"Быть верующим сложно каждому человеку"

Сегодня мы предлагаем вниманию наших читателей интервью с полномочным представителем президента в Приволжском федеральном округе Александром Владимировичем Коноваловым

Основы православной культуры 
0
290
Время на чтение 7 минут
- Александр Владимирович, расскажите немного о себе. Не ошибусь, если скажу, что многие наши читатели ничего о Вас не знают...

- У меня очень скучная жизнь. Родился, учился, крестился, пошел работать...

После окончания школы поступил в Санкт-Петербургский университет, тогда еще - Ленинградский, на юридический факультет. Во время учебы служил два года в армии. Университет окончил в 1992 году. Практически сразу пошел работать в прокуратуру и там трудился до прошлого года - 13 лет на разных должностях. В ноябре 2005-го был назначен полномочным представителем президента в Приволжском федеральном округе. Вот, собственно, и вся история.

- Вы часто бываете у нас в городе и обязательно посещаете саратовские храмы. Вы - верующий человек?

- Скажем так: я пытаюсь им быть.

- Санкт-Петербург, город, откуда Вы родом, известен среди верующих людей как город блаженной Ксении Петербургской, Александро-Невской Лавры... Питерские святыни помогли Вам в Вашем становлении как христианина?

- Я не готов сказать, что это становление состоялось... К тому же, хотя я родился действительно в Ленинграде, корни у меня - псковские. Мои родственники и по отцу, и по матери - коренные псковичи, и получилось, что я начал узнавать что-то важное о жизни в городе Пскове. Там и Святое Крещение принял в 24 года, там же впервые посещал святые места, Псково-Печерский монастырь. В свое время побывал у отца Николая Гурьянова - в 1993 году, когда он еще был более доступен...

Псковская земля - очень древняя, конституировавшая духовность на Руси наряду с Киевом, Москвой, Ярославлем и целым рядом других территорий. Поэтому мне в становлении, как вы говорите, больше помогла Псковщина... Но в Петербурге тоже, конечно, есть уникальные места, причем не только расположенные в черте города. Очень мне нравится обитель преподобного Александра Свирского, которая находится на границе с Карелией.

- Александр Владимирович, есть ли у Вас такое место, куда все время хочется возвращаться, где хочется побыть одному, помолиться?

- На каком-то этапе я стал понимать, что нельзя привязываться к месту, иначе будет очень тяжело расставаться с ним, постоянно желать возвращения туда, а это не совсем правильно. Нужно, чтобы это место осталось в сердце человека, тогда будет легче жить...

- Быть верующим человеком, находясь на такой высокой должности, как у Вас,- это просто или сложно?

- Мне кажется, дело не в должностях. Быть верующим сложно, наверное, каждому человеку. Я думаю, в вашем вопросе есть вот какой подтекст. В нашей стране на протяжении долгого времени целенаправленно разрушалась традиция соработничества государства и Церкви. И сейчас для многих выглядит странным, если священник появляется на каких-то светских мероприятиях или, наоборот, чиновник, военный, милиционер - в церкви... Здесь не должно быть натянутости, искусственности, какой-то драматизации событий. Ходить в церковь или нет - дело сугубо личное. Другое дело, что есть определенные традиции, которые, слава Богу, возвращаются. И люди, которые принадлежат к традиционным для России конфессиям, могут следовать своим убеждениям без какой-то борьбы, в созидательном направлении.

- Александр Владимирович, Вы произнесли выражение "соработничество Церкви и государства". Оно сейчас стало довольно расхожим. А как Вы понимаете это словосочетание? В чем заключается это соработничество, какая цель у него, каковы в нем роль Церкви и роль государства?

- Когда-то в Византийской империи и на каком-то этапе в России между Церковью и властью существовали отношения симфонии. Сейчас об этом говорить было бы неправильно. Тем более, что в настоящее время у государства и Церкви слишком разные задачи. Но при этом общее обязательно можно найти.

Как известно, есть Небесная Церковь, а есть земная, воинствующая. И одно из направлений ее деятельности в этом мире - активная социальная работа. Очень многие социальные институты, которые сейчас существуют как достояние государственных структур - пенсионное обеспечение, забота о малоимущих и больных людях, детях-сиротах и так далее - начинались именно в церковной ограде. И Церковь вполне может помогать решению насущных социальных задач, это будет очень востребовано. Есть целый ряд проблем, при решении которых должны взаимодействовать, на мой взгляд, государство и традиционные для России конфессии: борьба с преступностью, аморальным образом жизни, распространением тоталитарных сект. Мы сейчас пытаемся создавать, или правильнее сказать - "развивать", совершенствовать с учетом особенностей нынешнего дня некоторые государственные структуры для того, чтобы подобное взаимодействие могло состояться и быть эффективным. Практически создан Совет при полномочном представителе президента в Приволжском федеральном округе по развитию институтов гражданского общества. При этом Совете будет создана рабочая группа, посвященная конфессиональной политике, сохранению духовного, исторического наследия. Мы рассчитываем на то, что в работе этой группы активное участие примет Русская Православная Церковь. Епископ Саратовский и Вольский Лонгин как член Общественной палаты - один из тех, кто представляет там Приволжский федеральный округ - также, мы надеемся, войдет в состав Совета.

- В одном из Ваших интервью я прочла о том, что хорошо было бы вернуть земства. О чем шла речь?

- О земствах, вероятно, было сказано в историческом контексте. А говорим мы сейчас о том, что необходимо восстанавливать уровень локального, муниципального "общежития". И хотя структура местного самоуправления очень похожа на государственную, но в общем, она - принципиально иная. Главное здесь - самоуправление, что заложено в действующем законодательстве о муниципальных образованиях. Однако для того, чтобы уже созданные на местах административные структуры наполнились реальной жизнью, нужно сделать очень многое. Традиция общежития на локальном уровне оказалась нарушенной, причем в основном за последние десять-пятнадцать лет.

Земство - это община. В советские годы некий суррогат общины все же сохранился: везде были люди, которые стремились обустроить житье-бытье квартала, района, поселения. И сейчас, разумеется, с учетом новых обстоятельств, мне кажется очень важным объединять здоровые, активные силы общества, чтобы они социальную ткань на муниципальном уровне восстанавливали. Здесь мы рассчитываем на то, что и православные приходы будут в этом помогать.

- Вам, вероятно, знакома точка зрения на Церковь как на новую государственную идеологию. Как Вы к этому относитесь?

- Честно говоря, я не нахожу пока серьезных оснований для таких выводов. Хотя в последнее время очень многие кивают на Декларацию о правах и достоинстве человека, которая была принята на состоявшемся X Русском Народном Соборе. Мне довелось присутствовать на последнем заседании Собора как раз в процессе принятия Декларации и других документов. Как человек с юридическим образованием, могу удостоверить, что Декларация и Соборное слово написаны в выдержанных, безупречных выражениях, которые соответствуют тому месту, которое Церковь занимает в жизни общества. Декларация - это обращение, адресованное обществу, государству. Этот формат вряд ли может вызывать подозрения или неудовольствие. Как известно, общество у нас демократическое. И здесь очень важно, чтобы был обеспечен правильный баланс между интересами самых разных социальных групп с учетом традиций страны, с учетом общечеловеческих ценностей, с учетом, в конце концов, настроений, в обществе возникающих. Поэтому, еще раз повторю, нет сейчас оснований для...

-...беспокойства?

- Я бы не сказал, что для беспокойства. Сегодня многие люди, наоборот, считают, что Православная Церковь слишком незначительное влияние оказывает на жизнь общества. И многие православные люди говорят: "Принесите нам на блюдечке Православие, самодержавие, народность, и тогда мы будем с государством взаимодействовать, общество будем развивать". Думаю, нужно уходить от таких утопических настроений, с одной стороны, а с другой - от потребительского отношения. Родина сейчас находится в сложной ситуации, и тем, кто чувствует в себе силы для этого, нужно помогать ей.

Возвращаясь опять к вашему вопросу, скажу, что нет никакого идеологического влияния Церкви на государство. В принципе, для этого есть исторические предпосылки, как и для того, чтобы государству взаимодействовать с традиционными конфессиями, которые сформировались на территории России, именно в социальном аспекте. Здесь опыт Церкви может быть использован позитивно.

- Как Вы относитесь к проблеме введения в школьную программу культурологического предмета "Основы православной культуры"? Кто-то говорит, что это - разжигание национальной розни...

- Рискую навлечь на себя гнев многих православных людей, но я к введению "Основ..." в школах отношусь, мягко говоря, сдержанно. Это очень большая ответственность. Наше общество тотально расцерковлено. Это реальность, от которой не отвернуться. И для того, чтобы культурологический предмет занял по-настоящему важное место в школьных программах, нужно избежать двух крайностей. С одной стороны, он не должен превратиться в посмешище, если его будет преподавать человек неквалифицированный. С другой стороны, чтобы "Основы..." не стали неким пугалом, когда детей будут загонять палкой в церковь, в духовность... Это может к самым страшным последствиям привести. Для того чтобы этот предмет давал серьезные плоды, в первую очередь нужны хорошие преподаватели, подвижники, я бы даже сказал. Ведь мы знаем, что даже до революции святой праведный Иоанн Кронштадтский сталкивался на уроках законоучительства с проявлениями несерьезного отношения к своему предмету. А что уж говорить о времени сегодняшнем?

Другое дело, что школа обязательно должна воспитывать. Это совершенно точно. Здесь, мне кажется, нужно говорить о некой концептуальности образования, о том, что учителя должны ее осознать, понять, что образование должно давать человеку. И с учетом традиций, которые в России исторически сложились, образование делать воспитательным, концептуальным.

Мне кажется, что в отличие от "Основ православной культуры" будущее есть у православных гимназий, потому что здесь не нужно никого уговаривать молиться, размещать иконы в классах, посещать храм в особые часы или дни, изучать "Закон Божий". Но при этом образование в гимназии должно быть конкурентоспособным, современным. И вот в этом случае, пройдя через этап доказательства своей состоятельности, православная гимназия может иметь, я считаю, хорошие перспективы.

- Александр Владимирович, Вы сами говорите, что общество наше тотально расцерковлено. Большинство людей не верит никому - ни Богу, ни власти, ни даже самим себе. Как Вы думаете, это можно преодолеть?

- Я не согласен с таким пессимистическим взглядом. Все-таки, как сказал Тертуллиан, "душа человека по природе христианка". И нравственность, характерная для народов России, должна все-таки проявиться. Но при этом должен быть очень мощный и серьезный посыл от государства и общества, хорошо организованный подъем пластов духовной культуры, наших исторических, патриотических ценностей. Нужно, чтобы государство само демонстрировало, что эти ценности для него являются важными. Не только обеспечение прав сексуальных меньшинств, но и эта сторона жизни общества...

Мне кажется, что мало-помалу все должно вернуться на свои места. Все хорошее впереди.

- Вы уже несколько раз приезжали в Саратов. Не могли бы Вы поделиться своими впечатлениями, наметить какие-то ближайшие перспективы развития области?

- Саратов - город очень красивый. У него очень удобное географическое положение. Сейчас Саратовская область оказалась пограничным регионом. Это тоже определенный отпечаток накладывает. Здесь есть целый ряд предприятий, влияющих на экономику не только вашей области, но и всего региона. Потенциал у области, я считаю, большой. Нас сейчас, в основном, интересуют перспективы реализации четырех приоритетных национальных проектов: строительство жилья, развитие сельского хозяйства, позитивные изменения в сфере образования и медицины. Я думаю, что есть хорошие перспективы улучшения положения во всех этих четырех направлениях. Для этого, конечно, нужно много работать и любить свою землю - без криков и истерик. Все должно получиться.

Беседовала Наталья Волкова

http://www.eparhia-saratov.ru/txts/journal/articles/03person/56.html
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Александр Владимирович Коновалов
Статья без заключения
Под эгидой министра юстиции готовится пакет законопроектов, которые сократят тюремное население страны
05.05.2009
Все статьи Александр Владимирович Коновалов
Основы православной культуры
«Пора вернуться к общенациональному христианскому просвещению!»
Неутешительные мысли по поводу опроса ВЦИОМ об увлечении молодёжи бесовскими картами Таро
04.12.2024
Чревоугодие. Что это такое? Если у человека есть
любимое блюдо — это чревоугодие?
18.11.2024
Душевная вечеря. Христос в искусстве.
Клайв Льюис. «Письма Баламута»
17.10.2024
Нацвопрос и либералы
Выступление на круглом столе «Межконфессиональное и межнациональное согласие»
01.10.2024
«Мы до сих пор стесняемся говорить, что семья – это малая Церковь!»
Предмет «Семьеведенье» – попытка рассказать о правильных вещах, не говоря о главном
10.09.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Почему «Орешник» никогда не победит Левиафана?
Новый комментарий от Агафон
26.12.2024 18:55
«Борьба идёт за души людей, а не за деньги!»
Новый комментарий от РОНОЛ
26.12.2024 18:39
Мне стыдно за моего Президента
Новый комментарий от Русский танкист
26.12.2024 18:39
«Почему не бьём?»
Новый комментарий от Калужанин
26.12.2024 18:02
Сторонники взятия Киева и наше нелёгкое будущее
Новый комментарий от АБС
26.12.2024 17:12
Астафьев – русский писатель
Новый комментарий от Владимир Николаев
26.12.2024 16:44
Ладушки – нескладушки
Новый комментарий от Владимир С.М.
26.12.2024 16:42