Виктор, расскажите, пожалуйста, как это все начиналось и когда?
Началось это полтора года назад. Третьему священнику храма Живоначальной Троицы о. Роману подошла девяностолетняя старушка, и сказала, что вот вы живете, все тут, и не знаете, что у нас во дворе есть храм. Когда я была маленькой, то ходила с родителями в эту церковь. Ее закрыли в 20е годы. Колокольню, говорит, уничтожали ночью, чтобы мы не пришли ее защищать. А открыт этот храм был еще перед первой мировой войной в 14м году.
Отец Роман с прихожанами заинтересовался этим. Начали искать в архивах подтверждающие слова старушки документы. Нашли один. Это был документ из государственного архива московской области, в котором местный совхоз просит у власти передать ему под пасеку территорию храма с церковными землями. За консультацией пошли к специалистам, от которых получили два экспертных заключения. Первое от фонда возрождения русской усадьбы и второе от союза краеведов России. Причем вторую справку подписал зампред союза краеведов заведующий кафедрой историко-архивного института Козлов Владимир Фотиевич, самый лучший москвовед по церковным вопросам.
Подали эти документы по линии церковного священноначалия, и Владыка Арсений благословил начинание. После чего был учрежден приход этого храма - Преображения Господня. Именно так, со слов бабушки, он назывался ранее.
Далее, приход уже был официально зарегистрирован в районе как юридическое лицо. После чего сразу же были поданы документы районным властям на выделение землеотвода и на возвращение храмового здания православной церкви.
Вы не интересовались судьбой этого здания в период с 20 года до того момента, когда было обнаружено, что это храм?
У здания очень запутанная судьба. В 30е - 50е годы, как показано на картах, которые мы видели, на месте этого здания колючая проволока и молния, т.е. знак, который обозначает, что объект охраняется НКВД. На других картах идет просто обозначение территории, а внутри ничего нет. Жильцы, которые первыми вселялись в дома в этом районе, в начале 60х годов, говорили, что здесь была воинская часть, огороженная колючей проволокой. Внутри стояли антенны какие-то. Что конкретно там было, мы пока узнать не можем. Слухи по району ходили странные, но они не проверенные и доказать их никто не может. Говорили даже, что там, внутри здания в подвале расстреливали людей.
Затем здание испытало на себя все тяготы продовольственного склада, в котором раздавались небольшие заказы для жителей района. После - музыкальная школа. Которую, правда, через некоторое время по каким-то причинам закрыли. Это было где-то на рубеже 70х-80х годов. Учившиеся в этой музыкальной школе, сейчас этим людям за сорок, говорят, что у них была учительница музыки, которая им рассказывала, что раньше это здание было церковью.
После музыкальной школы здесь был теплопункт. Во время реконструкции пятиэтажек теплопункт закрыли. Сейчас эта территория, по всей вероятности никому не принадлежит.
Кто был в составе группы, подававшее заявление?
Заявление подавал приходской совет, в составе десяти человек. Староста, Вячеслав Геннадьевич Чекалин, его два заместителя и еще семь человек. Меня в их числе не было. Запрос был подан официально, на бланке прихода. Параллельно с нами, запросы подавал и Святейший Патриарх Алексей II, Лужкову Юрию Михайловичу, в московское правительство и префектуру.
И какой был результат?
Результат неутешительный. На один вопрос вообще не был дан ответ. Это письмо Святейшего Лужкову. Районные власти на письмо Патриарха ответили категорическим отказом. А письмо к московскому правительству находится до сих пор на рассмотрении.
За это время произошли значительные изменения. Один из ярых наших противников, префект юго-западного административного округа Валерий Владимирович Виноградов уступил свое место нынешнему префекту Челышеву. А Виноградова Лужков назначил своим заместителем по взаимодействию с религиозными общественными организациями. И получилось теперь, что Валерий Владимирович непосредственно отвечает за этот вопрос.
Чем власти мотивировали отказ?
Первое, документы, которые мы собрали, являются, по мнению властей, косвенными доказательствами. Нам просто предлагается иди и еще искать в архивах документы, которые смогут убедить власти. Второе - здание, храмовое оно, или нет, но оно не является памятником. Данное заявление они никак не аргументируют. И третье - это нарушает план застройки района. По планам на этом месте должен быть гараж.
Этот гараж, стоит отметить, будет вторым. Рядом уже находится один гараж, который занимает весь двор, но места для машин там практически никто не покупает, по причине высокой стоимости. По слухам, одно место - 36 000 долларов.
После этого был циничный разговор, что на крышах гаражей будут детские площадки. На крыше первого гаража, на высоте полутора метров, даже что-то построили, но детей туда не пускают.
Что делают еще власти, чтобы вам помешать?
Помимо того, что управа дала официальный отказ, они еще распространяют слухи о прихожанах. Что мы жулики, которые задались целью захватить кусок земли и потом ее перепродать. Что мы не православные, а сектанты, которые хотят сломать этот храм, а они его, наоборот, от нас охраняют. Также против нас настроены все консьержки ближайших домов. Мы даже не можем повесить объявления для прихожан на доске объявлений.
Какие у Вас планы по восстановлению храма?
У нас есть спонсоры, которые хотят поучаствовать в восстановлении храма. Это состоятельные люди, проживающие в округе.
И вот на эти деньги мы хотим, по мере возможности реконструировать здание, но не выходить за рамки первоначальной архитектурной конструкции, чтобы храм сохранил свой первоначальный вид. Обязательно восстановить колокольню, которую разрушили в 20е годы. Дальнейшее, у нас есть в планах создание церковно-приходской школы. Мы понимаем, что двор маленький и отдельное здание школы построить нельзя, но мы можем это сделать внутри храма, в подвальном помещении. Так же мы хотим заняться организацией специальной школы для детей сирот. Рядом с нами есть интернат, и одна из наших прихожанок уже много лет работает с этими детьми. И еще, у нас в планах создание специально для них отдельных церковных курсов.
Оставшуюся часть земли мы планируем засадить плодово-ягодными деревьями и декоративными кустарниками. Внести тем самым свой вклад в озеленение района. Мы категорически против ограды вокруг храма. Эта территория на наш взгляд должна быть общедоступной, особенно для детей.
Спасибо за Ваше интервью, и от лица всей редакции желаем успеха в вашей борьбе за храм!
Героев Григорий
http://www.rustrana.ru/article.php?nid=26973&sq=19&crypt=