Екатериновские утраты

0
423
Время на чтение 5 минут
По рассказам очевидцев, начальник Саратовского губисполкома в начале 30-х годов поклялся сделать Саратовскую область безбожной. Сегодня мы понимаем, что он и его сторонники немало преуспели в этом. Гонения на духовенство и верующих мирян, повсеместное разрушение храмов в нашей епархии принимали колоссальные масштабы. Людей расстреливали и отправляли в лагеря, церкви в буквальном смысле стирали с лица земли - немногие из них уцелели. Начиная с этого номера, мы будем публиковать на страницах нашей газеты заметки об истории сохранившихся и утраченных храмов Саратовской епархии.

На территории Екатериновского района сохранились лишь четыре исторических храмовых здания. Свято-Никольский храм села Воронцовка представляет собой руины, храм в честь Казанской иконы Божией Матери села Сластуха потерял свой прежний облик, от Михаило-Архангельского храма села Боровая Полянщина уцелел лишь остов колокольни. Только в одном - Михаило-Архангельском храме села Переезд - удалось возобновить богослужения. Историю этих храмов мы и представляем сегодня вниманию читателей.

Село Воронцовка
Храм во имя святителя Николая Чудотворца

Восстанавливаемый Никольский храм села Воронцовка
Восстанавливаемый Никольский храм села Воронцовка
Село Воронцовка Сердобского уезда Саратовской губернии основано в 1695 году (по другой версии - в 1705 году). Село принадлежало графу Воронцову. На эти земли граф выселил 20 хозяйств из Орловской губернии. Воронцовку также населяли крестьяне-дарственники бывшей госпожи Шуваловой, переселенцы из Рязанской губернии.

Теплая двухпрестольная каменная церковь (главный престол - во имя святителя Николая Чудотворца, в приделе - в честь Покрова Пресвятой Богородицы) с каменной колокольней была построена в селе в 1826 году тщанием прихожан. 18-метровый храм был возведен на самой высокой точке села и виден со всей округи. Вокруг церкви была выстроена кирпичная ограда, за которой хоронили священнослужителей.

В штате причта состояли священник, диакон и псаломщик, проживавшие в церковных домах. В селе были земская и две церковно-приходские школы.

Храм был закрыт в 1929 году, во время коллективизации. С него были сняты колокола (причем один из них разбили), с купола и колокольни - кресты. Железо, покрывавшее кровлю храма, было передано в колхоз. С 1930-х годов церковь использовалась как складское помещение.

Здание Свято-Никольского храма - старейший сохранившийся памятник истории и культуры на территории Екатериновского района. В 2005 году сельскохозяйственный кооператив села выступил с инициативой восстановления Свято-Никольского храма, на что последовало благословение Преосвященнейшего Лонгина, епископа Саратовского и Вольского.


Село Сластуха
Храм в честь Казанской иконы Божией Матери

Село Новая Сластуха Аткарского уезда Саратовской губернии (ныне Сластуха) возникло во второй половине XVIII века. Его первыми поселенцами были выходцы из слободы Старой Сластухи (ныне входящей как составная часть в село Бутурлинку Екатериновского района).

Каменная двухпрестольная церковь (главный был освящен в честь Казанской иконы Божией Матери, в приделе - во имя святителя Николая Чудотворца) с каменной же колокольней была построена в Новой Сластухе в 1830 году тщанием крестьян села и помещика деревни Шинки Никанора Логвинова. Стены храма были покрыты росписями. В начале XX века в храме был установлен уникальный иконостас из фарфора с позолотой и орнаментом. Есть сведения, что его изготовление и установка выполнялись на средства, собранные местным волостным правлением. Одновременно с благоукрашением храма волость финансировала строительство церковно-приходской школы и больницы.

В штате причта состояли два священника, диакон и два псаломщика, проживавшие в общественных домах. В приходе были две земские и церковно-приходская школы в самом селе и церковно-приходские школы в приписных к приходу деревнях Киселевке, Шинках, Вязовом Враге и Афросимовке. Приход был многочисленный - из 7337 человек 7105 исповедо вали Православие.

3 июля 1929 года Екатериновским районным административным отделом с коллективом верующих села был заключен договор на право пользования зданием церкви. Однако уже в начале следующего года на общей волне коллективизации гонители добились закрытия храма: 17 февраля 1930 года Президиум Нижне-Волжского краевого исполкома Советов РКиК депутатов, "принимая во внимание... что в с. Сластухе организовались колхозы", постановил церковь в селе Сластухе закрыть, приспособив ее здание под школу.

Закрытие храма сопровождалось вандализмом: уникальный иконостас уничтожен - его разбили кувалдами и ломами, превратив в черепки, сожжены церковные книги, уничтожены иконы и церковная утварь, выбиты окна в храме.

В постановлении крайисполкома была указана смета на приспособление здания церкви под школу - 9187 рублей. Но, видно, "закрытие" храма было проведено настолько варварскими методами, что даже ремонт здания не уложился в эти средства. Восемь лет здание Казанского храма простояло пустым, пока, наконец, дирекция местной МТС не обратилась в Екатериновский райисполком с просьбой о передаче им закрытой сластушинской церкви для оборудования в ней машинно-тракторной мастерской. 16 июня 1938 года Президиум Екатериновского районного исполнительного комитета постановил: "В связи с тем, что Сластушинская МТС находится в крайне затруднительном положении с помещением под МТМ для ремонта тракторов и другого сельскохозяйственного инвентаря, считать необходимым передать имеющееся здание закрытой церкви Сластушинской МТС".

Храмовое здание было полностью перестроено: закрашены росписи, верхняя часть здания снята и разобрана. Полученный при разборке купола стройматериал был перевезен в Екатериновку для строительства новой школы. Гусеничные тракторы продолжили уничтожение убранства храма - испортили плиты полов. В таком виде здание Казанского храма пребывает и по сей день.

Село Боровая Полянщина
Храм во имя святого Архистратига Божия Михаила

Предположительно останки колокольни Михаило-Архангельского храма села Боровая Полянщина
Предположительно останки колокольни Михаило-Архангельского храма села Боровая Полянщина
Каменная с каменной же колокольней церковь была построена в селе Боровая Полянщина Сердобского уезда Саратовской губернии в 1789 году тщанием местного помещика Полянского.

В штате причта состояли священник и псаломщик; дом для священника церковный. В селе была одноклассная церковно-приходская школа.

В годы советской власти храм практически полностью разрушен, сохранилась только колокольня.

Село Переезд
Храм во имя святого Архистратига Божия Михаила

Действующий Михаило-Архангельский храм села Переезд
Действующий Михаило-Архангельский храм села Переезд
В конце XIX века потомственным почетным гражданином города Моршанска Михаилом Михайловичем Рымарёвым было предложено построить в селе Переезд Аткарского уезда Саратовской губернии каменную церковь на его собственные средства. 7 декабря 1899 года губернский инженер А.Н. Клеме принял на себя руководство будущей постройкой. 17 февраля 1900 года проект плана постройки был утвержден. Церковь была спроектирована в византийском стиле, пятиглавой, без отдельной колокольни, предполагалось, что ее роль будут выполнять расположенные по углам башенки. Вместимость храма - до шестисот человек. Однако колокольня все же была возведена. Постройка храма окончилась в 1906 году, и 19 августа храм был освящен во имя Архистратига Божия Михаила.

В штат причта входили священник и псаломщик, проживавшие в церковных домах. В селе Переезд было три церковные школы.

Храм был закрыт в начале 1930-х годов. В мае 1991 года храм был передан верующим и вновь открыт для совершения церковных служб. 19 апреля 2005 года на храме были установлены малые купола.

Авторы статьи выражают искреннюю благодарность Андрею Сдобникову (г. Ртищево) за неоценимую помощь при подготовке материала.

http://www.eparhia-saratov.ru/cgi-bin/print.cgi/txts/journal/articles/01church/144.html
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Елена Плякина
Все статьи Елена Плякина
Последние комментарии
К 305-летию выхода Робинзона Крузо
Новый комментарий от учитель
26.04.2024 01:58
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Константин В.
26.04.2024 00:55
«Регионы должны укрупняться»
Новый комментарий от учитель
26.04.2024 00:27
История капитализма в России. Куда идем?
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
25.04.2024 23:57
Откуда берутся товарищи Ивановы?
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
25.04.2024 23:44
Потерянное время
Новый комментарий от Русский Иван
25.04.2024 21:45