Но не все так гладко, как может показаться на первый взгляд. В этом дружном коллективе несколько особняком стоит Баку. Отчетливо прослеживается тенденция, что азербайджанская политэлита старается проявлять меньшую эмоциональность и демонстрирует очевидное нежелание идти на конфронтацию с Россией, безоглядно братаясь с "оранжевыми" заводилами антироссийского курса ГУАМ. Даже несмотря на то, что сегодня США определяют многое на постсоветском пространстве. Вероятно, Азербайджан просто активно имитирует заинтересованность в дружбе и сотрудничестве с теми странами, которые находятся в орбите интересов США (Грузия и Украина), преследуя при этом свои собственные интересы и извлекая определенную выгоду из неистощимой потребности США в углеводородных ресурсах, которыми Баку в отличие от коллег по ГУАМ столь богат.
Впрочем, и участие представителей "розовой" и "оранжевой" революций в прошлогодней попытке смены власти в стране вряд ли изгладилось из памяти руководства Азербайджана. Да и ситуация с Нагорным Карабахом несколько отлична от грузинских и молдавских территориальных проблем. Как считает известный азербайджанский политолог Зардушт Ализаде, Азербайджан не имеет ни с Украиной, ни с Молдавией никаких общих экономических, политических и военных интересов. Что касается Грузии, то, по его мнению, она интересна Баку как естественный транзитный путь для Азербайджана.
У других членов объединения есть собственные мотивы не следовать безоглядно за "духовным" лидером возрождения, почившего было в бозе ГУАМ, - Грузией. Ведь, несмотря на, казалось бы, явно выраженные антироссийские позиции трех лидеров ГУАМ (об Азербайджане мы уже говорили), внутриполитические процессы в "странах-раскольниках" могут привести к их возврату в "лоно СНГ". Это может произойти в результате смены правящих верхушек в Молдавии и в той же Грузии, население которых во все большей степени испытывает экономические тяготы от ухудшения отношений с Россией. Украина уже обзавелась "разноцветным" кабинетом министров, который вынужден учитывать не только прозападные позиции "оранжевых революционеров", но и пророссийские - "синих" элит и населения восточной части Украины. Молдавия усиленно тянется к Румынии, которая с первого января следующего года станет полноправным членом Евросоюза и в отличие от Грузии имеет реальный шанс присоединиться к Европейскому союзу путем слияния с Бухарестом, но при условии решения своей территориальной проблемы. Кроме того, у участников ГУАМ существенно разнятся приоритеты - если Украина (пока еще и в лице Ющенко) и Грузия хотят быть членами НАТО, то Молдавия официально подчеркивает свой статус нейтрального государства, а Азербайджан вообще никто не рассматривает даже теоретически в качестве возможного участника Североатлантического альянса.
Собственно, единодушие Грузии, Украины и Молдавии даже в вопросе урегулирования конфликтов на собственных территориях путем создания миротворческого контингента ГУАМ более чем призрачно. Об этом говорят как в Киеве, так и в Тбилиси и Кишиневе. По мнению политолога Рамаза Сакварелидзе, приобретение военного компонента создаст ГУАМ проблемы и станет препятствием для его расширения и существования вообще. По его словам, эта организация за все время своего существования имела достаточно четко определенные функции - это вопросы энергетики, политическое и экономическое сотрудничество и транзитные функции. Такого же мнения придерживается и руководитель Центра стратегического анализа и прогноза Молдавии доктор политических наук Сергей Назария. "Такие попытки государств ГУАМ могут лишь усугубить существующие конфликты и вызвать новые, вплоть до распада государственности самих этих стран", - подчеркивает он. Говоря о попытках стран - членов ГУАМ предпринять успешные действия для разрешения конфликтов вокруг непризнанных республик на постсоветском пространстве в свою пользу, политолог заметил, что "никакие конфликты на постсоветском пространстве без России, а тем более против России решить в принципе невозможно".
Выразил сомнение в эффективности миротворческих военных структур, которые могут быть созданы под эгидой этой международной организации и первый заместитель председателя Правительства РФ - министр обороны России Сергей Иванов. "Подобные "миротворческие услуги" со стороны заведомо ангажированного объединения не могут быть адекватно восприняты всеми сторонами процесса урегулирования", - заявил Иванов.
Хотя внутренние разногласия еще не свидетельствуют о том, что ГУАМ в ближайшее время будет ликвидирован, скорее всего, он будет находиться в летаргическом состоянии для возможного использования его в интересах Запада в долгосрочной перспективе. Примеры такого номинального существования международных организаций имеются - например, средневосточный блок СЕНТО в 1970-е годы. Не имеет ГУАМ и перспективы стать самостоятельной и авторитетной международной организацией и будет существовать до тех пор, пока в нем остается заинтересованность со стороны США как в инструменте некоего противодействия российскому влиянию на постсоветском пространстве. Его активность будет то нарастать, то спадать в зависимости от политической конъюнктуры. Так что обращать особое внимание на показываемые ГУАМ время от времени зубы вряд ли стоит. Присматриваться необходимо к тому, кто эти "зубы" объединению вставляет.
http://www.redstar.ru/2006/09/28_09/3_01.html