Как помочь человеку, надолго "выпавшему" из обычной жизни?
В Беларуси создаются центры реабилитации ранее судимых, где бывшие осужденные, которым на воле некуда податься, получают крышу над головой, питание, медицинскую помощь. В последнее десятилетие в этой сфере появилась новая тенденция: государство стало этим заниматься также совместно с церковью. После принятия в 2004 году "Программы в области духовного окормления и религиозно-нравственного просвещения в местах лишения свободы" Министерства внутренних дел и Белорусской православной церкви расширились, прежде всего, возможности отдела помощи заключенным при Минской епархии БПЦ. Данный документ официально закрепил их 10-летний опыт совместной работы в местах лишения свободы и наметил новые задачи.
Внушает ли ход реализации данной программы оптимизм? Об этом мы беседуем с руководителем отдела помощи заключенным при Минской епархии БПЦ, священником столичной Александро-Невской церкви, протоиереем Василием Литвинко.
- Отец Василий, почему вы этим занимаетесь?
- Посещая узников и проявляя милосердие к ним, мы служим самому Христу. Когда он еще жил на земле и у него спросили, кого он поставит по правую руку от себя на Страшном суде, то он ответил очень интересно. Не людей определенной профессии или национальности, а тех, которые, проявляя милосердие и сострадание, накормили голодного, напоили жаждущего, обогрели странника, одели нагого, посетили больного и посетили того, кто в темнице.
- Что вам удается сделать, а что не удается?
- Самым важным результатом тюремного служения Белорусской православной церкви совместно с государством явилось то, что уже за каждым исправительным учреждением республики закреплен священник. Это значит, что почти каждый заключенный или подследственный может получить в трудную минуту своей жизни духовную помощь, в том числе исповедоваться, причаститься. Обеспечить это было весьма непросто, поскольку в Беларуси заключенных больше, чем священников. Но, разумеется, оставлять такие места без священника никак нельзя. Практика тюремного служения последних лет четко показала: в местах лишения свободы именно священник - это и духовник, и психотерапевт.
Но почему я употребил слово "почти"? Потому что во многих учреждениях с содержанием людей под стражей есть очереди на духовные беседы. Заключенный или подследственный пишет заявление, что он хочет встретиться со священником. Священник приезжает в исправительное учреждение или СИЗО в назначенное время, но нередко получается, что он не успевает уделить каждому внимание. Тогда беседа откладывается до следующего раза или заключенных собирают вместе и предлагают им общую беседу по принципу "вопрос- ответ".
Департамент исполнения наказаний МВД помогает открывать молитвенные помещения в местах лишения свободы: сегодня это 5 тюремных храмов, 8 домовых церквей, 2 часовни и десятки молитвенных комнат. Кроме того, строятся еще 2 храма и 2 планируются. В каждом исправительном учреждении есть библиотека духовной литературы.
Сложнее всего, конечно, со строительством храмов. Но МВД здесь оказывает церкви очень большую помощь, предоставляя рабочую силу и оплачивая часть стройматериалов. Оставшуюся часть стройматериалов церковь покупает на пожертвования организаций, частных лиц (особенно отбывших наказание) и своих приходов.
- Как строятся ваши беседы с заключенными?
- За мной закреплен следственный изолятор на улице Володарского в Минске. Я провожу там один день в неделю - с утра до вечера, около 8 часов. За это время я могу принять от 10 до 15 человек, а также оставляю время для общения с сотрудниками. Иногда священника приглашают на просветительские и культурно-массовые мероприятия.
Индивидуальная беседа с подследственным длится обычно полчаса - на темы, предложенные им. Как правило, человеку нужно дать возможность выговориться. Ну а дальше уже задача поддержать его и помочь ему взглянуть на его проблему с духовной точки зрения. Христианство - это милосердие, и когда ты человеку объясняешь, что независимо от того, какое преступление он совершил, Бог готов его простить, нужно лишь признать свою вину, покаяться и попросить прощения, очень часто на осужденного это производит огромное впечатление. Он осознает, что самое главное в жизни еще можно исправить, что у него есть еще возможность получить прощение, и выходит из состояния депрессии. Думаю, что слово о Боге, о вере, о смысле жизни в тюремных учреждениях очень многих удерживает от суицида.
В целом духовно-нравственное воздействие религии на человека в местах лишения свободы утешает его, смягчает стрессовое состояние, способствует его раскаянию и исправлению, влияет на дальнейший выбор жизненного пути.
- Что общество могло бы еще сделать для таких людей?
- Освободившимся труднее всего найти работу. Как не сорваться, если у него нет средств к существованию? Общество должно понять: в том, что эти люди стали нарушителями и преступниками, есть и наша вина. Ведь они были среди нас. Жили, учились и работали с нами. Они - это наши отцы и матери, братья и сестры, друзья, сослуживцы и сокурсники и так далее. Каждый может совершить ошибку. Сознавая это, в силу своих возможностей мы обязаны их встретить, принять, помочь найти им крышу над головой и рабочее место.
А им обычно говорят, когда они приходят проситься на работу: "Мы вам позвоним" - и не звонят...
В то же время бывший заключенный, если он действительно хочет начать новую жизнь и обратиться к Богу, обязательно получит помощь. Например, могут помочь на двух подворьях Белорусской православной церкви, где находят себе временный приют бывшие осужденные. Оба - недалеко от Минска: в деревне Лысая Гора, на 70 мест, и в деревне Любча, пока на 8 мест. И там, и там вышедшие из мест лишения свободы сами для себя строят общежития, получают питание, имеют неплохие бытовые условия, могут найти себе духовную поддержку, исповедоваться и причаститься. Подворье в деревне Лысая Гора - под патронажем Свято-Елизаветинского монастыря в Новинках, духовником его является священник Андрей Лемешонок. Подворье в деревне Любча, только еще создающееся, - под духовным окормлением Минской епархии БПЦ.
Тюремное служение Белорусской православной церкви продолжает развиваться. Вот только я хотел бы подчеркнуть: церковь - это сообщество людей. Почему же другие люди - родные и друзья освободившихся - бросают их на произвол судьбы?
* * *
Здесь помогут бывшим заключенным:1. В районных отделах социальной защиты населения по бывшему месту жительства.
2. В Доме ночного пребывания лиц без определенного места жительства Мингорисполкома: г. Минск, ул. Ваупшасова, 42, тел. 238-53-41, 273-96-98.
3. В центре адаптации ранее судимых: г. Минск, пер. Окрестина, 36, тел. 222-89-13.
4. На подворье Свято-Елизаветинского монастыря г. Минска в деревне Лысая Гора, тел. 507-92-22.
5. В центре социальной реабилитации лиц, освободившихся из мест лишения свободы, Минской епархии БПЦ: г. Минск, ул. Освобождения, 10, каб. 107, тел. 203-14-86, 8-029-633-91-04.
* * *
"Лица, содержащиеся под стражей, имеют право: отправлять религиозные культы, ритуалы, обряды в помещениях места содержания под стражей, иметь при себе религиозную литературу, предметы религиозного культа при условии соблюдения Правил внутреннего распорядка и прав иных лиц, содержащихся под стражей".(Из статьи 10 Закона Республики Беларусь "О порядке и условиях содержания лиц под стражей").
Арина Деменкова
http://newsvm.com/articles/2006/07/12/prest_sostrad.html