Товарищи генералы и офицеры!
Уважаемые участники и гости чтений!
Совсем еще недалеко то время, когда тема, вынесенная сегодня на обсуждение столь представительного собрания, могла вызвать недоумение и даже насмешку: "Ну что общего может быть в подготовке офицера - профессионального военного, и священника, проповедующего смирение и ненасилие?".
Однако сейчас, после того как за плечами у нас более чем пятнадцатилетний опыт налаживания взаимодействия структур Русской православной церкви и органов военного управления, такие вопросы уже не возникают.
Здесь, в старейшем высшем военно-учебном заведения России, уместно вспомнить, что первые ростки такого взаимодействия зарождались именно в этих стенах. В 1992 г., при проведении военно-исторической конференции, посвященной памяти князя Александра Невского, по инициативе полковника Черкасова, в то время - начальника отдела по работе с личным составом академии, к участию в ней были привлечены священнослужители Русской православной церкви. Таким образом, впервые на достаточно высоком уровне состоялся церковно-армейский диалог, начался поиск путей и форм взаимоприемлемого сотрудничества.
В дальнейшем, с созданием в структуре Русской православной церкви специального отдела по взаимодействию с Вооруженными Силами, он в своей деятельности также в значительной степени опирался на поддержку и понимание командования и профессорско-преподавательского состава академии. Лучшим доказательством этому служит то, что военная секция Рождественских образовательных чтений уже несколько лет традиционно проводится в этом зале.
В настоящее время очевидно, что духовно-нравственное совершенствование человеческой личности, над которым неустанно работает православная церковь на протяжении всей своей истории, является необходимым компонентом подготовки военнослужащего, слагаемым его готовности к четкому выполнению своих обязанностей в повседневных условиях и в военное время.
Во многих случаях, когда мы сталкиваемся со случаями ненадлежащего исполнения воинского долга, неправильных взаимоотношений в воинских коллективах, оказывается, что со стороны вещественной соответствующие должностные лица имели в своем распоряжении все необходимое - технические и материальные средства, соответствующие полномочия и т.п. Однако эти рычаги не были использованы или были использованы во вред делу. Почему? Потому что не нашли в себе духовных сил противостоять соблазну, пошли по пути наименьшего сопротивления, не заставили себя поступить согласно долгу и присяге вопреки обстоятельствам.
Наш современный офицер, как правило, достаточно грамотен в техническом отношении, он изучал физику и знает, что любой материал при обработке оказывает сопротивление, а значит, для достижения результата это сопротивление необходимо преодолеть. Однако для него зачастую оказывается неожиданностью то, что известно присутствующим здесь священнослужителям, а именно - что то же самое происходит и в сфере нематериальной, духовной деятельности. Чтобы поступать правильно, по долгу и по совести и потребовать этого от других, как правило, требуется некоторое нравственное усилие, преодоление сопротивления, в том числе и собственного. А чтобы привести к краху порученное дело и нанести вред людям, достаточно не делать никаких усилий, плыть по течению, оставлять все как есть.
Так же, как мускулы без тренировки становятся дряблыми и бессильными, так и духовные силы человека требуют "тренировки". В сфере воинской деятельности, в поисках источника такой нравственной подпитки мы. как правило, обращаемся к боевым традициям Российской армии, к славным победам, одержанным нашими предкам в сражениях за независимость Родины.
1242 год - православные воины князя Александра Невского разгромили рыцарей ливонского ордена на Чудском озере. Это была победа русского полководца над сильнейшим в Европе воинством, православного полководца, провозгласившего девизом своей дружины: "Не в силе Бог, а в правде!"
1380 год - ознаменован победой вдохновленных напутствием Сергия Радонежского ратников князя Дмитрия над ордой Мамая на Куликовом поле. 21 сентября 1380 года с полным основанием можно назвать Днем рождения Российского государства.
"Оно родилось на Куликовом поле, а не в скопидомном сундуке Ивана Калиты", - так об этом событии метко и образно сказал замечательный русский историк В.О.Ключевский.
Сразу же с началом Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. митрополит Сергий выступил с призывом к верующим встать на защиту Отечества, а за ним обратились к своим единоверцам руководители других традиционных конфессий. И сделано это было не по указке свыше, раньше, чем выступили с обращениями к советскому народу руководители партии и государства. Сбор средств и пожертвований, как это повелось со времен всенародного ополчения 1612 года, организованный Церковью, продолжался всю войну и дал фронту два танковых полка, авиационную эскадрилью, сотни орудий и множество другого оружия и снаряжения. А главное, Церковь поддерживала стойкость и мужество народа, его несгибаемую выдержку и великое терпение, ее вклад в Победу над гитлеровской Германией невозможно переоценить.
И какой бы период, какую судьбоносную дату истории России мы ни рассматривали, вывод один: православие, неотделимое от идей патриотизма и государственности, всегда было источником духовных сил российского народа, его единства в корневых, принципиальных, жизненно важных вопросах бытия многонационального государства.
Современное состояние духовной составляющей боеготовности Вооруженных Сил России зачастую вызывает наше беспокойство. Это обусловлено многими отрицательными явлениями экономики и общественно-политической жизни нашей страны, оказывающими влияние также и на личный состав армии и флота.
Выпускник академии Генерального Штаба 1892 года, генерал-лейтенант Евгений Иванович Мартынов, Георгиевский кавалер Русско-японской войны 1904-1905 гг., в свое время заметил: "В то время как политика самых культурных государств... проникается идеей беспощадного национального эгоизма, а западные университеты являются очагами национального духа, в России... систематически проводятся взгляды о том, что патриотизм не достоин современного "интеллигента", а армия - главный тормоз прогресса... Такое отношение... оказывает порочное влияние на офицерскую корпорацию... ослабляет боевой дух армии, ее готовность жертвовать собой ради общих интересов".
Хотя эта цитата принадлежит к самому началу прошлого, XX века, звучит она достаточно актуально и в начале века нынешнего.
Что мы можем и должны противопоставить такому подходу? Как переломить подобное отношение к себе самих россиян, в том числе офицеров и других военнослужащих?
Здесь мы можем опереться на мнение другого выдающегося российского военачальника, генерала А.А.Брусилова: "Первой мерой поднятия боеспособности армии должно быть возбуждение в ней народного патриотизма".
Именно патриотическое воспитание является той отраслью воспитания, где позиции Армии и Церкви совпадают практически полностью.
Однако в настоящее время недостаточно идейного единства, выражаемого на общественных форумах, подобных сегодняшнему нашему заседанию. Очевидно, настало время добиваться перерастания этого взаимопонимания в сотрудничество, или, употребляя церковный термин, в соработничество, от слов "труд", "работа". Священнослужитель не должен быть в воинской части праздничным гостем, "свадебным генералом". Нам хотелось бы видеть его постоянно рядом с солдатами и офицерами, живущим их делами и заботами, непосредственным участником нелегкого повседневного труда укрепления воинских коллективов.
Следует иметь в виду, что для создания такого положения труд и работа потребуется и от нас, генералов и офицеров, которые должны понимать основы православного религиозного мировоззрения, мотивы деятельности священника, его устремления, да в конце концов просто терминологию, которая почти вся на греческом или старославянском языке.
Таким образом, движение к сотрудничеству, соработничеству, должно быть двустороннее, взаимное. То есть, обращаясь к тематике сегодняшнего заседания, следует подчеркнуть, что если священник должен для работы в армии овладеть хотя бы основами военной науки, то и офицер должен в какой-то мере познать основы богословия. Лишь тогда они смогут говорить на одном языке.
Работа в этом направлении ведется непрерывно. В качестве примеров мы можем указать на деятельность факультета православной культуры в академии РВСН им. Петра Великого, на систематическое проведение Синодальным отделом Московского патриархата по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными учреждениями сборов священнослужителей, работающих в Вооруженных Силах, с привлечением руководителей органов военного управления, и ряд других шагов, способствующих взаимному сближению.
Академия Генерального штаба является первопроходцем и в этом вопросе. В прошлом году на 3-м факультете прошел трехмесячный курс обучения священник Михаил Васильев, хорошо известный многим офицерам Воздушно-десантных войск.
Можно было бы рассчитывать на положительные результаты в деле армейско-церковного взаимодействия при внедрении в программу обучения в военно-учебных заведениях государственного образовательного стандарта по специальности "теология". В настоящее время преподавание по этому стандарту ведется в 30 российских гражданских ВУЗах. Возможно, ВАГШ могла бы и в этом отношении показать пример.
Тем не менее, несмотря на все эти положительные тенденции, в настоящее время еще преждевременно рассчитывать на скорое внедрение в структуру Вооруженных Сил службы военных священников на постоянной основе. Как было признано на состоявшемся 20 января 2006 г. совещании руководства ГУВР ВС и Синодального отдела Московского патриархата по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными учреждениями, пока нет в наличии достаточного количества священнослужителей, подготовленных к такого рода деятельности. Как правило, меньше проблем испытывают при работе в воинских частях священники, сами прошедшие воинскую службу, но их количество, к сожалению, недостаточно. В ходе указанного совещания признано, что сейчас мы можем вести речь только об экспериментальной апробации различных форм работы священников в воинских частях.
Сразу же хотел бы обратить ваше внимание, что никто не ведет речи о замене офицеров-воспитателей или психологов священнослужителями. Задачи воспитания личного состава настолько сложны и обширны, что каждой из названных категорий найдется свое дело. Полагаю что в ходе эксперимента всем им, вместе с командирами и начальниками всех степеней, предстоит научиться, гармонично дополняя друг друга, двигаться к общей цели - укреплению наших Вооруженных Сил, как гаранта свободы и независимости России.
В заключение выражаю уверенность, что сегодняшнее заседание станет еще одним шагом в достижении названной цели, и желаю присутствующим плодотворной работы.
http://www.pobeda.ru/duhovenstvo/chtenia/rch2006l_5.html