаж отказался покинуть судно. На подошедший английский конвойный эсминец передали раненых, погасили пожар, восстановили судно. Вечером этого же дня, кормовое орудие, где наводчиком был матрос Аказенок, прямым попаданием сбило самолет противника, а второй - поврежден. На следующий день теплоход нагнал конвой. И советское и английское правительство высоко оценило подвиг моряков. Судно было награждено орденом Ленина, капитан И. И. Афанасьев, первый помощник К. М. Петровский и матрос Б. И. Аказенок стали Героями Советского Союза, боевыми орденами и медалями наградили весь экипаж. Капитан И. И. Афанасьев также был награжден орденом Британской империи IV класса [6].
Отличился в этом же конвое экипаж парохода "Аркос" Северного морского пароходства - капитан И. В. Пиир. Судно, умело, маневрируя, уклонилось от 5 торпед и 11 бомбардировщиков, пикировавших на судно. "Аркос" шел третьим в четвертой колонне справа.
25 мая во время второго налета было замечено, что один из самолетов, который начал "пикировать на судно и, по которому был открыт огонь, задымился и, резко изменив курс, пошел на снижение" (из воспоминания штурмана Б. П. Конюхова) [7]. До этого судну своеобразно "не везло". Из-за повреждений оно не смогло уйти из Архангельска в конвое QP-3. Пароход ушёл только в январе 1942 г. в конвое QP-5, и вынужден был обратно возвратиться из конвоя PQ-14.
Все три вышеупомянутых судна были вооружены в Англии.
Особо отличился экипаж танкера "Донбасс" Дальневосточного пароходства в печально знаменитом, трагическом конвое PQ-17. Судно совершило длительное плавание, выйдя в ноябре 1941 г. из Советской гавани - далее Петропавловск-на-Камчатке - Сан-Франциско - Панамский канал - Буэнос-Айрес (погружено льняное масло 9467 т) - Нью-Йорк (установлено вооружение) - Бостон - Галифакс - Сидни - в составе каравана из 68 судов пересекло Атлантику. В Англии судно довооружили, оттуда оно прибыло в Исландию, и 27 июня вышло в конвое PQ-17. Танкер шел замыкающим в третьей колонне слева.
Во время налета вражеской авиации 4 июля расчет кормового орудия прямой наводкой сбил торпедоносец, а кормовой крупнокалиберный пулемет сбил второй самолет. После роспуска конвоя танкер благополучно избежал встреч с подводными лодками. 6 июля экипаж танкера подобрал 51 моряка с торпедированного американского парохода типа либерти "Д. Морган". На носовое орудие была поставлена добровольно согласившаяся американская команда, которая успешно отразила новый налет пикирующих бомбардировщиков и повредила еще один самолет. Танкер благополучно дошел в Иоканьгу, а затем в Архангельск, доставив целиком ценный и огнеопасный груз.
Известно, что Уполномоченный ГКО И. Д. Папанин и секретарь Архангельского обкома ВКП (б) Г. П. Огородников ходатайствовали перед Сталиным о награждении орденами и медалями членов экипажа судна за сбитые два торпедоносца, в том числе и лейтенанта ВМФ США за мужество при отражении атак противника [8]. Но, по каким-то причинам, видимо сыграла свою роль в целом судьба конвоя, наград не последовало.
После неудачной попытки вернуться на Дальний Восток через Северный морской путь, танкер при попытке прорваться в одиночку с Новой Земли был потоплен немецким эсминцем 5 ноября 1942 г., а команда частично погибла во время обстрела, оставшиеся попали в плен.
Отличились советские моряки и при проводке конвоя PQ-18 в сентябре 1942 г. Это был на то время самый большой конвой в составе 40 транспортов. В его составе шли 6 советских судов: "Комилес", "Петровский", "А. Марти", "Тбилиси", "Сталинград" и "Сухона". Против конвоя противник бросил 12 подводных лодок, 80 торпедоносцев и 130 бомбардировщиков, которые смогли потопить 13 транспортов, в том числе и пароходы "Сталинград", "Сухона", шедшие в крайней правой колонне, которая была ближе всех к атакующим силам врага. Но и противник потерял более 40 самолетов и три подводные лодки. При отражении воздушных атак, по мнению Ю. Н. Кучепатова, по два самолета сбили "Комилес", "Петровский" и "Тбилиси". С. Ф. Эдлинский указывает, что один самолет сбили зенитчики "Петровского" и два - экипаж "Тбилиси" [9].
В одиночном плавании из Англии в Мурманск 17 февраля 1943 г. моряки парохода "А. Марти" Северного морского пароходства успешно отразили налет двух бомбардировщиков Ju-88, причем один сбили, а другой повредили и благополучно прибыли в Мурманск. О подвиге моряков "А. Марти" доложил на производственно-хозяйственном активе пароходства 17-18 апреля 1943 г. начальник пароходства Н. В. Новиков. Капитана Хиркасова и первого помощника капитана Казанкова наградили орденами Отечественной войны 1-й степени, и еще 4 моряка награждены орденами и 7 - медалями "За боевые заслуги" [10].
Моряки торгового флота на севере не только отразили атаки авиации противника, но и сбили при этом 9 вражеских самолетов.
Что касается более опасного и сильного врага, каким являются подводные лодки, то встречи с ними, как правило, оказываются в пользу подводников. Но, тем не менее, моряки вступали в борьбу и с ними.
В апреле 1942 г. пароход "Ашхабад" Дальневосточного пароходства, возвращавшийся из Мурманска конвоем QP-9, благополучно дошел до Исландии, затем пересек Атлантику и на переходе из Нью-Йорка на Кубу вечером был торпедирован подводной лодкой. Транспортные суда в то время вдоль побережья США еще не конвоировались и шли самостоятельно. Но перед затоплением моряки успели сделать три выстрела из носового орудия и заставили лодку погрузиться. Экипаж впоследствии обнаружил американский самолет, а подошедший английский тральщик спас его. При этом моряки обнаружили еще несколько затонувших пароходов (из воды торчали концы мачт) [11].
Пароход "Беломорканал" Дальневосточного пароходства в августе
1942 г. вышел в одиночное плавание из Исландии в Арктику. 19 августа недалеко от Шпицбергена, в разрыве тумана, обнаружили подводную лодку противника в надводном положении. Экипаж открыл огонь из орудий и крупнокалиберных пулеметов. Лодка стала сразу погружаться. Тогда пароход пошел на таран и одновременно сбросил глубинные бомбы. Лодка снова сделала попытку всплыть с другого борта, но вновь была обстреляна, и сброшены глубинные бомбы. Лодка погрузилась и судьба ее неизвестна. "Беломорканал", пользуясь туманом, ушел зигзагами с опасного места и дошел благополучно в море Лаптевых в бухту Кожевникова [12].
Благополучно разминулся с подводной лодкой противника U-553 пароход "Ванцетти" Дальневосточного морского пароходства. Как и все дальневосточники, он был хорошо вооружен в США. На север судно пришло из Сан-Франциско и далее - Северным морским путем в Архангельск.
После разгрузки в Архангельске, на судно погрузили пилолес, и оно вышло в одиночное плавание, в Исландию. "Ванцетти", недалеко от острова Медвежий, встретило замаскированную под парусник подводную лодку. Сразу пошли противолодочным зигзагом. Умело, маневрируя, капитан избежал попадания выпущенной торпеды. При всплытии подводной лодки открыли по ней артиллерийский и пулеметный огонь. Было зафиксировано три попадания в боевую рубку. Лодка стала сразу погружаться, еще три выстрела сделали по месту погружения лодки.
С приходом судна в Рейкьявик экипаж поздравили с победой, а на стволе орудия нанесли красную полосу в знак потопления лодки. На конференции капитанов, участники ее стоя приветствовали капитана В. М. Веронда. Немцы считали эту лодку пропавшей без вести. В 1944 г. судно вернулось в родной Владивосток, совершив при этом кругосветное плавание [13].

Примечания:
1. Красавцев Л. Б. Вооружение торговых судов на Севере в Великую Отечественную войну 1941-1945 гг.// Северные конвои: исследования, воспоминания, документы. Архангельск, 2000. Вып. 4. С. 105-111; Вооружение транспортного флота на Севере в годы войны // Морской флот. 2001. N 3. С. 55-56.
2. Эдлинский С. Ф. Северный транспортный флот в Великой Отечественной войне Советского Союза 1941-1945 гг. М., 1963. С. 320.
3. Эдлинский С. Ф. Указ. соч. С. 89.
4. Супрун М. Н. Ленд-лиз и северные конвои, 1941-1945 гг. М., 1997. С. 88.
5. Супрун М. Н. Указ. соч. С. 104-108.
6. Эдлинский С. Ф. Указ. соч. С. 91-94; Кучепатов Ю. Н. Огненные мили. Архангельск; Митронов В. П. Штормовые годы // Северные конвои: исследования, воспоминания, документы. М., 2000. Вып. 3. С. 169.
7. Попов Г. П. Из "мореходки" - на войну // Северные конвои: Исследования, воспоминания, документы. Архангельск, 1991. С. 42.
8. Рейсовое донесение капитана т/х "Донбасс" М. Павлова о плавании теплохода с 9.11.1941 по 9.07.1942 // Конвои: исследования, воспоминания, библиография, документы. Архангельск, 1995. С. 221-226, 239.
9. Кучепатов Ю. Н. Последний конвой из серии PQ // Северные конвои: исследования, воспоминания, документы. М., 2000. Вып. 3. С. 32; Эдлинский С. Ф. Указ. соч. С. 105; Государственный архив архангельской области (ГААО). Ф. 367. Оп. 11. Д. 42. Л. 41.
10. ГААО. Ф. 367. Оп. 18. Д. 111. Л. 6.
11. Государственный архив общественно-политических формирований и движений (ГАОПДФАО). Ф. 865. Оп. 1. Д. 1510. Л. 108, 109.
12. Эдлинский С. Ф. Указ. соч. С. 101, 102.
13. Богданов Ю. П. Подвиг моряков "Ванцетти" // Северные конвои: исследования, воспоминания, документы. М., 2000. Вып. 3. С. 136-141.

Источник: "Защитники Отечества", Архангельский областной краеведческий музей, 2005.

для ПОБЕДА.RU

http://www.pobeda.ru/content/view/3637/21/
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Л. Красавцев
Все статьи Л. Красавцев
Последние комментарии
«Не плачь, палач», или Ритуальный сатанизм
Новый комментарий от Русский танкист
28.03.2024 12:21
Прежней «половинчатой» жизни больше не будет
Новый комментарий от Советский недобиток
28.03.2024 11:11
Молчать нельзя осаживать
Новый комментарий от Валерий
28.03.2024 10:25
Почему ушёл Малофеев?
Новый комментарий от С. Югов
27.03.2024 22:34
«И пускай никто нас не пугает русским национализмом!»
Новый комментарий от Русский Иван
27.03.2024 21:55
Отчего не видно новых Пушкиных?
Новый комментарий от Русский Иван
27.03.2024 21:44
Отмените шабаш!
Новый комментарий от Русский танкист
27.03.2024 20:59