Выступление заместителя начальника Главного управления воспитательной работы Вооруженных сил России контр-адмирала Ю.Ф. Нуждина на заседании секции "Образование офицера и священника. Богословие и военная наука" XIV Международных Рождественских образо

Ю. Нуждин 
0
02.02.2006 48
Ваше Высокопреосвященство!

Товарищи генералы и офицеры!

Уважаемые участники и гости чтений!

Совсем еще недалеко то время, когда тема, вынесенная сегодня на обсуждение столь представительного собрания, могла вызвать недоумение и даже насмешку: "Ну что общего может быть в подготовке офицера - профессионального военного, и священника, проповедующего смирение и ненасилие?".

Однако сейчас, после того как за плечами у нас более чем пятнадцатилетний опыт налаживания взаимодействия структур Русской православной церкви и органов военного управления, такие вопросы уже не возникают.

Здесь, в старейшем высшем военно-учебном заведения России, уместно вспомнить, что первые ростки такого взаимодействия зарождались именно в этих стенах. В 1992 г., при проведении военно-исторической конференции, посвященной памяти князя Александра Невского, по инициативе полковника Черкасова, в то время - начальника отдела по работе с личным составом академии, к участию в ней были привлечены священнослужители Русской православной церкви. Таким образом, впервые на достаточно высоком уровне состоялся церковно-армейский диалог, начался поиск путей и форм взаимоприемлемого сотрудничества.

В дальнейшем, с созданием в структуре Русской православной церкви специального отдела по взаимодействию с Вооруженными Силами, он в своей деятельности также в значительной степени опирался на поддержку и понимание командования и профессорско-преподавательского состава академии. Лучшим доказательством этому служит то, что военная секция Рождественских образовательных чтений уже несколько лет традиционно проводится в этом зале.

В настоящее время очевидно, что духовно-нравственное совершенствование человеческой личности, над которым неустанно работает православная церковь на протяжении всей своей истории, является необходимым компонентом подготовки военнослужащего, слагаемым его готовности к четкому выполнению своих обязанностей в повседневных условиях и в военное время.

Во многих случаях, когда мы сталкиваемся со случаями ненадлежащего исполнения воинского долга, неправильных взаимоотношений в воинских коллективах, оказывается, что со стороны вещественной соответствующие должностные лица имели в своем распоряжении все необходимое - технические и материальные средства, соответствующие полномочия и т.п. Однако эти рычаги не были использованы или были использованы во вред делу. Почему? Потому что не нашли в себе духовных сил противостоять соблазну, пошли по пути наименьшего сопротивления, не заставили себя поступить согласно долгу и присяге вопреки обстоятельствам.

Наш современный офицер, как правило, достаточно грамотен в техническом отношении, он изучал физику и знает, что любой материал при обработке оказывает сопротивление, а значит, для достижения результата это сопротивление необходимо преодолеть. Однако для него зачастую оказывается неожиданностью то, что известно присутствующим здесь священнослужителям, а именно - что то же самое происходит и в сфере нематериальной, духовной деятельности. Чтобы поступать правильно, по долгу и по совести и потребовать этого от других, как правило, требуется некоторое нравственное усилие, преодоление сопротивления, в том числе и собственного. А чтобы привести к краху порученное дело и нанести вред людям, достаточно не делать никаких усилий, плыть по течению, оставлять все как есть.

Так же, как мускулы без тренировки становятся дряблыми и бессильными, так и духовные силы человека требуют "тренировки". В сфере воинской деятельности, в поисках источника такой нравственной подпитки мы. как правило, обращаемся к боевым традициям Российской армии, к славным победам, одержанным нашими предкам в сражениях за независимость Родины.

1242 год - православные воины князя Александра Невского разгромили рыцарей ливонского ордена на Чудском озере. Это была победа русского полководца над сильнейшим в Европе воинством, православного полководца, провозгласившего девизом своей дружины: "Не в силе Бог, а в правде!"

1380 год - ознаменован победой вдохновленных напутствием Сергия Радонежского ратников князя Дмитрия над ордой Мамая на Куликовом поле. 21 сентября 1380 года с полным основанием можно назвать Днем рождения Российского государства.

"Оно родилось на Куликовом поле, а не в скопидомном сундуке Ивана Калиты", - так об этом событии метко и образно сказал замечательный русский историк В.О.Ключевский.

Сразу же с началом Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. митрополит Сергий выступил с призывом к верующим встать на защиту Отечества, а за ним обратились к своим единоверцам руководители других традиционных конфессий. И сделано это было не по указке свыше, раньше, чем выступили с обращениями к советскому народу руководители партии и государства. Сбор средств и пожертвований, как это повелось со времен всенародного ополчения 1612 года, организованный Церковью, продолжался всю войну и дал фронту два танковых полка, авиационную эскадрилью, сотни орудий и множество другого оружия и снаряжения. А главное, Церковь поддерживала стойкость и мужество народа, его несгибаемую выдержку и великое терпение, ее вклад в Победу над гитлеровской Германией невозможно переоценить.

И какой бы период, какую судьбоносную дату истории России мы ни рассматривали, вывод один: православие, неотделимое от идей патриотизма и государственности, всегда было источником духовных сил российского народа, его единства в корневых, принципиальных, жизненно важных вопросах бытия многонационального государства.

Современное состояние духовной составляющей боеготовности Вооруженных Сил России зачастую вызывает наше беспокойство. Это обусловлено многими отрицательными явлениями экономики и общественно-политической жизни нашей страны, оказывающими влияние также и на личный состав армии и флота.

Выпускник академии Генерального Штаба 1892 года, генерал-лейтенант Евгений Иванович Мартынов, Георгиевский кавалер Русско-японской войны 1904-1905 гг., в свое время заметил: "В то время как политика самых культурных государств... проникается идеей беспощадного национального эгоизма, а западные университеты являются очагами национального духа, в России... систематически проводятся взгляды о том, что патриотизм не достоин современного "интеллигента", а армия - главный тормоз прогресса... Такое отношение... оказывает порочное влияние на офицерскую корпорацию... ослабляет боевой дух армии, ее готовность жертвовать собой ради общих интересов".

Хотя эта цитата принадлежит к самому началу прошлого, XX века, звучит она достаточно актуально и в начале века нынешнего.

Что мы можем и должны противопоставить такому подходу? Как переломить подобное отношение к себе самих россиян, в том числе офицеров и других военнослужащих?

Здесь мы можем опереться на мнение другого выдающегося российского военачальника, генерала А.А.Брусилова: "Первой мерой поднятия боеспособности армии должно быть возбуждение в ней народного патриотизма".

Именно патриотическое воспитание является той отраслью воспитания, где позиции Армии и Церкви совпадают практически полностью.

Однако в настоящее время недостаточно идейного единства, выражаемого на общественных форумах, подобных сегодняшнему нашему заседанию. Очевидно, настало время добиваться перерастания этого взаимопонимания в сотрудничество, или, употребляя церковный термин, в соработничество, от слов "труд", "работа". Священнослужитель не должен быть в воинской части праздничным гостем, "свадебным генералом". Нам хотелось бы видеть его постоянно рядом с солдатами и офицерами, живущим их делами и заботами, непосредственным участником нелегкого повседневного труда укрепления воинских коллективов.

Следует иметь в виду, что для создания такого положения труд и работа потребуется и от нас, генералов и офицеров, которые должны понимать основы православного религиозного мировоззрения, мотивы деятельности священника, его устремления, да в конце концов просто терминологию, которая почти вся на греческом или старославянском языке.

Таким образом, движение к сотрудничеству, соработничеству, должно быть двустороннее, взаимное. То есть, обращаясь к тематике сегодняшнего заседания, следует подчеркнуть, что если священник должен для работы в армии овладеть хотя бы основами военной науки, то и офицер должен в какой-то мере познать основы богословия. Лишь тогда они смогут говорить на одном языке.

Работа в этом направлении ведется непрерывно. В качестве примеров мы можем указать на деятельность факультета православной культуры в академии РВСН им. Петра Великого, на систематическое проведение Синодальным отделом Московского патриархата по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными учреждениями сборов священнослужителей, работающих в Вооруженных Силах, с привлечением руководителей органов военного управления, и ряд других шагов, способствующих взаимному сближению.

Академия Генерального штаба является первопроходцем и в этом вопросе. В прошлом году на 3-м факультете прошел трехмесячный курс обучения священник Михаил Васильев, хорошо известный многим офицерам Воздушно-десантных войск.

Можно было бы рассчитывать на положительные результаты в деле армейско-церковного взаимодействия при внедрении в программу обучения в военно-учебных заведениях государственного образовательного стандарта по специальности "теология". В настоящее время преподавание по этому стандарту ведется в 30 российских гражданских ВУЗах. Возможно, ВАГШ могла бы и в этом отношении показать пример.

Тем не менее, несмотря на все эти положительные тенденции, в настоящее время еще преждевременно рассчитывать на скорое внедрение в структуру Вооруженных Сил службы военных священников на постоянной основе. Как было признано на состоявшемся 20 января 2006 г. совещании руководства ГУВР ВС и Синодального отдела Московского патриархата по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными учреждениями, пока нет в наличии достаточного количества священнослужителей, подготовленных к такого рода деятельности. Как правило, меньше проблем испытывают при работе в воинских частях священники, сами прошедшие воинскую службу, но их количество, к сожалению, недостаточно. В ходе указанного совещания признано, что сейчас мы можем вести речь только об экспериментальной апробации различных форм работы священников в воинских частях.

Сразу же хотел бы обратить ваше внимание, что никто не ведет речи о замене офицеров-воспитателей или психологов священнослужителями. Задачи воспитания личного состава настолько сложны и обширны, что каждой из названных категорий найдется свое дело. Полагаю что в ходе эксперимента всем им, вместе с командирами и начальниками всех степеней, предстоит научиться, гармонично дополняя друг друга, двигаться к общей цели - укреплению наших Вооруженных Сил, как гаранта свободы и независимости России.

В заключение выражаю уверенность, что сегодняшнее заседание станет еще одним шагом в достижении названной цели, и желаю присутствующим плодотворной работы.

http://www.pobeda.ru/duhovenstvo/chtenia/rch2006l_5.html
Загрузка...

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; Челябинское региональное диабетическое общественное движение «ВМЕСТЕ»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан».

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/ru/documents/7755/
https://ria.ru/20201221/inoagenty-1590270183.html
https://ria.ru/20201225/fbk-1590985640.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий
Ю. Нуждин
Все статьи Ю. Нуждин
Последние комментарии
Почему православные всё время проигрывают?
Новый комментарий от р.Б. Алексий
13.04.2021 01:09
«Белая лихорадка»
Новый комментарий от р.Б. Алексий
13.04.2021 00:57
Улыбка Гагарина
Новый комментарий от Игорь Бондарев
12.04.2021 22:04
Единственный гарант суверенности Родины
Новый комментарий от Наталия 2016
12.04.2021 21:31
Фотографии и время
Новый комментарий от Наталия 2016
12.04.2021 20:52
Православному социализму – быть!
Новый комментарий от Андрей Карпов
12.04.2021 20:35