И хочется напомнить и ему, и родителям, ожидающим, что вузы останутся оазисом благочестия и высокого качества образовательных услуг для их детей, прошлое насквозь криминальной "независимой" России.
ЗАБЫТОЕ ПРОШЛОЕ СТРЕЛЯЕТ ПО РОССИИ
Для начала - простые арифметические выкладки. Если какой-то социальный слой в "новой" России (после криминальной революции) получал в 2 раза меньше другого слоя В ТЕЧЕНИЕ 13 ЛЕТ, с 1992 г. по 2005 г., то разрыв в доходах составит 2х12х13=312 раз! При разрыве зарплат соответственно в 3, 4, 5, 6 раз разрыв доходов только к 2005 г. составит 468, 624, 780, 936 раз! Такие диспропорции возникли в доходах между коммерсантами, высшими чиновниками, обслугой из официозных СМИ, эстрады - и работниками вузов, науки, культуры, врачами, офицерами, милиционерами. Воры-миллиардеры могли получать еще и колоссальные барыши от вложений средств, которые давали прибыли, не снившиеся даже Европе.
При этом "добрый" президент Путин установил единый налог и для миллиардеров, и для простых людей. Он же только обещает(!) в ноябре 2006 г. увеличить зарплату вузовским преподавателям в полтора раза. И кто-то даже в бытовой беседе рассуждает: теперь "бюджетникам" повысили зарплату. Мы что, считать разучились?
Знакомая мне молодая семья с ребенком, намаявшись на нищенской зарплате в течение 5 лет, затем, когда глава семьи стал получать $500, почти 3 года только "латала дыры", докупая самое необходимое.
Подобного грабежа средь бела дня не знала история конца ХХ - начала XXI века. Во главе него стояла ширма мафии - деспот Ельцин.
А какой раскол произошел между доходами регионов страны! В Москве воротят морду от зарплаты в 15000 руб., а в средней России вкалывают за 2000 руб. (и того нет).
Когда говорят о "строительстве правового государства" в России, то вспоминается лишь сюжет "Королевства кривых зеркал". ВСЕ РЕФОРМЫ ПРОВОДИЛИСЬ НАСИЛИЕМ.
В 1992 г. группировка Ельцина обесценила сбережения населения; в 1993 г. расстреляла из танков в центре Москвы законно избранный парламент; в 1994 г. протащила Конституцию, которую запретила даже обсуждать(!), а оппозиционные газеты на тот период закрыла; в 1994 г. развязала войну в Чечне, под прикрытием которой провела грязную ваучерную аферу. У Ельцина и его группировки руки по локоть в крови, а сам он подписал ТЫСЯЧИ незаконных "указов", связанных с грабежом национального достояния.
Ельцин беспрерывно "болел" в своем бункере, и на создание таких укрытий, а также на заботу о его гнилом здоровье уходили средства, соизмеримые с финансированием вузов страны. Его шакалий режим отнимал деньги у тех, кто слабее или дальше от центра: от матерей-одиночек, пенсионеров, инвалидов, у рабочих и крестьян из дальних регионов, и у преподавателей вузов в том числе. У них же нет гранатометов и танков, так чего их бояться. Воруй смелее, ребята-"олигархи", играй в футбол на русских могилах! Недавно люди Ельцина приобрели германский теннисный клуб - по примеру "спортсмена" Абрамовича.
С 2000 г. режим обратил взоры на высшее образование, потому что евроминистры обещали большие деньги за его "реформирование", сиречь подрыв. И начался новый период насилия.
КАК НАВЯЗАЛИ ЕГЭ?
В июне-июле 2002 г. разразилась истерика в официозных СМИ насчет главного источника коррупции - вузов. Застрельщиком кампании оказался человек из ельцинского окружения, объявивший себя "диагностом коррупции" - Г. Сатаров и его фонд "ИНДЕМ". Называлась цифра взяток в полмиллиарда долларов, получаемых в вузах. Она и по сей день никем не подтверждена. Самое странное последовало за этим заявлением - НИКТО И НЕ ПОДУМАЛ БОРОТЬСЯ С КОРРУПЦИЕЙ, в том числе "диагност", но зато с взяткодателей была снята уголовная ответственность, а правительственные СМИ забились в падучей от радости: найден судьбоносный путь - надо только ввести единый государственный экзамен ЕГЭ! Позже можно было сделать вывод, что визг о коррупции и потребовался, чтобы реализовать заказ министров-глобалистов насчет ЕГЭ.
Все эти процессы отражали мои публикации в "Новом Петербурге": "Грязная война против государственных вузов" (18.07.2002), "Странная борьба против "вузовской коррупции" (N37, 2002). Правильно сказал В. Алкснис: "Коррупция - топливо власти", но еще и источник, и рычаг, особенно антинародной, пришедшей в результате военного переворота и криминальной революции.
Так провокациями и насилием внедрили ЕГЭ в вузах. И что же, стало лучше? Чубайс заявлял, что приватизацию провел "для будущих поколений", поэтому-де насильно. То есть мы, глупые, не можем понять благодеяния, после которого люди в обкраденных регионах стали есть комбикорм и вымирать по 1,5 миллиона в год!
А как обстоит дело с последствиями другого насилия с ЕГЭ? Заглянул в Интернет - и обнаружил, что ЕГЭ вызвал противостояние мыслящих педагогов, ученых и граждан власти административного насилия.
Особо интересной является аналитическая статья "ЕГЭ в фокусе научного исследования" профессора, доктора педагогических наук Вадима Аванесова, размещенная на портале сайта Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена.
В ней объясняется, что ЕГЭ появился еще в 2000 г. в постановлении премьер-министра М. Касьянова и, видимо, был задуман для того, чтобы режим мог обойти статьи Конституции о бесплатном образовании, а также парижскую Конвенцию по борьбе с дискриминацией в области образования 1960 г., принятую Генеральной конференцией Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры, требующую не закрывать никому доступ к образованию любой степени и типа.
(Все эти маневры, очевидно, понадобились потому, что деньги на образование и здравоохранение власть стала вывозить для выплаты долгов и в Стабфонд.)
Несмотря на отсутствие статей в законе(!), ЕГЭ уже в 2005 г. был административно навязан 78 вузам Москвы, а сумели от него "отбояриться" лишь 14 и МГУ.
Профессор В. Аванесов называет еще одну важную причину принятия ЕГЭ - планирование властью введения государственных индивидуальных финансовых обязательств ГИФО, которые позволяли вузам получать средства после сдачи абитуриентами ЕГЭ. Чем выше балл ЕГЭ, тем больше денег получает вуз по ГИФО. "Введением ГИФО правительство снимало с себя ответственность за финансирование образования основной массы молодежи и вводило... в нарушение Конституции РФ, плату за обучение в государственных вузах. Для обхода этой нормы и была придумана схема дифференцированного конкурса по ЕГЭ. В этой схеме легитимное понятие "конкурс при поступлении в вуз" подменяется нелегитимным словосочетанием "конкурс баллов по ЕГЭ", - пишет проф. В. Аванесов. "В условиях удушающего государственного недофинансирования вузы покорно согласились с потерей права принимать вступительные экзамены, в обмен на право самим назначать цену за обучение. Поскольку вузы, согласившиеся принимать абитуриентов по сертификатам ЕГЭ, стали заинтересованными в получении высоких ГИФО от приходящих к ним абитуриентов, оценки по ЕГЭ стали искусственно и неудержимо подниматься. В итоге Правительство РФ было вынуждено заплатить вузам завышенные суммы денег, которые в бюджете до начала правительственного эксперимента не планировались".
Другие специалисты, обсуждавшие проблемы ЕГЭ, отмечают его незащищенность от "внешних воздействий". Так мягко именуется возможность ПРОДАЖИ КОДОВ ПРАВИЛЬНЫХ ОТВЕТОВ тестовых материалов, на которых основан ЕГЭ. При этом вообще ничего можно не знать: коды решают все! Странно, например, что в удаленных регионах России, особенно в национальных автономиях, баллы ЕГЭ у выпускников оказались выше, чем в столице...
Могу привести одну историю, рассказанную по этому поводу знакомыми. Целых полгода кафедра одного вуза готовила тесты, настолько сложные, что их не смогли пройти чуть ли не все студенты потока. Они погоревали, а через две недели... уже имели на руках коды тестов, и задача заключалась лишь в том, чтобы все по глупости не написали на "пятерку".
Выясняется, что для поступления по баллам ЕГЭ необязательно даже уметь грамотно писать. Ректор МГУ академик В.А.Садовничий давно бьет в набат: "Я не раз говорил о том, что возникший разрыв между высшей и общеобразовательной школой достиг катастрофической глубины".
Проф. В. Аванесов доказывает, что никакой "борьбе с коррупцией", заявленной в обращении президента от 18 декабря 2003 г. в связи с его поддержкой ЕГЭ, "экзамен" не помог: "По уровню коррумпированности Россия опустилась с 90-го места в 2004 году до 126-го места в 2005 году, попав в одну группу с Албанией, Нигером и Сьерра-Леоне... Главным фактором борьбы с коррупцией является создание в стране гражданского общества, основанного на Законе". ЕГЭ же формирует обстановку секретности и приводит к непрозрачности результатов, что является просто подарком для коррупционеров.
Могу подтвердить, что шоком для многих хороших студентов является то, что при получении ими плохой оценки им не сообщается, какие ответы были неправильными, ибо это раскрывает коды теста.
В своей статье "Наука против прав человека" ("НП", 4.05.06) я писал об особой опасности тестовых методов при отборе управляющего персонала. Их схема навязывает крайне упрощенное представление о требованиях к кандидату. Вся концепция ЕГЭ и тестов ориентирована на "общечеловека", не имеющего различий с другими. Поэтому полезные в одной стране - они могут быть вредными в другой. Проф. В. Аванесов сообщает, что массовое внедрение упрощенных тестов в Европе вызвало ответную "антитестовую" борьбу молодежи и специалистов за права человека.
Проживающие за рубежом коллеги писали мне, что ЕГЭ в Европе существует для оценки среднего уровня работы школ, и по его результатам зачисляют лишь в захудалые вузы, а все серьезные университеты и институты вводят свои экзамены.
Свыше 400 представителей науки и образования в этом году обратились в открытом письме "Нет разрушительным экспериментам в образовании" к президенту Путину с разъяснением вредности ЕГЭ. "Предлагаемые реформы игнорируют подлинные проблемы школы, не ориентированы на обеспечение равных условий для получения образования. Как правило, вопрос о содержании образования заменяется обсуждением вопроса лишь о контроле качества. Непосредственным поводом к данному обращению стали действия бывшего Министерства образования, направленные на повсеместное введение единого государственного экзамена (ЕГЭ). Мы убеждены, что массовое внедрение ЕГЭ в существующем виде недопустимо.
Вот наши аргументы:
1. Совмещение итоговых школьных и вступительных вузовских испытаний в принципе невозможно. Цели общего среднего образования и профессионального высшего принципиально различны.
2. ЕГЭ резко ускорит процесс примитивизации содержания школьного образования. Это разрушит общепризнанные традиции российской школы, превратит ее в инструмент натаскивания на ЕГЭ.
3. Достоверная оценка результатов школьного обучения не может быть установлена разовым тестированием.
4. Технологии, применяемые при массовом проведении ЕГЭ, не могут обеспечить объективность оценок. Неизбежны массовые списывания, подтасовки, фальсификации.
5. ЕГЭ не уменьшит "коррупционный налог", а перераспределит его. Коррупция в результате введения ЕГЭ умножится и окажет негативное воздействие на воспитание молодежи.
6. Аргументированная концепция ЕГЭ отсутствует. Многие результаты эксперимента не известны общественности, отсутствуют научные гипотезы и критерии подведения итогов.
7. При проведении ЕГЭ нарушены необходимые требования к педагогическому эксперименту".
Отрицательные последствия ЕГЭ нимало не смутили Кремль: его СМИ уже безапелляционно объявили, что в 2005 г. по результатам ЕГЭ зачислено в вузы свыше 500.000 студентов, а к 2008 г. все вузы России перейдут на "эксперимент". То есть к этому году они все войдут в разряд европейски-захудалых.
Авторы письма подразумевают, что правительство ДОЛЖНО заботиться о будущем страны. Если мы никого теперь фактически не выбираем, то чего им о нас думать - из чувства альтруизма, что ли?
Административное насилие - их главный способ работы. С помощью манипуляции результатами ЕГЭ чиновникам удобно избавляться от неугодных учителей, директоров школ, ректоров. Не случайно член-корреспондент Российской академии образования Александр Абрамов считает, что для обеспечения "эксперимента" с ЕГЭ активно используется административный ресурс.
КТО ТАКИЕ БАКАЛАВРЫ И МАГИСТРЫ?
Еще одним актом насилия является навязывание перехода на схему "бакалавр-магистр". Не потому, что будет полезно студентам, дело в ином - за переход на Болонскую конвенцию правительству обещаны большие деньги. И опять вузы надеются, пойдя навстречу "реформам", снять кремлевскую финансовую удавку с горла. И ребята, девчата идут на бакалавров неплохие, да что мы можем им предложить?
Сам я имел опыт руководства студентами, выполняющими квалификационные работы, общался с коллегами из других вузов. "Реформа" ничем не обеспечена. Нет методических документов. Неясно вообще, какие требования предъявляются к работам, даже объем их варьируется от 30 до 80 страниц. Кто считает бакалаврскую работу рефератом, кто дипломом, кто чуть ли не прологом к серьезному научному исследованию (кому-то же в голову взбрело дать право отучившимся всего 4 года бакалаврам поступать прямо в... аспиранты).
Все эти новые степени, в основном, - для теоретиков. Практики вымрут, как мамонты. Непонятно, на каком материале готовить, помимо аспирантских, еще и магистерские диссертации, если денег на науку не дают даже институтам РАН, а разработать экспериментальные макеты магистры не в состоянии - нет инженерных знаний. У нас один аспирант начал работать в знаменитом прежде ГОИ. Ну, думаем, порядок - база обеспечена! Но... три года они ждали финансирование, и теперь ГОИ расчленили...
Опасным для учебного процесса является введение новых промежуточных степеней, значение которых неясно ни учащимся, ни преподавателям. Подтверждение нашел у великого Н.И.Пирогова, который реформировал Ришельевский лицей в Одессе. Он объяснял в докладной записке министру образования, что главная беда заключается в том, что ЛИЦЕИСТ ИМЕЕТ НЕОПРЕДЕЛЕННЫЙ СТАТУС: "Студент лицея остается как бы полугимназистом и никогда не достигает той самостоятельности, которая характеризует занимающихся науками в высших учебных заведениях; гимназист же лицейский, в свою очередь, труднее сдерживается дисциплиной, приличной его возрасту, мечтает о студенческой вольности... и успевает менее, нежели в заведении, не имеющем столь близкой соприкосновенности с лицеем". А.Собчак, которому тоже насильно поставили памятник, наоборот, знаменит переименованием в лицеи бывших... ПТУ. В результате у моего приятеля дочь училась в "обувном лицее".
Да, кстати, новость, которую мы случайно узнали на защите дипломов: согласно очередному стандарту, преподавателей вузов переиначили в ТЬЮТОРОВ! Это вызвало некое замешательство и насмешки в зале. Видимо, кто-то в России, говоря словами героя Ю. Бондарева, "влюблен в чужую жизнь" и насилием навязывает ее нам.
Еще правительство не желает принимать в расчет следующее: оно может предписать сотрудникам вузов изучить эсперанто, заставить с каждым студентом сидеть по три часа после занятий, велеть немедленно читать на уровне Гарварда. Но У НЕГО НЕТ И НЕ БУДЕТ ДОЛГО НОВЫХ ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКИХ КАДРОВ! Запомните это, господа из Думы и партии "одобрямса". Даже специалистов среднего возраста в вузах почти не осталось. Молодежь, которая может занимать должности ассистентов, лаборантов, не в состоянии работать за нищенскую зарплату. Средства для модернизации вузов, планово выделявшиеся в СССР, в "новой" России разворованы, пропиты, розданы абрамовичам, кумовьям, или вывезены в оффшоры. Это страшный удар, нанесенный организованной преступной группировкой по будущему России.
На мой взгляд, всю катавасию с "реформой" правительство проводит с одной целью - урезать средства на высшее образование не мытьем, так катаньем. Как пишет проф. В. Аванесов, когда антизаконно "внедряли" ЕГЭ, ни Минюст, ни Генпрокуратура слова не сказали против. (Добавлю: а также Конституционный суд, в который поступает после "деятельности" власти 17 тысяч жалоб в год. И плевал Кремль на это! Его ставленники, например, в Петербурге, взяли и "забыли" как-то диабетикам выдать бесплатный инсулин... Ну и что? Рука руку моет.)
Сегодня в верхах готовится план отмены выборности в вузах и введения государственных надзирателей за ректорами. Думаю, Кремлю очень не нравится свободомыслие академика В.А. Садовничего и других известных ученых. Особенно когда часть молодежи осознала, какой криминальный бардак оставил ей режим вместо великого государства. И все будет производиться административным насилием.
Когда я вижу по телевизору собрания правящих "персон", то ощущаю удивление. Ведь эти господа модно одеты, сидят с современными мобильниками, пялятся в новейшие мониторы, садятся в сверкающие машины. Разве это признак цивилизации? При этом "персона" может быть чудовищно аморальна, словно и не слышала заповедей Христа. Будет общаться на мате или блатной "фене" (специалист-лингвист жаловалась, что потоком идут заказы на словари матерных слов), использует закон, как кистень, исповедует пещерные взгляды на права и свободы, предпочитая право кулака или дубины. Чем она отличается от дикаря?
И, по-моему, так же воспринимают их Европа и Запад.
Игорь ЗАХАРОВ
Газета "НОВЫЙ ПЕТЕРБУРГЪ", N26(790), 06.07.2006 г