Скажу сразу: кто прошел службу по призыву, а позже стал офицером, тот никогда не обидит моряков. Тем более не станет физически воздействовать на них.
В 1995-м поступил в Калининградское высшее военно-морское училище на факультет артиллерийского вооружения. Бывший тогда начальником КВВМУ контр-адмирал Геннадий Ясницкий (к сожалению, ныне покойный) спросил меня на мандатной комиссии: "Сынок, зачем ты идешь в училище?" Я ответил: "Хочу стать офицером! Может, кому-то из моряков легче вздохнется, когда начну служить".
Кстати, во время учебы благодаря усилиям следующего начальника училища контр-адмирала Адама Римашевского у нас открылись факультативные курсы по воспитательной работе в воинских подразделениях, которые я с удовольствием посещал. Общались с офицерами различных силовых структур, командирами и воспитателями, участниками боевых действий в Афганистане и Чечне, журналистами, священнослужителями различных конфессий. Было очень интересно. Чувствовал - это мое.
В 2000 году по распределению, как и хотел, попал на Северный флот, в экипаж тяжелого атомного ракетного крейсера "Петр Великий", где служил командиром стартовой батареи ракетного комплекса "Форт". А через год с небольшим предложили должность заместителя командира дивизиона БЧ-6 по воспитательной работе на тяжелом авианесущем крейсере "Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов". Согласился. А в июле прошлого года назначили замкомандира ракетно-артиллерийской боевой части по воспитательной работе. Кстати, офицеры в БЧ-2 - в основном выпускники нашего училища. Так что контакт в коллективе полный.
Одно из главных направлений нашей работы - предупреждение случаев неуставных отношений. Об этом хотелось бы сказать подробнее.
Как только молодой моряк прибывает на корабль и уже непосредственно в БЧ-2, первое, что делаем, - отправляем родителям справки о том, что их сын проходит службу по призыву в нашей боевой части. Кроме этого, в письме обращаемся к ним с просьбой подробнее рассказать о сыне, о тех его качествах, на которые следует обратить особое внимание. В этом же письме для оперативной связи указываем номер моего мобильного телефона, а также номера мобильников командира боевой части капитана 3 ранга Игоря Никитина и непосредственно командира подразделения (группы или батареи), в которое пришел служить матрос. Кроме этого, уже в своем послании командование боевой части просит родителей, если сын вдруг затребует денежный перевод либо посылку, сразу же сообщить по телефону или через SMS-сообщение, чтобы мы проконтролировали получение почтовых отправлений.
В первые дни по прибытии на корабль молодые матросы при мне пишут домой письма, в которых рассказывают родным, в какой воинский коллектив попали, как их встретили в подразделениях - это своего рода отчет на тему "Мои первые впечатления на корабле".
Если дальше развить "почтовую" тему, то в БЧ есть военнослужащие-контрактники, в чьи обязанности, кроме всего прочего, входит получать письма и раздавать их на построении личному составу. Этим мы исключаем, например, вручение письма за сигарету, или "танец", или выполнение каких-то иных "пожеланий".
В боевой части полностью исключено вымогательство денег при получении военнослужащими финансового довольствия либо денежных переводов. Кстати, при этом присутствуют либо командир БЧ, либо я, а также один из трех командиров дивизионов и командир подразделения. После чего моряки могут отдать на хранение своему командиру группы либо батареи всю сумму денег или ее часть. На корабле есть продовольственный и вещевой ларьки, где матрос может приобрести все необходимое. Если же покупку нужно сделать вне корабля, то при увольнении на берег в выходные дни в сопровождении офицера либо мичмана можно выйти в город.
Чтобы лучше узнать о том, что беспокоит матросов, проводим, в частности, среди них анонимное анкетирование, в процессе которого они отвечают, как правило, на пять-шесть вопросов, например: "Мое отношение к БЧ", "Что меня тревожит", "Чем я недоволен", "Как отношусь к своим командирам" и так далее. Потом садимся с командиром БЧ, офицерами и анализируем ответы. Бывает, очень интересные факты всплывают, дающие пищу для размышлений и даже для корректировки воспитательной работы.
Особый упор в индивидуальной работе делаем на командиров отделений, которых в боевой части у нас 18. Все они набраны по контракту. Они первые помощники офицеров. Переписка с родителями, обобщение опыта лучших старшин, моральное стимулирование - вот лишь некоторые направления этой работы.
Повторю, возможно, прописную истину, но тем не менее: офицерский состав - это костяк корабельного экипажа. Нас учат в военно-морском институте пять лет, в нашу подготовку государство вкладывает большие деньги. Поэтому и мы, офицеры, прежде чем что-то требовать от моряка, должны его обучить, обеспечить, накормить - словом, оказать должное внимание. Матрос - это личность, а не винтик в корабельном механизме. Вначале нужно вложить душу в моряка, лишь в этом случае он не подведет. Потому что мы с ним - часть одного целого: экипажа, корабля. И в открытом море от его действий всецело будут зависеть успешное выполнение поставленной задачи и возвращение к родным берегам.
Матрос обязан в воинском коллективе обрести вторую семью. Он должен служить с охотой. Обеспечить условия для этого - наша прямая обязанность.
Индивидуальная работа с личным составом приносит конкретные плоды, и две минувшие боевые службы тяжелого авианесущего крейсера "Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов" это только подтвердили. Претензий по выполнению служебных обязанностей либо по фактам неуставных отношений в БЧ-2 со стороны командования корабля не было.
http://www.redstar.ru/2006/05/17_05/2_02.html