Письмо священника Георгия Эдельштейна по поводу "Обращения епископа Даниила Ирийского"

Новости Москвы  Воссоединение РПЦ и РПЦЗ 
0
170
Время на чтение 6 минут
Ваше Преосвященство,
Глубокочтимый Владыка Даниил!

Опубликованное под Вашим именем "Обращение к священству, монашеству и прихожанам Русской Православной Церкви Заграницей в преддверии IV Всезарубежного собора 2006 г. в Сан-Франциско" написано очень простым и ясным языком, оно ни в чем не противоречит здравому смыслу, его логика безупречна.

У него только один - единственный - изъян, только одно - единственное - слабое место (не сомневаюсь, Вы сами отлично сознаете это): "Обращение" противоречит тому, о чем все православные христиане (независимо ни от каких так называемых "юрисдикций") молятся на Божественной литургии. И, как Вы сами, несомненно, понимаете, основная идея "Обращения" противоречит Евангелию, да и всему Новому Завету. Все остальное в Вашем "Обращении" безукоризненно и неоспоримо.

Впрочем, то же самое, слово в слово, следует сказать и о Вашем предыдущем "Обращении" от 7(20) октября 2003 г., написанном и опубликованном накануне первого официального визита делегации РПЦЗ в Москву. Полагаю, Вы согласитесь, что в одном нет ничего такого, чего бы не было в другом. Поэтому я позволю себе говорить об обоих текстах одновременно.

Мне, священнику, стыдно напоминать Вам, епископу, с чего начинается Божественная литургия. Простите великодушно. Вот первое прошение Великой ектении - "О свышнем мире и о спасении душ наших, Господу помолимся". И сразу после этой молитвы о спасении душ наших - второе по важности прошение: "О мире всего мира, благостоянии святых Божиих церквей и соединении всех, Господу помолимся". Проведите мысленный эксперимент, замените слова "собери", "соедини", которые так часто встречаются в молитвах, на их антонимы, на слова с противоположным значением, на те, которые Вы предлагаете в своих "Обращениях".

Нет в мире человека, который не поймет, что любое разделение есть плод грехопадения, Церковь никогда не может смириться с ним или оправдать его, она может лишь временно терпеть его как неизбежное зло в этом греховном мире. Но она не может призывать к разделению, молиться об "индепенденстве", об умножении автокефалий.

Всякому ясно, что ни Московский Патриархат, ни РПЦЗ не молится на Великой ектении о возникновении еще одного конгломерата политически ангажированных "церквей" (числом более), некоего аналога WCC (ВСЦ). Мы молимся о соединении всех во Христе. И как бы "либерально" или "консервативно" мы не толковали слово "соединение", у него неизменно будет только один смысл, только одно значение.

Не смею предположить, что Вы предлагаете священству, монашеству и всем верным чадам РПЦЗ молиться об одном, а втихаря творить совсем другое, прямо противоположное, автокефальное.

Прошения на сугубой ектении за Божественной литургией аналогичны по смыслу: "Огради нас от всяких искушений, соблазнов и разделений". Нельзя, придя в храм, слышать эти слова, а, выйдя из него, поставлять во главу угла разделение, независимость, автокефалию. Ведь все три слова - через запятую: однородные члены предложения. Разделение - это соблазн и искушение.

Вот следующее прошение: "Пастырю Добрый, расточенныя овцы Твоя во едино стадо собрати обещавый, утоли церковные соблазны и разделения".

Сейчас, Великим постом, по воскресным дням во всех православных храмах служится литургия Василия Великого, это непрестанный вопль ко Господу Богу нашему о прекращении всяких разделений, независимостей, "инденпенденств". А ведь более непоколебимого столпа Православия, чем Василий Великий, история Церкви не знает.

В 1998 году, читая и перчитывая Ваше "Обращение к митрополиту Виталию и Преосвященнейшим членам Собора РПЦЗ", я не переставал радоваться и стройности мысли, и доступности изложения, и безупречной логике, и смелости выводов, и весьма дозированному, но неизменно присущему Вам тонкому юмору. За эти годы я позволял себе несколько раз с большим удовольствием цитировать Ваше "Обращение" в статьях, именуя его образцовым документом епископа РПЦЗ. Часть из них можно найти в моей книге, опубликованной в 2005 году в Москве.

В частности, Вы писали тогда, в 1998 году, что вот уже сорок лет Ваше основное церковное послушание - "вести работу среди старообрядцев с целью привлечения их к единству с нашей Церковью и оставления ими препятствовавших этому заблуждений". Если согласиться с тем, что Вы говорите и пишете сегодня, можно только сказать, что все годы Вы трудились зря. Зачем нужно было привлекать старообрядцев к единству? Кому и чем мешает их независимость, автокефалия? Единство не принесет ни им, ни нам никакой пользы. РПЦЗ не нуждается в приобретении небольшого количества прихожан, у нас есть другие, намного более важные задачи. А если кто-то из них хочет, пусть сам куда угодно переходит, дорога открыта. Это почти дословная цитата из "Обращения". Но, быть может, кроме стяжания "пользы" у Церкви есть еще какие-то цели?

И в прошлом, и в нынешнем "Обращении" Вы говорите о греках-старостильниках. Давайте сравним эти два текста, мне кажется, они - яркая иллюстрация Вашей эволюции. Вот документ 1998 года (простите за слишком длинную цитату): "Моя паства состоит, главным образом, из бывших беспоповцев, пришедших к нам потому, что их не удовлетворяла фанатическая вражда беспоповцев ко всем, кроме самих себя, и смехотворное сужение понятия Церкви до границ своего "согласия". Если и наша Церковь станет на путь такого злобного мудрования, то куда им идти? Фанатически настроенных греков-старостильников еще можно понять - они повторяют ошибки старообрядцев, т.к. у них не было опыта раскола и они еще не узнали на практике, к какому безвыходному положению эти рассуждения приведут. Нам нет никакого оправдания повторять эти ошибки".

Спокойно и бескомпромиссно сказано, что путь греков-старостильников - тупиковый, что смехотворно сужать понятие Церкви до границ своего "согласия". А вот нынешний документ: "Если бы мы соеднились с Московской Патриархией, то нам пришлось бы... быть ближе к грекам-новостильникам, что оттолкнуло бы от нас старостильников (греков и других), находящихся с нами в общении. Паства Зарубежной Церкви такое соединение не нужно". Насколько я знаю, Московская Патриархия не менее старостильная, чем РПЦЗ. Если переговоры между двумя старостильными ветвями одной Церкви кого-то оттолкнут, это будет лишь еще одним свидетельством их "злобного мудрования", их фанатической вражды ко всем, кроме самих себя. Не более того.

Все без исключения доводы в "Обращениях" в защиту автокефалии позаимствованы из полемических трактатов старообрядцев-беспоповцев и греков старостильников. Зачем Вам их лавры, Владыко? Зачем РПЦЗ их лавры?

До сего дня и Московская Патриархия, и РПЦЗ признавали факт раскола и неизменно именовали его грехом, болезнью. Болезнь усугублялась тем, что каждая сторона полностью сваливала вину на другую сторону. Пропагандистские заявления иерархов Московской Патриархии порой мало чем отличались от стряпни агитпрпа, достаточно прочитать первые 10-12 страниц роскошного фолианта "Правда о религии в России". Но не забудем, что даже Первоиерархи РПЦЗ порой делали самые безответственные заявления, предлагали объявить Московскую Патриархию безблагодатной, правда, не всегда отдавая себе отчет, что это значит и к каким последствиям это "злобное мудрование" приведет. К чести той и другой стороны архиерейские соборы никогда не опустились до уровня такой авантюрной полемики. Во всех соборных документах всегда подчеркивалось неизменное стремление обеих сторон преодолеть раскол. Мне кажется, лучше всего это сказано в известном послании Архиерейского собора РПЦЗ 1991 года:

"Раскол можно преодолеть только смиренной молитвой, покаянием и братской любовью ко всем падшим в тяжелое время гонений и заблудшим в настоящее время... Возрождение веры должно начаться с духовного обновления нас самих, с покаяния и очищения нас от греховной нечистоты и самооправдания. Лишь Всероссийский собор, где будет представлены все ветви Русской Православной Церкви, полномочен произнести суд об истории Церкви за все окаянные 70 лет и начертать ее дальнейшие пути. Результатом деяний Собора явится единение в молитве, единение в вере, единение в таинствах, когда причащающиеся из единой Чаши собратья свидетельствуют перед Святым Престолом: "Христос посреде нас, - И есть и будет".

Под этим документом и Ваша подпись, значит, это Ваши слова, Владыко.

Мы не можем сегодня предрешать все конкретные пути, способы и сроки преодоления раскола, это задача грядущего Четвертого Всезарубежного собора. Но очень хочется, чтобы мы подошли друг ко другу как можно ближе, чтобы шрамов на теле нашей Церкви осталось как можно меньше.

Ваша точка зрения, Владыко, ошибочная. В этом нет ничего страшного, ничего необычного: человеку свойственно ошибаться. Более или менее ошибочные утверждения встречаются и в творчестве Отцов Церкви. Самое важное - не коснеть в своих заблуждениях, не противопоставлять себя или свое "согласие" Церкви. Мне кажется, Ваши собратья, иерархи РПЦЗ, давно уже ответили на Ваши призывы к автокефалии, независимости, "инденпенденству". Архиепископ Виталий (Максименко) писал более 50 лет назад:

"С прежней твердостью исповедуем наше единство с Матерью Церковью Русской, ныне порабощенной, нашу верность Ее историческому 1000-летнему пути и шлем Ей наше сердечное молитвенные пожелания скорее освободиться от богоборческой неволи. Бескомпромиссно осуждаем сотрудничество современных возглавителей Ее в СССР с безбожной властью. А равно также осуждаем и всякие самочинные автономии, сепаратизмы, индепенденства. Сущность нашей Церкви не разделение и властвование, а хранение Божественной Истины в единстве".

Священник Георгий Эдельштейн

31 марта 2006 г., Вашингтон, США - Карабаново, Россия

http://www.pravos.org/docs/doc271.htm
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Священник Георгий Эдельштейн
Все статьи Священник Георгий Эдельштейн
Новости Москвы
Все статьи темы
Воссоединение РПЦ и РПЦЗ
Все статьи темы
Последние комментарии
Крокус Сити: уроки и выводы
Новый комментарий от Валерий Медведь
12.04.2024 22:10
Как всё начиналось
Новый комментарий от Александр А.Б.
12.04.2024 20:46
«Вечный жид» в романе И.С. Тургенева «Рудин»
Новый комментарий от Владимир С.М.
12.04.2024 19:44
Гомосексуалисты во власти приведут человечество к ядерной катастрофе
Новый комментарий от Русский танкист
12.04.2024 18:39
России нужна «православная иранизация»
Новый комментарий от Советский недобиток
12.04.2024 17:59
«Вскормленный в неволе…»
Новый комментарий от учитель
12.04.2024 14:50