- Отец Геннадий, в чем особенность нынешнего юбилейного фестиваля?
- Торжественная часть впервые состоится в Московском международном доме музыки - великолепном концертном зале. Изменения коснулись и рабочей части фестиваля - 4 сентября мы собираем тех представителей епархий Русской Православной Церкви, которые ведут активную миссионерскую и духовно-просветительскую работу с молодежью в сети Интернет. Нужно отметить, что минувший год ознаменовался прорывом в деле освоения православной молодежью Интернет-пространства. Появилось много интересных сайтов и у епархиальных отделов, и у многочисленных приходских братств и молодежных организаций. Назову лишь несколько - это страницы молодежных отделов Ижевской и Мурманской епархий. Свой портал есть теперь и у нашего Синодального отдела. Он носит всем хорошо знакомое название "Обретенное поколение" и расположен по адресу www.mir-rpz.ru.
Очень рад, что нашло поддержку наше предложение присудить премию "Обретенное поколение" 2006 года "Церковному вестнику". Ваше издание является уникальным в том смысле, что в нем очень точно соблюден баланс между разделами, представляющими официальную информацию, и злободневной публицистикой на актуальные темы, волнующие церковную общественность. Важное место неизменно занимает обсуждение молодежных проблем. Высокий профессиональный уровень статей позволяет заинтересовать читателя содержанием дискуссий, которые ведутся в церковной среде. Хотел бы от души пожелать ответственному редактору Сергей Чапнину и всему творческому коллективу дальнейших благословенных успехов в вашей ответственной творческой деятельности.
- Какие еще события в сфере молодежного служения нашей Церкви состоялись в минувшем учебном году?
- Самое значимое из них - осенний Съезд православной молодежи Дальнего Востока и Забайкалья в Хабаровске, приуроченный к 300-летнему юбилею Православия на Камчатке. Месяц назад в Витебске прошел фестиваль-акция "Небо славян" с участием представителей молодежи трех братских народов. Читайте сводки православных агентств - сообщения о специфических церковных молодежных акциях приходят чуть ли не ежедневно. Разгорается дискуссия о возможности свидетельства о Православии средствами рок-музыки, обсуждаются пути развития православного молодежного движения. Еще пять лет назад церковная жизнь в этой сфере отнюдь не была столь активной.
- На Всецерковном съезде православной молодежи в 2001 году многие говорили о необходимости изменить сознание церковных людей. Священники и миряне должны повернуться лицом к молодежи...
-...И почувствовать особую специфику, я бы сказал, вкус молодежного служения. В этом отношении произошли колоссальные сдвиги. Еще несколько лет назад большинство священнослужителей буквально шарахались от странных детей, называющих себя нерусским словом "скауты". Сегодня все не так. Вспоминаю, с каким воодушевлением прошлым летом встречали благочинные нескольких епархий православный велопробег "На поле Куликово!", приуроченный к юбилею Куликовской битвы. Конечно, все это стало возможным лишь благодаря последовательной позиции, занимаемой священноначалием и, прежде всего, Святейшим Патриархом, который оказывает поддержку всем новым и смелым молодежным проектам. До сих пор в памяти посещение Патриархом Костромы, где Святейший беседовал с воспитанниками православного молодежного Центра "Ковчег" прямо на футбольном поле. В Костроме традиционно проводятся финальные соревнования клуба юных хоккеистов "Золотая шайба". Не было ни разу, чтобы с ребятами не встретился председатель Синодального отдела архиепископ Костромской и Галичский Александр.
- Есть ли перспективы создания по-настоящему мощной православной молодежной организации?
- Думаю, что постепенно дело идет к этому. Многие православные молодежные братства при приходах насчитывают уже более сотни членов. Возьмите, например, клуб "Чайка" при Иоанновском монастыре в Санкт-Петербурге. Развивается Всероссийское православное молодежное движение, создан Славянский молодежный союз, ряд других организаций. Но здесь нас подстерегает серьезная опасность: молодежная организация не должна быть политизированной. А едва только она набирает силу, ее потенциал стремятся использовать политические партии. Недавно на одном из православных молодежных мероприятий я был шокирован присутствием агитаторов из радикальной коммунистической партии Анпилова. Мы не должны подходить к православной молодежи с теми критериями, с какими подходим к политическим движениям. Создание православной молодежной организации должно протекать естественно, инициатива должна исходить от приходов.
- Уже много лет Церковь свободно осуществляет свою проповедь. Изданы тысячи новых книг о Церкви, но церковной молодежи не так много, как хотелось бы...
- Это еще раз свидетельствует об истине: христианство не доказуется, а показуется. Даже такие великолепные журналы, как "Фома", и блестящие интернет-проекты не заменят конкретного духовного руководства - реального примера нашей жизни во Христе. Я вижу перед собой счастливого верующего человека - и хочу быть таким же как он. Вот и весь простой ход мысли подростка.
Кроме того, молодым людям страшно мешают стереотипы - старые и новые, - которые они выносят из школы. До сих пор преподают дарвинизм не в качестве научной гипотезы, а как идеологическую теорию, подпирающую атеистическое мировоззрение. Я хорошо знаю семью Шрайбер из Санкт-Петербурга и очень рад, что школьница Маша нашла в себе смелость начать судебный процесс, который, по моему мнению, при определенных условиях может стать историческим и положить конец засилью атеизма в постсоветской школе.
Что касается новых, навязанных молодежи губительных для души стереотипов, то это, прежде всего, идол материального обогащения.
"Грош у новейших господ // Выше труда и закона. // Нынче печален лишь тот, // Кто не украл миллиона", - пророческие стихи Некрасова о 90-х годах прошлого века.
И опять возникает потребность показать молодежи настоящих православных подвижников, глядя на жизнь которых можно проникнуться христианскими идеалами. Будем еще и молиться, чтобы Господь воздвиг таких людей у нас в Отечестве.
http://tserkov.info/numbers/youth/?ID=1884