Кто из них окажется окончательным победителем, будет зависеть от стратегии предвыборной кампании, которую каждый из кандидатов в ходе этой предвыборной гонки определил для себя.
По данным газеты "Блиц", которая в свою очередь ссылается на свои источники в США, предвыборной кампанией Томислава Николича, кандидата от Сербской Радикальной Партии, занимаются американцы. Работу по изменению своего имиджа "радикалы" доверили одной из сильнейших лоббистских групп Вашингтона - Queen Gilespy. В столице США эта группа имеет очень большие возможности. Связано это, прежде всего, с тем, что у группы имеются в наличии достаточно близкие связи с прошлым и нынешним президентами Соединенных Штатов Америки - Биллом Клинтоном и Джорджем Бушем младшим.
По данным источника, американцы отнеслись к своей работе довольно серьезно и для консультативной помощи в ходе избирательной кампании наняли еще одну лоббистскую группу - Laurus group, для которой сразу же была отведена так называемая "каждодневная работа", оставив себе только стратегическое планирование.
Специалисты в серии меморандумов советуют Николичу как себя вести, что говорить, а чего избегать. В кампании под неформальным названием "новый радикал", кандидату в президенты посоветовали быть мягче по многим вопросам и не упираться только в вопросы Косово и ЕС. Также Николичу дали совет чаще появляться в окружении семьи, чтобы создать образ серьезного семейного человека, чаще улыбаться. Кроме того, лоббисты рекомендовали Николичу постараться избегать упоминаний о Воиславе Шешеле и отказаться от плакатов с его изображением. По их мнению, "не нужно, чтобы пресса и избиратели разбирались в его прошлом, нет времени, чтобы улучшать еще и его имидж". То есть, кампания Николича ничем не должна напоминать радикалов времен Карлобаг-Карловац-Вировитица.
По мнению американцев, единственный способ победить во втором туре - переманить на свою сторону сторонников Коштуницы и еще так называемых "неопределившихся".
"Единственный способ сделать это - убедить их, что Николич изменился и стал умеренный".
Таким образом, консультанты-лоббисты советуют радикалам "не отказываться от коалиции с Коштуницей и больше времени посвятить этой целевой группе".
Также к советам Николичу относится и быть дружески настроенным к Европейскому Союзу и не в коем случае не выступать против ЕС. По крайне мере до 3 февраля. По мнению лоббистов эти действия были бы контрпродуктивны, иррациональны и не нашли бы понимания у проевропейски настроенной целевой группы избирателей.
Еще "радикалам" посоветовали не вступать в конфронтацию с либералами и сторонниками G17+, чтобы данный факт не вызвал ни малейшего желания у их сторонников придти на выборы во втором туре, а также приложить все усилия к избежанию скандальных ситуаций.
Все эти действия лоббистов направлены в первую очередь на то, чтобы на выборы пришло минимальное количество избирателей, так как это более выгодно Николичу.
Сербские избиратели уже давно с удивлением отмечали внезапную перемену в Томиславе Николиче. Он, еще недавно говоривший, что не видит смысла в договорах с ЕС, теперь твердо заявляет, что хочет, чтобы и ЕС и Россия пришли в Сербию и боролись за улучшение жизни сербов. Николич стал постепенно отказываться от своих прежних высказываний. Так, свое заявление о том, где он выступал за размещение русских военных баз в Сербии и едва ли не превращение Сербии в "российскую губернию", Томислав Николич мягко забрал назад. Это произошло на недавнем ток-шоу "Utisak nedelje" белградской радиостанции В-92. Николич, непривычно для себя улыбался и сказал, что насчет "губернии" он, мягко говоря, пошутил.
Лоббистская группа Queen Gilespy в своем весьма обширном списке клиентов, кроме сербских радикалов имеет еще множество влиятельных и богатых клиентов. В это число входят и правительства Пакистана, Македонии, Республики Сербской, а также Албанский фонд за демократию, и компания Pink International Желько Митровича.
По данным, полученным из Вашингтона, Митрович за прошедший год заплатил американцам за услуги 220 000 долларов. Сколько будут стоить услуги, предоставленные Николичу, пока неизвестно, но в среднем плата, которую берет за свою работу Queen Gilespy, составляет от нескольких сотен тысяч долларов до 1,5 млн за одну кампанию.
Сила этой лоббистской группы, стоит напомнить, в первую очередь в ее необычной политической ориентации, точнее в одинаковой близости и к республиканцам и к демократам. Основная заслуга в том, что эта группа - единственная из 25 000 американских лоббистских групп, которой одинаково легко откроют двери и Буш и Клинтон, принадлежит основателям - Джеку Квину и Эду Гилеспи.
Гилеспи с июня 2007 года назначен на должность главного советника президента Буша, а до этого был важным функционером в Республиканской партии. Квин же был одним из ближайших соратников президента Клинтона. Эти два бизнесмена в 2000 году решили создать сильную компанию, чьи услуги смогли бы оплачивать только богатейшие, - такие как Sony, Intel, T-mobile или правительства стран. На вопрос о том, как же могут радикалы, выступающие за изоляцию Сербии от ЕС и Америки, брать себе в помощь сотрудников Клинтона и Буша, собеседник газеты "Блиц" ответил, что в политике не может быть только "черного и белого".
"В данной ситуации речь, прежде всего, идет об очень сильной компании профессионалов, которая отлично выполняет свою работу, хотя и за большие деньги. То, что в прошлом году они организовывали кампанию для албанского политического движения, выступающего за независимость Косово, не значит, что сегодня они не могут сотрудничать с сербскими радикалами. Это все только бизнес", - сообщил собеседник "Блицу".
В компании Queen Gilespy работает около десятка лоббистов высочайшей квалификации, включая и Дэвида Лугара, сына конгрессмена Дэвида Лугара, известного в качестве убежденного сторонника независимости Косово.
В свою очередь, на публикацию в "Блице" генеральный секретарь Сербской Радикальной партии Александр Вучич заявил, что никогда раньше и не слышал ни о каких американских лобби-группах и все сообщения о сотрудничестве с ними просто смешны. Но в то же время Вучич не отрицает удивительных перемен в избирательной кампании. По его словам, это заслуга его собственная и его "партийной команды, которая долго обучалась этой работе в отечественных агентствах".
Джек Квин из Queen Gilespy и Ханк Джонс из Laurus grоupe также отрицают свое участие в кампании "радикалов". Таким образом, остается только предполагать, является эта информация утечкой или обычным черным пиаром, вброшенным противниками Николича.
http://rpmonitor.ru/ru/detail_m.php?ID=7964