Наша справка. 38-й НИИИ Министерства обороны РФ - уникальное научно-исследовательское учреждение, способное решать на современном уровне с помощью новейших информационных технологий сложные задачи по определению перспектив развития, совершенствованию боевых и эксплуатационных свойств объектов БТВТ, военно-экономической оценке, оценке эффективности системы танкотехнического обеспечения, эксплуатации и войскового ремонта. В настоящее время в институте трудится большое количество ученых, из них - 14 докторов наук и 45 кандидатов наук, 10 профессоров и 5 заслуженных деятелей науки.
- Владимир Иванович, давайте перенесемся на 75 лет назад. Чем была вызвана необходимость создания вашей организации?
- В 30-е годы прошлого столетия на вооружение Красной Армии стала интенсивно поступать автобронетанковая техника. Для ее всесторонней оценки в 1931 году приказом Реввоенсовета СССР N 22 и был создан научно-испытательный автобронетанковый полигон Управления механизации и моторизации РККА. Местом его дислокации был выбран район станции Кубинка Белорусской железной дороги.
По мере количественного и качественного роста автобронетанковой техники задачи, возлагаемые на полигон, усложнялись, а их количество увеличивалось. Только за период с 1934 по 1938 год здесь были проведены испытания танков БТ-2, БТ-5,
БТ-7, плавающих танков Т-37, Т-37А, Т-38, среднего танка Т-28, тяжелого танка Т-35, а также большого количества бронеавтомобилей, артиллерийских тягачей, тракторов, транспортных автомобилей и т. д.
- Великая Отечественная - особая страница в биографии вашего коллектива...
- Война потребовала коренной перестройки всей работы полигона. Уже 24 июня он был переведен на особый режим работы военного времени. Часть опытных инженеров-испытателей ушли на фронт с оружием в руках защищать родную землю. В июле 1941 года из личного состава полигона и Военной академии механизации и моторизации РККА был сформирован отдельный танковый батальон, который участвовал в боях на Северо-Западном фронте в составе 46-й танковой дивизии. В августе 1941 года на полигоне из его состава формируется еще один танковый батальон, на вооружении которого были танки Т-34 и КВ. В то тяжелейшее для страны время основные усилия коллектива были направлены на испытание и усовершенствование танков и САУ: Т-60, Т-70, Т-34, КВ, ИС-1, ИС-2, ИС-3, СУ-76, СУ-85, СУ-100,
СУ-122, СУ-152, ИСУ-122, ИСУ-152. Достаточно привести такой факт: за период с мая 1941 года по январь 1943 года в легендарный танк Т-34 было внесено более 200 конструкторских изменений, подавляющая часть которых была внедрена по рекомендациям полигона. Это значительно увеличивало его боевые возможности.
- Смолкла военная канонада. Какие задачи были поставлены в послевоенный период?
- Развернулась плодотворная работа по анализу и обобщению опыта мирового танкостроения и применения бронетанковой техники в боях и операциях Второй мировой войны. Этому способствовало сосредоточение на полигоне всех основных образцов отечественной трофейной и иностранной техники, применявшейся в годы войны. Было собрано более 100 образцов военной техники, которые в последующем стали основой для создания Военно-исторического музея бронетанкового вооружения и техники.
С 1956 года начались работы по исследованию принципиально новых способов защиты танков от кумулятивных средств поражения и, в частности, исследования принципиальной возможности создания средств активной и динамической защиты. В это же время на полигоне были начаты работы по исследованию противоминной стойкости танков.
В результате активной творческой работы сотрудников полигона, конструкторских бюро и научно-исследовательских организаций промышленности были разработаны, испытаны и приняты на вооружение нашей армии приборы ночного видения и стабилизаторы танкового вооружения, проведены испытания первого отечественного тепловизионного прибора для танков и т.д.
- 1960-е годы характеризуются и еще одним принципиально новым направлением работ - созданием боевых машин пехоты и десанта. Расскажите о нем подробнее.
- Принятая на вооружение в 1966 году боевая машина пехоты БМП-1 стала родоначальником нового класса машин, получивших в последующем широкое распространение по всему миру. Полигон был основным научно-исследовательским и испытательным учреждением Минобороны, который проводил в этот период испытания бронетанковой техники и обосновывал направления ее развития. Выделялись три направления испытаний - гарантийные испытания, войсковые испытания и испытания опытных образцов.
К началу 1970-х годов возникла острая необходимость развертывания комплексных научно-исследовательских и испытательных работ по новым научным направлениям. Эти направления заключались в оценке боевой эффективности и военно-технического уровня образцов бронетанковой техники, разработке предложений по программам вооружения в части БТВТ, в обосновании основных направлений развития БТВТ на 10-летние периоды, а также предложений по совершенствованию танко-технического обеспечения с использованием АСУ. Необходимо было повысить научный уровень исследований и испытаний БТВТ на основе системного подхода, синтеза и анализа, сложных как технических, так и организационных систем. Для решения этих задач в 1972 году на базе 22-го НИИ БТ был создан 38-й научно-исследовательский испытательный институт БТТ.
Учитывая важность и приоритетность проводимых исследований, приказом министра обороны институт был определен головным НИУ Министерства обороны по двум специализациям: бронетанковая техника и машины на ее базе; стойкость и защитные свойства подвижной наземной военной техники и вооружения от оружия массового поражения.
В 1986 году наш институт получил нынешнее наименование.
Наша справка. К концу 1980-х годов в Вооруженные Силы поступило около 20 тысяч современных танков, которые по техническому уровню превосходили западные образцы. В результате всего комплекса исследований и испытаний, выполненных институтом с 1972 по 1988 год, были получены новые технические решения и новые технологии в создании БТВТ. В частности, разработаны управляемые по лазерному лучу танковые ракеты, новые системы управления огнем и движением. В части защиты разработаны новые типы комбинированной брони, комплексы активной и динамической защиты танков от современных противотанковых средств, комплексы оптико-электронного подавления, разработаны мероприятия по защите экипажей танков от нейтронного оружия.
- Локальные войны и вооруженные конфликты - новая примета времени...
- В этих военных конфликтах 60-90 процентов выполнения задач ложится на плечи Сухопутных войск, основными видами вооружения которых выступают образцы БТВТ и машины на их базе. Учитывая это обстоятельство, в 1990-х годах нашим институтом был выполнен целый комплекс научно-исследовательских и испытательных работ, на основе которого определены основные направления развития БТВТ. Эти направления включали модернизацию существующего парка, создание новых образцов БТВТ и разработку научно-технического задела на перспективу.
В части составных частей образцов БТВТ с участием института отработаны и приняты на вооружение комплекс активной защиты "Дрозд" (Т-55АД), управляемые по лазерному лучу танковые ракеты "Рефлекс" (Т-80У,
Т-72Б), "Шексна" (Т-62) и "Бастион" (Т-55), навесной и встроенный варианты динамической защиты танков, танковый комплекс оптико-электронного подавления "Штора-1".
В результате всесторонних исследований и испытаний, проводимых нашим институтом, был принят на вооружение и поставлен на серийное производство целый ряд образцов бронетанковой техники. Это танки Т-80У, Т-72Б, Т-90, Т-80БВ, Т-72АВ, Т-64БВ, Т-62МВ,
Т-55АМВ, боевые машины пехоты БМП-3, боевые машины десанта БМД-2, БМД-3, бронетранспортер БТР-80, а также командирские варианты этих машин Т-80БК, Т-72БК, БМП-2К, БМД-2К, БТР-80К, на которых были использованы последние достижения науки и техники. Эти машины являются гордостью отечественного танкостроения конца 1980-х начала 1990-х годов. Они обладали наилучшими параметрами огневой мощи, защиты и подвижности.
Следует отметить о большом объеме испытаний машин, которые изготавливались на базе образцов БТВТ. К ним относятся машины инженерных войск (инженерная машина разграждения ИМР-2М, боевая машина разминирования БМР-2, мостоукладчик МТУ-72 и др.), ракетно-артиллерийских войск (самоходная гаубица "Мста-С", самоходные орудия "Нона-С", "Нона СВК", "Вена" и др.), командирская разведывательная машина БРМ-К "Рысь", бронированные ремонтно-эвакуационные машины (БРЭМ-1, БРЭМ-2, БРЭМ-Л), а также целый ряд командно-штабных машин. На основе рекомендаций, сделанных институтом, все эти образцы были приняты на вооружение.
В текущем году институт завершил испытания БМП-3М, БМПТ и продолжает испытания БТР для ВДВ, артиллерийских, инженерных машин и машин управления в части шасси, роботизированных танков, а также ряд модернизированных и вновь разрабатываемых образцов БТВТ.
http://www.redstar.ru/2006/07/11_07/2_03.html