itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Выступление заместителя начальника Главного управления воспитательной работы Вооруженных сил России контр-адмирала Ю.Ф. Нуждина на заседании секции "Образование офицера и священника. Богословие и военная наука" XIV Международных Рождественских образо

0
124
Время на чтение 7 минут
Ваше Высокопреосвященство!

Товарищи генералы и офицеры!

Уважаемые участники и гости чтений!

Совсем еще недалеко то время, когда тема, вынесенная сегодня на обсуждение столь представительного собрания, могла вызвать недоумение и даже насмешку: "Ну что общего может быть в подготовке офицера - профессионального военного, и священника, проповедующего смирение и ненасилие?".

Однако сейчас, после того как за плечами у нас более чем пятнадцатилетний опыт налаживания взаимодействия структур Русской православной церкви и органов военного управления, такие вопросы уже не возникают.

Здесь, в старейшем высшем военно-учебном заведения России, уместно вспомнить, что первые ростки такого взаимодействия зарождались именно в этих стенах. В 1992 г., при проведении военно-исторической конференции, посвященной памяти князя Александра Невского, по инициативе полковника Черкасова, в то время - начальника отдела по работе с личным составом академии, к участию в ней были привлечены священнослужители Русской православной церкви. Таким образом, впервые на достаточно высоком уровне состоялся церковно-армейский диалог, начался поиск путей и форм взаимоприемлемого сотрудничества.

В дальнейшем, с созданием в структуре Русской православной церкви специального отдела по взаимодействию с Вооруженными Силами, он в своей деятельности также в значительной степени опирался на поддержку и понимание командования и профессорско-преподавательского состава академии. Лучшим доказательством этому служит то, что военная секция Рождественских образовательных чтений уже несколько лет традиционно проводится в этом зале.

В настоящее время очевидно, что духовно-нравственное совершенствование человеческой личности, над которым неустанно работает православная церковь на протяжении всей своей истории, является необходимым компонентом подготовки военнослужащего, слагаемым его готовности к четкому выполнению своих обязанностей в повседневных условиях и в военное время.

Во многих случаях, когда мы сталкиваемся со случаями ненадлежащего исполнения воинского долга, неправильных взаимоотношений в воинских коллективах, оказывается, что со стороны вещественной соответствующие должностные лица имели в своем распоряжении все необходимое - технические и материальные средства, соответствующие полномочия и т.п. Однако эти рычаги не были использованы или были использованы во вред делу. Почему? Потому что не нашли в себе духовных сил противостоять соблазну, пошли по пути наименьшего сопротивления, не заставили себя поступить согласно долгу и присяге вопреки обстоятельствам.

Наш современный офицер, как правило, достаточно грамотен в техническом отношении, он изучал физику и знает, что любой материал при обработке оказывает сопротивление, а значит, для достижения результата это сопротивление необходимо преодолеть. Однако для него зачастую оказывается неожиданностью то, что известно присутствующим здесь священнослужителям, а именно - что то же самое происходит и в сфере нематериальной, духовной деятельности. Чтобы поступать правильно, по долгу и по совести и потребовать этого от других, как правило, требуется некоторое нравственное усилие, преодоление сопротивления, в том числе и собственного. А чтобы привести к краху порученное дело и нанести вред людям, достаточно не делать никаких усилий, плыть по течению, оставлять все как есть.

Так же, как мускулы без тренировки становятся дряблыми и бессильными, так и духовные силы человека требуют "тренировки". В сфере воинской деятельности, в поисках источника такой нравственной подпитки мы. как правило, обращаемся к боевым традициям Российской армии, к славным победам, одержанным нашими предкам в сражениях за независимость Родины.

1242 год - православные воины князя Александра Невского разгромили рыцарей ливонского ордена на Чудском озере. Это была победа русского полководца над сильнейшим в Европе воинством, православного полководца, провозгласившего девизом своей дружины: "Не в силе Бог, а в правде!"

1380 год - ознаменован победой вдохновленных напутствием Сергия Радонежского ратников князя Дмитрия над ордой Мамая на Куликовом поле. 21 сентября 1380 года с полным основанием можно назвать Днем рождения Российского государства.

"Оно родилось на Куликовом поле, а не в скопидомном сундуке Ивана Калиты", - так об этом событии метко и образно сказал замечательный русский историк В.О.Ключевский.

Сразу же с началом Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. митрополит Сергий выступил с призывом к верующим встать на защиту Отечества, а за ним обратились к своим единоверцам руководители других традиционных конфессий. И сделано это было не по указке свыше, раньше, чем выступили с обращениями к советскому народу руководители партии и государства. Сбор средств и пожертвований, как это повелось со времен всенародного ополчения 1612 года, организованный Церковью, продолжался всю войну и дал фронту два танковых полка, авиационную эскадрилью, сотни орудий и множество другого оружия и снаряжения. А главное, Церковь поддерживала стойкость и мужество народа, его несгибаемую выдержку и великое терпение, ее вклад в Победу над гитлеровской Германией невозможно переоценить.

И какой бы период, какую судьбоносную дату истории России мы ни рассматривали, вывод один: православие, неотделимое от идей патриотизма и государственности, всегда было источником духовных сил российского народа, его единства в корневых, принципиальных, жизненно важных вопросах бытия многонационального государства.

Современное состояние духовной составляющей боеготовности Вооруженных Сил России зачастую вызывает наше беспокойство. Это обусловлено многими отрицательными явлениями экономики и общественно-политической жизни нашей страны, оказывающими влияние также и на личный состав армии и флота.

Выпускник академии Генерального Штаба 1892 года, генерал-лейтенант Евгений Иванович Мартынов, Георгиевский кавалер Русско-японской войны 1904-1905 гг., в свое время заметил: "В то время как политика самых культурных государств... проникается идеей беспощадного национального эгоизма, а западные университеты являются очагами национального духа, в России... систематически проводятся взгляды о том, что патриотизм не достоин современного "интеллигента", а армия - главный тормоз прогресса... Такое отношение... оказывает порочное влияние на офицерскую корпорацию... ослабляет боевой дух армии, ее готовность жертвовать собой ради общих интересов".

Хотя эта цитата принадлежит к самому началу прошлого, XX века, звучит она достаточно актуально и в начале века нынешнего.

Что мы можем и должны противопоставить такому подходу? Как переломить подобное отношение к себе самих россиян, в том числе офицеров и других военнослужащих?

Здесь мы можем опереться на мнение другого выдающегося российского военачальника, генерала А.А.Брусилова: "Первой мерой поднятия боеспособности армии должно быть возбуждение в ней народного патриотизма".

Именно патриотическое воспитание является той отраслью воспитания, где позиции Армии и Церкви совпадают практически полностью.

Однако в настоящее время недостаточно идейного единства, выражаемого на общественных форумах, подобных сегодняшнему нашему заседанию. Очевидно, настало время добиваться перерастания этого взаимопонимания в сотрудничество, или, употребляя церковный термин, в соработничество, от слов "труд", "работа". Священнослужитель не должен быть в воинской части праздничным гостем, "свадебным генералом". Нам хотелось бы видеть его постоянно рядом с солдатами и офицерами, живущим их делами и заботами, непосредственным участником нелегкого повседневного труда укрепления воинских коллективов.

Следует иметь в виду, что для создания такого положения труд и работа потребуется и от нас, генералов и офицеров, которые должны понимать основы православного религиозного мировоззрения, мотивы деятельности священника, его устремления, да в конце концов просто терминологию, которая почти вся на греческом или старославянском языке.

Таким образом, движение к сотрудничеству, соработничеству, должно быть двустороннее, взаимное. То есть, обращаясь к тематике сегодняшнего заседания, следует подчеркнуть, что если священник должен для работы в армии овладеть хотя бы основами военной науки, то и офицер должен в какой-то мере познать основы богословия. Лишь тогда они смогут говорить на одном языке.

Работа в этом направлении ведется непрерывно. В качестве примеров мы можем указать на деятельность факультета православной культуры в академии РВСН им. Петра Великого, на систематическое проведение Синодальным отделом Московского патриархата по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными учреждениями сборов священнослужителей, работающих в Вооруженных Силах, с привлечением руководителей органов военного управления, и ряд других шагов, способствующих взаимному сближению.

Академия Генерального штаба является первопроходцем и в этом вопросе. В прошлом году на 3-м факультете прошел трехмесячный курс обучения священник Михаил Васильев, хорошо известный многим офицерам Воздушно-десантных войск.

Можно было бы рассчитывать на положительные результаты в деле армейско-церковного взаимодействия при внедрении в программу обучения в военно-учебных заведениях государственного образовательного стандарта по специальности "теология". В настоящее время преподавание по этому стандарту ведется в 30 российских гражданских ВУЗах. Возможно, ВАГШ могла бы и в этом отношении показать пример.

Тем не менее, несмотря на все эти положительные тенденции, в настоящее время еще преждевременно рассчитывать на скорое внедрение в структуру Вооруженных Сил службы военных священников на постоянной основе. Как было признано на состоявшемся 20 января 2006 г. совещании руководства ГУВР ВС и Синодального отдела Московского патриархата по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными учреждениями, пока нет в наличии достаточного количества священнослужителей, подготовленных к такого рода деятельности. Как правило, меньше проблем испытывают при работе в воинских частях священники, сами прошедшие воинскую службу, но их количество, к сожалению, недостаточно. В ходе указанного совещания признано, что сейчас мы можем вести речь только об экспериментальной апробации различных форм работы священников в воинских частях.

Сразу же хотел бы обратить ваше внимание, что никто не ведет речи о замене офицеров-воспитателей или психологов священнослужителями. Задачи воспитания личного состава настолько сложны и обширны, что каждой из названных категорий найдется свое дело. Полагаю что в ходе эксперимента всем им, вместе с командирами и начальниками всех степеней, предстоит научиться, гармонично дополняя друг друга, двигаться к общей цели - укреплению наших Вооруженных Сил, как гаранта свободы и независимости России.

В заключение выражаю уверенность, что сегодняшнее заседание станет еще одним шагом в достижении названной цели, и желаю присутствующим плодотворной работы.

http://www.pobeda.ru/duhovenstvo/chtenia/rch2006l_5.html
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Последние комментарии
О красных и белых
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
29.03.2024 00:26
Пикник на обочине Москвы
Новый комментарий от Vladislav
29.03.2024 00:17
«Такого маршала я не знаю!»
Новый комментарий от учитель
29.03.2024 00:00
Если всерьёз об Эдмунде Шклярском и о «Пикнике»
Новый комментарий от С. Югов
28.03.2024 23:30
«Не плачь, палач», или Ритуальный сатанизм
Новый комментарий от Калужанин
28.03.2024 22:04
Молчать нельзя осаживать
Новый комментарий от Александр Тимофеев
28.03.2024 21:09
Прежней «половинчатой» жизни больше не будет
Новый комментарий от С. Югов
28.03.2024 20:04