Обезбоженное общество обречено на исчезновение

Нравственный закон записан не в кодексах, а в человеческом сердце

0
258
На исходе советского периода был создан так называемый Моральный кодекс строителя коммунизма. Пожалуй, это и была попытка создания нерелигиозной этики. Его сочиняли профессора, специалисты по марксистской философии, копируя Десять заповедей Моисея, но выбрасывая из них все, что касается Бога. Получилось красиво, но одна беда - никто по этому моральному кодексу жить не собирался.

Так что же, в советское время мы жили без всякой этики и нравственности? Нет, конечно. Однако наша нравственность никакого отношения к "Моральному кодексу строителя коммунизма" и коммунистической этике как таковой не имела. Мы знали, что нельзя предавать друзей, что надо хранить семью, нельзя лгать и воровать, что постыдно завидовать и делать гадости исподтишка. Мы знали, что надо заботиться о старых родителях и о маленьких детях. Мы жалели "врагов народа" и их детей, презирали тех, кто писал анонимные письма, чтобы свести счеты с более удачливыми коллегами. Всего этого не было в официальной советской морали, но мы старались поступать так, зная или интуитивно ощущая, что так поступать хорошо.

Этот советский опыт - явное свидетельство того, что нравственный закон записан не в кодексах, а в самом человеческом сердце. Нравственное, как и прекрасное, относится к сфере предопытного знания. Казалось бы, именно поэтому этика может существовать вне зависимости от религии.

Но вот беда: по опыту мы знаем, что совершенно не склонны исполнять записанный в нашем сердце закон. "Бедный я человек, - воскликнул когда-то апостол Павел, - доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю" (Послание к Римлянам, 7:19). Как же побудить волю совершать доброе и воздерживаться от злого?

Способ один - иметь перед глазами образ абсолютной Правды, абсолютного Блага и знать, что я сам буду наслаждаться благом и правдой ровно в той степени, в какой приближусь к этому Абсолюту. Религиозный человек смотрит только на себя и озабочен только одним - своим соответствием абсолютному нравственному императиву, как сказал бы Иммануил Кант. Для этого человеку и нужен Бог, ведь когда Бога нет, то по какому лекалу исправлять душу, склоняющуюся ко злу?

Тоталитарные идеологии на место Бога пытались поставить обожествленного правителя - ничего не вышло. Другой путь - отказаться и от Бога и от Абсолюта. Твердо заявить, что совершенства нет, как безумец из тринадцатого псалма, сказавший в сердце своем, что "Бога нет". А если Бога нет, то "все дозволено", как говорил герой Достоевского.

Развращение и вседозволенность возникают не вдруг. Даже отказавшись от стремления к абсолютному божественному благу, общество очень медленно теряет то, что мы привыкли именовать общественной нравственностью. Обычно, и это хорошо известно историкам общественного сознания, должны смениться три-четыре поколения, чтобы стихийная, уже не осознаваемая и тем более не возводимая к Богу нравственность разрушилась в большой степени, делая проблематичным дальнейшее существование такого "обезбоженного" общества. За какую-то сотню лет общество, которое не определяет свою жизнь критерием абсолютного блага и безусловного воздаяния за добро добром, а за зло - злом, просто исчезает! Только новое сильное и живое обращение к Добру, Истине и Красоте совершенного Бога дает падшему народу надежду на возрождение и исцеление.

Андрей Борисович Зубов - доктор исторических наук, профессор кафедры философии Московского государственного института международных отношений (университета)

http://religion.ng.ru/problems/2005-12-07/5_obshestvo.html
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Андрей Борисович Зубов
Интервью с профессором Зубовым Андреем Борисовичем
Интервью с заведующим кафедрой Истории религий Российского Православного Института св. ап. Иоанна Богослова философско-богословского факультета, доктором исторических наук, профессором Андреем Борисовичем Зубовым
17.09.2007
Все статьи Андрей Борисович Зубов
Последние комментарии
Максим Горький и Лев Толстой – антисистемщики?
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
23.11.2024 21:12
Мавзолей Ленина и его прообразы
Новый комментарий от Павел Тихомиров
23.11.2024 20:47
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Русский Иван
23.11.2024 19:52
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от В.Р.
23.11.2024 19:31
Мифы и правда о монархическом способе правления
Новый комментарий от влдмр
23.11.2024 16:54
Еще один шаг в сторону разрушения семейных устоев
Новый комментарий от Рабочий
23.11.2024 16:06