itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Преступление и сострадание

Белорусское государство и православная церковь реализуют несколько совместных проектов по реабилитации осужденных

0
145
Время на чтение 5 минут
"Закоренелый преступник". Это выражение живет, казалось бы, целую вечность. А если попробовать разобраться в смысле этой фразы, что же тогда получается? Человек, ставший преступником, обречен им и остаться? Почему нередко так происходит в нашем обществе? Может, проблема еще и в нас, а не только в них? В нашем немилосердии?

Как помочь человеку, надолго "выпавшему" из обычной жизни?

В Беларуси создаются центры реабилитации ранее судимых, где бывшие осужденные, которым на воле некуда податься, получают крышу над головой, питание, медицинскую помощь. В последнее десятилетие в этой сфере появилась новая тенденция: государство стало этим заниматься также совместно с церковью. После принятия в 2004 году "Программы в области духовного окормления и религиозно-нравственного просвещения в местах лишения свободы" Министерства внутренних дел и Белорусской православной церкви расширились, прежде всего, возможности отдела помощи заключенным при Минской епархии БПЦ. Данный документ официально закрепил их 10-летний опыт совместной работы в местах лишения свободы и наметил новые задачи.

Внушает ли ход реализации данной программы оптимизм? Об этом мы беседуем с руководителем отдела помощи заключенным при Минской епархии БПЦ, священником столичной Александро-Невской церкви, протоиереем Василием Литвинко.

- Отец Василий, почему вы этим занимаетесь?

- Посещая узников и проявляя милосердие к ним, мы служим самому Христу. Когда он еще жил на земле и у него спросили, кого он поставит по правую руку от себя на Страшном суде, то он ответил очень интересно. Не людей определенной профессии или национальности, а тех, которые, проявляя милосердие и сострадание, накормили голодного, напоили жаждущего, обогрели странника, одели нагого, посетили больного и посетили того, кто в темнице.

- Что вам удается сделать, а что не удается?

- Самым важным результатом тюремного служения Белорусской православной церкви совместно с государством явилось то, что уже за каждым исправительным учреждением республики закреплен священник. Это значит, что почти каждый заключенный или подследственный может получить в трудную минуту своей жизни духовную помощь, в том числе исповедоваться, причаститься. Обеспечить это было весьма непросто, поскольку в Беларуси заключенных больше, чем священников. Но, разумеется, оставлять такие места без священника никак нельзя. Практика тюремного служения последних лет четко показала: в местах лишения свободы именно священник - это и духовник, и психотерапевт.

Но почему я употребил слово "почти"? Потому что во многих учреждениях с содержанием людей под стражей есть очереди на духовные беседы. Заключенный или подследственный пишет заявление, что он хочет встретиться со священником. Священник приезжает в исправительное учреждение или СИЗО в назначенное время, но нередко получается, что он не успевает уделить каждому внимание. Тогда беседа откладывается до следующего раза или заключенных собирают вместе и предлагают им общую беседу по принципу "вопрос- ответ".

Департамент исполнения наказаний МВД помогает открывать молитвенные помещения в местах лишения свободы: сегодня это 5 тюремных храмов, 8 домовых церквей, 2 часовни и десятки молитвенных комнат. Кроме того, строятся еще 2 храма и 2 планируются. В каждом исправительном учреждении есть библиотека духовной литературы.


Сложнее всего, конечно, со строительством храмов. Но МВД здесь оказывает церкви очень большую помощь, предоставляя рабочую силу и оплачивая часть стройматериалов. Оставшуюся часть стройматериалов церковь покупает на пожертвования организаций, частных лиц (особенно отбывших наказание) и своих приходов.

- Как строятся ваши беседы с заключенными?

- За мной закреплен следственный изолятор на улице Володарского в Минске. Я провожу там один день в неделю - с утра до вечера, около 8 часов. За это время я могу принять от 10 до 15 человек, а также оставляю время для общения с сотрудниками. Иногда священника приглашают на просветительские и культурно-массовые мероприятия.

Индивидуальная беседа с подследственным длится обычно полчаса - на темы, предложенные им. Как правило, человеку нужно дать возможность выговориться. Ну а дальше уже задача поддержать его и помочь ему взглянуть на его проблему с духовной точки зрения. Христианство - это милосердие, и когда ты человеку объясняешь, что независимо от того, какое преступление он совершил, Бог готов его простить, нужно лишь признать свою вину, покаяться и попросить прощения, очень часто на осужденного это производит огромное впечатление. Он осознает, что самое главное в жизни еще можно исправить, что у него есть еще возможность получить прощение, и выходит из состояния депрессии. Думаю, что слово о Боге, о вере, о смысле жизни в тюремных учреждениях очень многих удерживает от суицида.

В целом духовно-нравственное воздействие религии на человека в местах лишения свободы утешает его, смягчает стрессовое состояние, способствует его раскаянию и исправлению, влияет на дальнейший выбор жизненного пути.

- Что общество могло бы еще сделать для таких людей?

- Освободившимся труднее всего найти работу. Как не сорваться, если у него нет средств к существованию? Общество должно понять: в том, что эти люди стали нарушителями и преступниками, есть и наша вина. Ведь они были среди нас. Жили, учились и работали с нами. Они - это наши отцы и матери, братья и сестры, друзья, сослуживцы и сокурсники и так далее. Каждый может совершить ошибку. Сознавая это, в силу своих возможностей мы обязаны их встретить, принять, помочь найти им крышу над головой и рабочее место.

А им обычно говорят, когда они приходят проситься на работу: "Мы вам позвоним" - и не звонят...

В то же время бывший заключенный, если он действительно хочет начать новую жизнь и обратиться к Богу, обязательно получит помощь. Например, могут помочь на двух подворьях Белорусской православной церкви, где находят себе временный приют бывшие осужденные. Оба - недалеко от Минска: в деревне Лысая Гора, на 70 мест, и в деревне Любча, пока на 8 мест. И там, и там вышедшие из мест лишения свободы сами для себя строят общежития, получают питание, имеют неплохие бытовые условия, могут найти себе духовную поддержку, исповедоваться и причаститься. Подворье в деревне Лысая Гора - под патронажем Свято-Елизаветинского монастыря в Новинках, духовником его является священник Андрей Лемешонок. Подворье в деревне Любча, только еще создающееся, - под духовным окормлением Минской епархии БПЦ.

Тюремное служение Белорусской православной церкви продолжает развиваться. Вот только я хотел бы подчеркнуть: церковь - это сообщество людей. Почему же другие люди - родные и друзья освободившихся - бросают их на произвол судьбы?

* * *

Здесь помогут бывшим заключенным:

1. В районных отделах социальной защиты населения по бывшему месту жительства.


2. В Доме ночного пребывания лиц без определенного места жительства Мингорисполкома: г. Минск, ул. Ваупшасова, 42, тел. 238-53-41, 273-96-98.

3. В центре адаптации ранее судимых: г. Минск, пер. Окрестина, 36, тел. 222-89-13.

4. На подворье Свято-Елизаветинского монастыря г. Минска в деревне Лысая Гора, тел. 507-92-22.

5. В центре социальной реабилитации лиц, освободившихся из мест лишения свободы, Минской епархии БПЦ: г. Минск, ул. Освобождения, 10, каб. 107, тел. 203-14-86, 8-029-633-91-04.

* * *

"Лица, содержащиеся под стражей, имеют право: отправлять религиозные культы, ритуалы, обряды в помещениях места содержания под стражей, иметь при себе религиозную литературу, предметы религиозного культа при условии соблюдения Правил внутреннего распорядка и прав иных лиц, содержащихся под стражей".

(Из статьи 10 Закона Республики Беларусь "О порядке и условиях содержания лиц под стражей").

Арина Деменкова

http://newsvm.com/articles/2006/07/12/prest_sostrad.html
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Последние комментарии
«Зеленский начинает проговариваться»
Новый комментарий от учитель
29.03.2024 13:34
Мы русские. Но с нами ли Бог?
Новый комментарий от Егоров
29.03.2024 13:06
«И пускай никто нас не пугает русским национализмом!»
Новый комментарий от Владимир Николаев
29.03.2024 12:15
Молчать нельзя осаживать
Новый комментарий от Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии
29.03.2024 11:52
Альенде vs Пиночет
Новый комментарий от Владимир Николаев
29.03.2024 11:49
На месте «Крокуса» должен быть православный храм!
Новый комментарий от Владимир Николаев
29.03.2024 11:37
О красных и белых
Новый комментарий от Олег В.
29.03.2024 11:31