Командир отделения - твой хозяин

0
78
Время на чтение 4 минуты
Только на фронте сержанты опасались притеснять подчиненных им солдат
Дедовщина, нарушение уставных отношений, казарменное воровство... Часто можно услышать: "Да разве в советское время, в войну было такое?" Спросите стариков-ветеранов, они вам расскажут. Вот мой личный опыт.
В армии еще в годы войны среди солдат бытовала шутка: "Главный командир для солдата не генерал и не полковник, а... сержант". Очень точно было сказано. Потому что отделенный - твой хозяин.
В первый же день приезда в армию (я попал в Симферопольское пулеметно-минометное училище, эвакуированное в г. Балаково) нас, "салажат", известное дело, сперва отвели в баню. Выходим одеваться, обуваться. Я - хвать, туда-сюда, нет моих валенок! Все уже оделись, уже команда на выход, а я чуть не плачу, все по предбаннику ищу, ползаю... Тю-тю мои новые валенки!
Вора я увидел уже в последний день, когда нас отправляли на фронт. Вернулся за чем-то с пристани в казарму и вижу: старшина Старков бросает во двор из окна со второго этажа ботинки, шинели, кальсоны, наволочки... А внизу все это казенное добро принимает помкомвзвода старший сержант Ловырев.
Все это, конечно, шло на базар.
Нет, не тогда, а много позже, только спустя годы меня осенило: так вот кто мои валенки тогда оприходовал! Не рекрут же, ошалелый от окриков сержантов, а свой, здешний.
Да, в армии воровали. Впрочем, не то слово. "Находили" - так это называлось.
На полевых учениях у твоей трехлинейки вывинтился и потерялся шомпол. Ты сообщаешь об этом отделенному.
- Найди, - чеканит он, - не найдешь - трибунал.
И ты начинаешь "искать". Как? Известное дело - воруешь ночью в пирамиде шомпол соседней винтовки. А тот, которого ты обокрал, проделывает то же самое со своим соседом. Так и ходит шомпол по кругу. Мелочь, а ведь солдатик получил первый урок воровства. Пока еще мелкого.
Наш отделенный, сержант Воропаев, не стыдясь, забирал у нас деньги, пирог, присланный из дома, письма.
Выпал как-то мне наряд - продуктовый склад бригады охранять. На исходе первого часа дежурства слышу: скрипят по снегу шаги. Является караульный наряд во главе с сержантом.
- Давайте, ребята, - командует Воропаев.
И ребята начинают: консервы, пачки табака, белые сухари набиваются в мешок. И еще, и еще всякой снеди, которую я охраняю. А я что? Молчу. Значит, так надо. Свои берут! Нагрузились они, как говорится, под самую завязку и ушли. А я опять остался один топать на морозе.
Летом 1944-го мы стояли под Калинином, где в лесу построили целый городок из землянок. Однажды сержант Воропаев подозвал меня и небрежным тоном спросил:
- Послушай, а где твоя шинель?
Я ответил, что она в землянке. Он приказал принести. Моей шинели не оказалось. Исчезла! Куда она могла подеваться? Ведь с мая я ее не надевал!
Сержант хмуро посмотрел на меня:
- Это ЧП. Под трибунал пойдешь. Так и знай.
Я молчал. Я даже не мог найти слова, такое мной овладело отчаяние.
- Ладно, - сказал Воропаев, - найдешь.
Прошло несколько дней. Как-то вечером Воропаев подозвал меня:
- Во втором батальоне все ушли на учебные прыжки с аэростата. - Он кивнул в сторону наших соседей. - Ступай, я подожду.
Он не сказал "укради", он только кивнул, но я понял все. Мне просто ничего другого не оставалось. Я пошел. На первое в своей жизни крупное воровство.
Тихо обойдя ограду, за которой горбились крыши землянок второго батальона, я перевел дух. Стояла мертвая тишина. Я подкрался к землянкам. Перед ними на чистенькой дорожке-линейке никого. В дальнем конце на пеньке спиной ко мне сидел дневальный с автоматом на коленях.
Я шмыгнул в ближнюю землянку, осторожно прикрыл за собой дверь и зажег спичку. Дрожа от страха, я порылся в шинелях, которые здесь висели на вешалке, вырвал из них одну, надел на себя и тихонько вышел наружу. Но дверь скрипнула! Часовой встал и повернулся ко мне.
- Минометная здесь? - пересохшими деревянными губами спросил я.
- Там, - махнул он автоматом и снова уселся на свой пенек.
Сделав огромный крюк, я прибежал к нашим землянкам и несколько секунд стоял перед Воропаевым, не в силах говорить...
Через несколько минут на украденной шинели были срезаны пуговицы и заменены другими, оторван хлястик, под воротником Воропаев, послюнявив химический карандаш, старательно вывел мою фамилию.
Наутро в нашу роту явился старшина второго батальона и с ним обокраденный мной солдат. Роту выстроили в шинелях, и гости тщательно осмотрели каждую, но пропажу не опознали. Они ушли ни с чем, а Воропаев мне подмигнул: "Порядок!"
После войны я случайно встретил на саратовском стадионе Ваську Павлова, своего однополчанина. Пошли расспросы, воспоминания.
- А ты знаешь, куда девалась тогда в Калинине твоя шинель? - спросил он, почему то ухмыляясь.
Я пожал плечами.
- Их твой Воропаев отнес на калининский базар и пропил с поваром Гуловым. Помнишь такого? Рябой, из Сибири, из города Канска.
Я молчал. Потом пришел в ярость, разразился бранью. Мои кулаки сжались. Ничего, кроме растерянности и наивного, детского удивления. Поистине я оставался запуганным мальчиком даже после фронта и ранения.
Один мой знакомый, тоже ветеран войны, услышав этот рассказ, рассмеялся:
- Подумаешь, событие! У меня, в Пензенском военном училище связи, когда украли шинель и сержант приказал найти, я украл у соседей. Обычное дело.
А вы разве забыли, как еще совсем недавно, 15-20 лет назад, воровали все и всё - на заводах, фабриках, в колхозах? И название этому придумали. Воров стыдливо называли "несунами". В обществе эти "родимые пятна социализма" выводятся с большим трудом. Также нелегко будет избавиться от них и в армии.
Напомню только: стоило нам оказаться в прифронтовой полосе, как все до единого наши сержанты стали как шелковые. Их было не узнать. Почему? Да потому, что когда у солдата в автоматном рожке уже боевые патроны, дать ему в ухо или потребовать последний рубль уже не хочется. Боязно. Как бы завтра в бою не получить пулю в спину.
Я остаюсь при твердом убеждении: наши сержанты - главное зло, разъедающее живое тело армии. Если их не "перешерстить", добра не жди.
Когда то на лекциях в Институте кинематографии крупнейший наш драматург Евгений Габрилович говорил: "Киносценарий должен походить не на пухлую неповоротливую бабу, а на стройного мускулистого юношу".
Не то ли самое можно сказать и о нашей армии, которой давно следует сбросить лишний вес, чтобы обрести стройность и упругость? Из неуклюжего любителя кулачного боя превратиться в ловкого дзюдоиста?

http://nvo.ng.ru/forces/2006-04-14/5_oficer.html
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

А. Козак
Герой и аноним
Адмирал Нельсон выиграл Трафальгарское сражение, но пал от пули безвестного французского матроса
01.12.2006
Все статьи А. Козак
Последние комментарии
На картошку!
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
16.04.2024 13:24
Крокус Сити: уроки и выводы
Новый комментарий от Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии
16.04.2024 13:07
«Успешные люди» гробят Россию
Новый комментарий от учитель
16.04.2024 12:36
Нужна политическая реформа!
Новый комментарий от Сергей
16.04.2024 12:14
«Не будет (у иудеев) ни священника, ни царя», сказал Златоуст
Новый комментарий от Калужанин
16.04.2024 11:35
«Успешные люди» гробят Россию
Новый комментарий от РОНОЛ
16.04.2024 10:41