Что же мы видим теперь? Европейское население практически исчезло в Азии и Африке, и в то же время в самой Европе с каждым годом растет процент афро-азиатского населения, прежде всего мусульманского вероисповедания. Дошло до того, что мусульмане - выходцы из Азии - начали создавать на территории Англии поселения, куда вход самим англичанам запрещен. (Можно подумать, что потомки тех, кого приобщали крестом и мечом к вере Христовой, возвращают победителям должок). И все это происходит тогда, когда уровень жизни, промышленное и военное могущество европейцев достигли небывалых высот. Мексиканцы заявляют, что мирным путем вернут себе ранее отторгнутые Америкой территории, просто заселив их. Кроме того, мы можем говорить не только о вымирании европейского населения, но и о его деградации: растет число психических заболеваний, венерических болезней, распавшихся семей. Все это в не меньшей мере касается и нашей страны.
Количество не рожденных детей с каждым годом увеличивается. Теперь не только в городских, но в крестьянских семьях редко встретишь третьего-четвертого ребенка. Но если в России мы пытаемся все это объяснить тяжелым экономическим положением, то что сказать о экономически благополучной Европе? Почему же улучшение жизненных условий в так называемых "цивилизованных государствах" ведет к вымиранию и деградации той части их населения, которая традиционно относится к христианской церкви? Причина, конечно, не в улучшении или ухудшении (как это происходит в России) экономической ситуации, а в изменении сознания людей, что отчасти является следствием нарушения семейных отношений: распада семьи, введения в норму статуса "матери-одиночки", распространения гомосексуализма и однополых браков.
Известный этолог Конрад Лоренц полагал, что причиной повышенной агрессивности и склонности к вандализму у подростков западноевропейских стран является распад семьи и вытекающее отсюда ослабление у них социальных связей и ритуалов. Подростки, все более и более отдаляясь от семьи, не принимают участия в традиционных семейных или национальных праздниках, а ведь такое участие способствует "отклонению эмоционального маятника" в положительную сторону, когда человек испытывает радость, которая снимает уныние и снижает уровень агрессивности. Подобное "лечебное" воздействие оказывают и приятные воспоминания, связанные с посещением значимых для человека мест. Поэтому эмигранты, лишенные такой возможности, обычно более агрессивны и более склонны к вандализму, чем местные жители. Вот и получается, что свободные от "комплекса семьи" подростки становятся "эмигрантами", никуда не уезжая. Нехватка положительных эмоций делает их нервными, психически неустойчивыми.
Мой знакомый, шведский психофизиолог, как-то сказал, что по его данным среди шведских детей чрезвычайно высок процент невротиков (до 50 %), между тем как среди полуголодных детей Судана их практически нет. Из этого он сделал вывод, что для психического здоровья бытовое благополучие не является самым главным, а скорее, наоборот. (В этой связи можно вспомнить примеры из Житий святых).
Рядом научных экспериментов, проведенных на животных, было доказано, насколько жизненно важен баланс положительных и отрицательных эмоций. (Например, при раздражении одних участков мозга животное стремилось к повторению этой процедуры, тогда как раздражения других участков оно старалось избегать. Опыты показывают, что отрицательное раздражение, избегаемое животным, через некоторое время приводило его к невротическому состоянию, к облысению, язвам, повышению кровяного давления и агрессивности, к падению иммунитета. Но животное не заболевало, если на каждое отрицательное раздражение приходилось три положительных).
И у человека нарушение этого баланса ведет к болезням как психическим, так и телесным, к росту самоубийств и пагубным попыткам уравновесить его посредством наркотиков, алкоголя или социальной агрессии.
Что же делать? Как увеличить число положительных эмоций и снизить число отрицательных? Эти вопросы пытались решить еще древние греки и римляне. Одни придумали Олимпийские игры, а другие, выдвинув лозунг "Хлеба и зрелищ!", устраивали кровавые состязания в Колизее. Сегодня Запад навязывает повсеместную диснейлендизацию, вестернизацию и макдональдизацию. Но это не спасет западную цивилизацию. Ведь исчезли с карты мира Древняя Эллада и Римская империя, исчезли, несмотря на все свое могущество. По-видимому, не все массовые мероприятия приводят к балансу эмоций, да и эмоции эмоциям рознь.
Наши исследования показали, что человеку для полноценной радости требуется участие всех уровней сознания. Только в этом случае он одновременно с радостью не будет испытывать мук совести и одиночества, пусть подсознательно. Падение религиозности, распад семьи делают счастье человека неполноценным. Настроение в целом снижается, и "маятник эмоций" отклоняется в отрицательную сторону. Все это может привести к вымиранию сытой, но ущербной в своем сознании европейской расы и замене ее на социально более полноценные народы.
Нами проводились опыты с записью у человека биотоков мозга (электроэнцефалограмма - ЭЭГ). ЭЭГ меняется у людей с возрастом. С изменением ритмов мозга меняется и поведение человека. У младенца частота колебания биотоков мозга - 2-3 в секунду, он еще не имеет развитой коры больших полушарий, не знает языка, но уже реагирует на обращение матери, уже имеет свой особый чувственный уровень сознания. Этот уровень мы называем первичным сознанием. Первичное сознание - это наша интуиция, наша подсознательная оценка людей и ситуации, это мысль без слов. У ребенка 3-5 лет частота биоритмов увеличивается до 7 колебаний в секунду. В это время он живет в семье под опекой взрослых людей, сам не ориентируется за пределами места обитания, его "водят за руку", он полноценно общается с окружающими его близкими людьми. Этот уровень сознания мы называем семейным. Постепенно частота колебаний биотоков мозга увеличивается и достигает своего максимального значения (до 12 и выше) во взрослом возрасте, когда человек перестаёт нуждаться в опеке со стороны. Это социальный уровень сознания.
Гипотеза о трех уровнях сознания в последнее время обрела статус теории, т.к. удалось экспериментально установить факт сохранности у взрослого человека всех трех уровней сознания: первичного, семейного и социального с периодическим доминированием одного из них. (Так, наши исследования показали, что у священника при молитве могут исчезать быстрые колебания биотоков мозга, а общая картина электрической активности мозга начинает напоминать таковую у трехмесячного младенца; при этом он в любой момент может переключиться на социальный уровень сознания и поддерживать общение. Еще один пример: по данным московских исследователей, человек после серьезной черепно-мозговой травмы может утратить контакт с посторонними людьми, но сохранять его со своими близкими. Электрическая активность мозга у него напоминает таковую у четырехлетнего ребенка, который не ориентируется вне семьи. Эти примеры доказывают, что первичный и семейный уровни сознания у взрослого человека сохраняются).
Итак, чтобы испытывать полноценные положительные эмоции, надо иметь полноценную структуру сознания. Она формируется у младенца - при счастливой матери, у ребенка - при полной семье, а у взрослого - при социальном благополучии, позволяющем создать счастливую семью и самосовершенствоваться. Ущербность же структуры сознания приводит к потере правильных социальных ориентиров, основанных на биологическом законе сохранения вида. Человек с ущербной структурой сознания как будто бы движется к цели всю жизнь, но так и не достигает ее, он не заводит семьи, но собирает материальные блага, которые могли бы облегчить ее существование.
Все это и приводит к вымиранию "сытых и цивилизованных" народов Европы и замене их социально более полноценными, хотя и менее "цивилизованными" нациями. Для нашего же народа выходом из этой ситуации вымирания, прежде всего, является укрепление нравственности, семьи и православной веры. Как это ни банально звучит, "наше будущее - это наши дети". И самое главное при воспитании подрастающего поколения - учитывать возрастные особенности восприятия тех или иных социальных ценностей. Так, несвоевременное половое обучение детей школьного возраста, не достигших общественного уровня сознания и не способных понять социальную роль брака, приводит к росту извращений, разврату и цинизму. У детей следует воспитывать такие формы ограничения асоциальных форм поведения, как патриотизм, порядочность, честь, совесть, гордость, нравственность. Только такое воспитание может прекратить вымирание и избавить людей от СПИДа, гепатита и прочих заболеваний, связанных с социальным вырождением.
Валерий Слёзин, доктор биологических наук, кандидат медицинских наук; научный руководитель лаборатории нейропсихологии НИИ им. В.М.Бехтерева