Реформисты перед лицом конфликта

Развитию прогрессивного иудаизма в России мешают не только финансовые и кадровые проблемы, но и разногласия среди раввинов

Новости Москвы  Гей-парад в Москве 
0
221
Время на чтение 4 минуты
В начале 90-х гг. прошлого века многим казалось, что так называемый прогрессивный, или реформистский, иудаизм будет особенно популярным среди евреев на постсоветском пространстве. Реформисты предложили "облегченную" форму ортодоксального иудаизма и современные формы богослужения, которые могли привлечь молодежь.

Однако реальность оказалась иной. В России, Белоруссии и Украине сегодня насчитывается около 130 общин прогрессивного иудаизма. Тогда как общин, принадлежащих к различным направлениям ортодоксального иудаизма, на постсоветском пространстве свыше 600. Какого-либо заметного влияния на жизнь евреев в странах СНГ реформисты не имеют - они фактически вытеснены даже не на второй, а на третий план.

Почему это произошло? Во-первых, у евреев постсоветского времени (в том числе у бизнесменов и представителей власти) сложился некий стереотип "правильного" раввина - бородатого ортодокса в черном костюме. Остальные варианты отвергались как "неправильные". В итоге у реформистов было меньше возможностей для сбора пожертвований, ведения общинной жизни, получения зданий и т.д.

Во-вторых, руководство Всемирного союза прогрессивного иудаизма (ВСПИ) в начале 1990-х на фоне массового отъезда советских евреев, видимо, не считало нужным развивать инфраструктуру и предоставлять помощь своим российским, украинским и белорусским собратьям-реформистам. Активистов, готовых ехать в "постсоветскую глубинку" со всеми ее неудобствами и практически с нуля возрождать еврейские общины, практически не было.

Большинство евреев из бывшего СССР, отправлявшихся на обучение в западные раввинские колледжи, не возвращались, а у реформистов в странах СНГ не было средств для организации собственных колледжей. В результате в настоящий момент на территории стран СНГ работают лишь шесть раввинов прогрессивного иудаизма (трое в России, двое на Украине и один в Белоруссии), тогда как ортодоксальных раввинов около ста.

В России ортодоксальные раввины из Конгресса еврейских религиозных общин и организаций России (КЕРООР), в который входили практически все общины прогрессивного иудаизма, конечно, упоминали своих "реформистских" коллег, но делали это скороговоркой и достаточно невнятно. Представители же Федерации еврейских общин России (ФЕОР) старались демонстративно "не замечать" конкурентов.

В то же время председателю Объединения религиозных общин современного иудаизма в России (ОРОСИР) и главе исполкома КЕРООР раввину Зиновию Когану и главному раввину ФЕОР Берлу Лазару все это не мешало сотрудничать в рамках Межрелигиозного совета России (МСР). Как сказал корреспонденту "НГР" сам Коган, "у евреев в рамках МСР лишь один голос, который засчитывается лишь в том случае, если мы приходим к консенсусу. Мы стараемся достигать согласия". Безусловно, определенным образом на темпы развития прогрессивного иудаизма в СНГ влияет и внутренняя неоднородность движения. Не секрет, что ВСПИ, ядро которого составляют американские общины, вполне либерально относится к однополым бракам или женскому священству. Евреи-реформисты, проживающие на постсоветском пространстве, гораздо более консервативны в этих вопросах.

Когда летом 2005 года в Москве впервые прошел конвент Всемирного союза прогрессивного иудаизма, его информационное освещение в российских СМИ оказалось недостаточным. Руководство ВСПИ не восприняло или не хотело воспринимать, что отношение к сексуальным меньшинствам в России не такое либеральное, как в США.

На прошедшей 30 июня 2005 г. в РИА Новости пресс-конференции центральным оказался вопрос об отношении ВСПИ к гей-параду в Иерусалиме. Несмотря на попытки российских раввинов Зиновия Когана и Григория Котляра ограничиться достаточно умеренными формулировками, зарубежные гости (прежде всего исполнительный директор ВСПИ Ури Регев) полностью поддержали участников гей-парада и обрушились с критикой на иерусалимскую мэрию, пытавшуюся противодействовать проведению данного мероприятия. Естественно, что единственной стороной конвента, освещенной СМИ, была поддержка "прогрессивными иудеями" сексуальных меньшинств.

Сам Зиновий Коган, много лет занимавший пост председателя ОРОСИР, стремился максимально дистанцироваться от обвинений в поддержке сексуальных меньшинств. В качестве председателя исполкома КЕРООР он в 2005 г. обращался с призывом "прекратить пропаганду содомии на телевидении", а 20 марта 2006 г. официально поддержал решение московского мэра Юрия Лужкова о запрете гей-парада.

Однако мнение Зиновия Когана не совпадает с мнением всех раввинов прогрессивного иудаизма в СНГ. Так, в начале апреля раввин Нелли Шульман освятила брак двух лесбиянок. В интервью корреспонденту "НГР" Нелли Шульман сообщила, что имела место "приватная церемония", а освящение брака было "ее личной инициативой". "Я поддерживаю легализацию однополых браков и полностью солидарна с представителями нашего движения в США, выступающими за такую легализацию", - заявила она.

Эта церемония, по сути, стала отражением разногласий, существующих внутри прогрессивного иудаизма на постсоветском пространстве. В конце апреля Зиновий Коган написал заявление о своей отставке с поста председателя ОРОСИР, основателем которого он же и является. Свое решение Коган объяснил "теологическими разногласиями" с другими раввинами, взгляды которых, по его мнению, "слишком радикальны для России".

Проблема сексуальных меньшинств оказалась в настоящий момент в центре внимания СМИ. Исходя из этого, церемония, проведенная по инициативе раввина Шульман, может привести к череде обвинений в адрес представителей ОРОСИР со стороны раввинов-ортодоксов. Современный иудаизм в России может пережить раскол на "умеренное" и "радикальное" крыло, причем представители последнего будут пользоваться поддержкой ВСПИ.

В случае такого раскола будущее прогрессивного иудаизма в России едва ли окажется светлым. С одной стороны, наиболее дальновидные представители ортодоксального раввината уже сейчас начинают говорить о работе с супругами-неевреями в смешанных браках, отбивая тем самым "хлеб" у "умеренных" руководителей общин современного иудаизма.

С другой - общий консерватизм российского общества вообще и российских евреев в частности вряд ли добавит "радикалам" значительное число сторонников и спонсоров в России, но может сделать их мишенью для современных "борцов за нравственность".

http://religion.ng.ru/problems/2006-05-17/1_reformisty.html
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Александр Семенов
Все статьи Александр Семенов
Новости Москвы
Все статьи темы
Гей-парад в Москве
Все статьи темы
Последние комментарии
Максим Горький и Лев Толстой – антисистемщики?
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
23.11.2024 21:12
Мавзолей Ленина и его прообразы
Новый комментарий от Павел Тихомиров
23.11.2024 20:47
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Русский Иван
23.11.2024 19:52
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от В.Р.
23.11.2024 19:31
Мифы и правда о монархическом способе правления
Новый комментарий от влдмр
23.11.2024 16:54
Еще один шаг в сторону разрушения семейных устоев
Новый комментарий от Рабочий
23.11.2024 16:06