- Прежде всего отмечу, что государственный материальный резерв состоит из двух основных частей: государственного резерва и мобилизационного резерва.
Государственный резерв - это резерв в основном гражданского назначения: запасы стратегических материалов и товаров, запасы материальных ценностей для обеспечения неотложных работ при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, оказания поддержки отраслям экономики, организациям и субъектам Российской Федерации, оказания гуманитарной помощи и регулирующего воздействия на рынок.
Мобилизационный резерв - резерв в интересах организации обороны страны.
Сохранность запасов государственного резерва, хранящихся на собственных объектах Росрезерва, обеспечивается вполне надежно ведомственной охраной, Внутренними войсками МВД России, специальным охранным оборудованием, системой организационных мер, мер контроля и учета и обеспокоенности ни у кого не вызывает. За все годы случаев хищений практически не было. Обеспокоенность сохраняется в отношении мобилизационной части государственного материального резерва, которая практически полностью хранится в тысячах сторонних по отношению к Росрезерву организациях самых разных форм собственности. Поэтому она объективно менее защищена.
Вопрос о взаимодействии органов государственной власти в обеспечении, в выявлении и пресечении противоправных посягательств на материальные ценности мобилизационного резерва был поднят Росрезервом еще в 2002 году. На сегодняшний день отработано взаимодействие Росрезерва, ФСБ России, МВД России и органов прокуратуры. В результате за прошедшие пять лет удалось в значительной степени сократить как в количественном, так и в стоимостном выражении хищения и самовольное расходование материальных ценностей мобилизационного резерва. Так, количество хищений уменьшилось в 6,15 раза, а в стоимостном выражении - в 7,7 раза. Количество случаев самовольного расходования запасов мобрезерва за этот же период снизилось в 2,4 раза, а в стоимостном выражении - в 4,9 раза. Но одновременно с ростом наших возможностей изменяются методы, способы и средства совершения преступлений против государственной собственности и бюджетных средств. Поэтому с учетом нарастания информационных потоков, внедрения новых программных продуктов, новых систем бюджетного контроля и т.д. и развития на этом фоне новых видов преступлений, особенно в финансовой сфере, методов, способов и приемов их совершения, включая использование так называемых высоких технологий, требуется объединение усилий и интеллектуального потенциала Росрезерва не только с органами безопасности, правоохранительными органами и прокуратурой, но и органами финансового контроля.
В совещании, о котором мы говорим, приняли участие Совет Федерации и Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации, Счетная палата, Генеральная прокуратура, Аппарат правительства, Федеральная служба безопасности, Министерство внутренних дел, Министерство экономического развития и торговли, Федеральная налоговая служба, Служба финансово-бюджетного контроля Министерства финансов.
Результаты межведомственного совещания, мы уверены, серьезны - создается комплексный, многофункциональный, четкий и эффективный механизм практического взаимодействия, который не будет зависеть от конъюнктуры.
- Какова роль системы государственного резерва в обеспечении национальной безопасности Российской Федерации?
- Государственный материальный резерв РФ является универсальным инструментом руководства страны для преодоления ресурсных ограничений в различных обстоятельствах, стабилизирующим фактором развития экономики и важным элементом системы обеспечения национальной безопасности.
Общегосударственный материальный резерв - уникальный по своей жизненной необходимости для каждого гражданина и исторической устойчивости институт государства. Сегодня, когда сложно прогнозировать будущие вызовы и угрозы, значение государственного материального резерва и его системы существенно возрастает.
Свою способность выручить страну из любой беды - продовольственной, энергетической, экологической, гуманитарной - система государственного резерва в истории Отечества демонстрировала не раз.
Визитная карточка
Александр Андреевич Григорьев родился в 1949 г. в Ленинграде. В 1973 г. окончил Ленинградский военно-механический институт. В 1973 - 2001 гг. - служба в органах безопасности от сотрудника управления КГБ СССР по г. Ленинграду и Ленинградской области до заместителя директора ФСБ России. Участник боевых действий в Афганистане. Генерал-полковник запаса.
С 2001 г. работает в системе государственного резерва Российской Федерации - руководитель Федерального агентства по государственным резервам (Росрезерв).
В пламени 1941-го она, сохранив запасы, создала необходимые ресурсные условия для возобновления и наращивания выпуска военной продукции в ходе перебазирования тысяч заводов на Восток. Система госрезерва смогла обеспечить потребности фронта и тыла, послевоенное восстановление народного хозяйства, внесла существенный вклад в сохранение социально-политической стабильности в переломные 1990-е годы, когда до 50 процентов ежемесячного потребления продуктов в некоторых регионах, главным образом дотационных, обеспечивалось государственным резервом.
Когда случилась Чернобыльская катастрофа, именно из госрезерва были срочно взяты тысячи тонн свинца, чтобы заглушить пылающий реактор. Из бесланской школы пострадавших выносили на носилках, полученных из Росрезерва, - нигде больше не оказалось нужного их количества. Да и в пострадавшую от землетрясения Корякию пошли стройматериалы и другие средства жизнеобеспечения все из того же источника. Именно у нас черпают спасатели помощь всем попавшим в беду от природных и техногенных катаклизмов, в том числе потерпевшим в американском Новом Орлеане после урагана "Катрина".
В наши дни мы принимаем участие в возрождении России. В закромах Родины есть тысячи наименований изделий, продуктов, сырья. От зерна и чугунных чушек до электрогенераторов и наплавных железнодорожных мостов через все реки России. Продовольствия на "черный день" припасено для всего населения России на три месяца.
- Что определяет номенклатуру и объемы накопления запасов государственного и мобилизационного резервов?
- На каждом этапе социально-экономического развития нашей страны самое серьезное внимание уделялось вопросам разработки номенклатуры и объемов накопления материальных ценностей в государственном и мобилизационном резервах. Разработка перспективной номенклатуры и норм накопления должна производиться с учетом действующей концепции национальной безопасности, параметров прогноза социально-экономического развития страны, структуры промышленного производства и потребления, а также финансовых возможностей государства. Такой подход позволяет реально определить оптимальные размеры запасов материальных ценностей, которые не лягут бременем на федеральный бюджет и, более того, могут служить дополнительным источником его пополнения.
На наш взгляд, одним из таких источников может служить включение в номенклатуру новых видов сырьевых ресурсов для использования при производстве продукции, подлежащей накоплению в государственном резерве. Например, расчеты показывают, что при включении в номенклатуру сырой нефти, как сырья для выработки и поставки в государственный резерв светлых нефтепродуктов, по сравнению с их закупкой на внутреннем рынке, можно получить реальную экономию до 20% процентов бюджетных средств, расходуемых на эти цели. Сейчас некоторые министерства ставят под сомнение необходимость хранить, особенно в центральной части страны, большое количество угля и мазута. Экономика налаживается, считают они, поэтому приоритетными, вероятно, станут другие виды топлива. Но совсем отказываться от угля и мазута вряд ли стоит - именно запасы этих энергоносителей не дали населению замерзнуть прошедшей холодной зимой. Мы также надеемся, что руководство регионов учтет зимние уроки. Думаем и о введении в номенклатуру природного газа. В крупных добывающих компаниях-монополистах идею включения в государственный резерв сырой нефти и газа не слишком поддерживают, но мы не сомневаемся - государственный подход к делу возобладает.
Кроме того, необходимо регулярно рассматривать вопросы исключения из номенклатуры той продукции, накопление которой в государственном резерве нецелесообразно. В частности, это касается материалов, хранение которых для обеспечения мобилизационных нужд уже не требуется.
Работа над обновлением номенклатуры государственного и мобилизационного резерва, оптимизацией объемов накопления идет постоянно.
- В смутное постперестроечное время бюджетное содержание стратегических запасов вообще не финансировалось - деньги из казны стали поступать только в 2003 году. Как дела обстоят сейчас?
- До 2003 года госрезерву приходилось "выживать". Но Росрезерв - это не просто государев загашник, куда лишь до особого периода или ситуации складывают народное добро. Хранимое надо время от необходимо времени заменять и восполнять - есть жесткие сроки хранения. Скажем, бензин, дизельное и авиационное топливо необходимо обновлять строго регулярно. Пищевые запасы - тем более. Даже металлу в связи с изменением от времени его химического состава противопоказано десятилетиями лежать штабелями в слитках. В назначенный срок чугунные или цветные чушки уходят в литейные цеха, а продовольствие, зерно, топливо и многое другое - в войска, на гуманитарные цели или направляются на рынок для регулирования экономических процессов.
Все это происходит в условиях рынка. Покупаем материальные ценности мы по рыночным ценам и продаем после истечения срока хранения тоже по рыночным ценам. На профессиональном языке этот процесс называется "освежением" запасов. Но цена на продукцию с укороченным (после длительного хранения в госрезерве) сроком реализации, даже при гарантированном ее высоком качестве, не может быть равной той, которая образуется на только что произведенные товары. Поэтому запасы госрезерва при отсутствии бюджетного финансирования и неизбежных затратах на содержание и поддержание основных фондов, оплату труда работников неуклонно сокращались.
Сейчас положение изменилось. В последние годы финансирование государственного материального резерва существенно нарастает. Как и вся страна, мы переходим от "выживания" к возрождению. Но ликвидация последствий небрежения государственным материальным резервом требует усилий и времени.
-Что делает Росрезерв для Вооруженных Сил Российской Федерации, других войсковых формирований, как взаимодействует с ними?
- Вооруженные Силы, пограничники, внутренние войска МВД России, войсковые формирования МЧС России являются крупнейшими потребителями выпускаемых из государственного резерва продовольственных товаров - мяса, различных консервов, включая знаменитую тушенку, масла, сахара, муки и т.д. От нас они получают автобензины, дизельное топливо и другие горюче-смазочные материалы.
Взаимодействие многогранное. Относимся к нему мы с пониманием своей ответственности за обороноспособность и безопасность страны.
http://www.redstar.ru/2006/07/11_07/1_02.html