Монополия на армию

В РПЦ уверены, что пришло время для создания института полковых священников

0
357
Время на чтение 4 минуты
Выступая в конце октября на пресс-конференции в РИА "Новости", заместитель председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата протоиерей Всеволод Чаплин заявил о том, что на сегодняшний день в России сложились все предпосылки для появления в России института военного духовенства - капелланов. По словам официального представителя Русской Православной Церкви (РПЦ), государство обязано помогать удовлетворению духовных нужд военнослужащих.

На сегодняшний день основным документом, регламентирующим контакты между религиозными организациями и силовыми ведомствами, является 8-я статья Федерального закона "О статусе военнослужащих" (1998 г.). В соответствии с ней создание религиозных объединений в воинской части не разрешается. Однако закон предусматривает, что "военнослужащие в свободное от военной службы время вправе участвовать в богослужениях и религиозных церемониях как частные лица" (ст. 8 п. 1) и "...не вправе... использовать свои служебные полномочия для пропаганды того или иного отношения к религии".

Тем не менее РПЦ решила воссоздать существовавший во времена Российской империи институт военного и морского духовенства. В законе, оговаривающем взаимоотношения между религиозными организациями и Вооруженными силами, не существует статуса "военного духовенства". В настоящее время в воинских частях православные священники часто действуют по собственной инициативе, а иногда по благословению местного епископа.

Попасть в армию стремятся не только православные священнослужители. Активные шаги по распространению своей веры среди военных предпринимают и протестанты, и мусульмане. Можно с уверенностью сказать, что российская армия превратилась в арену соперничества различных религиозных организаций.

Таким образом, на территории воинских частей сложилась определенная практика проведения общественных богослужений. При этом командование отдельных частей и соединений использует свое служебное положение для пропаганды православия, что, безусловно, является нарушением существующего законодательства. В соответствии с Законом "О статусе военнослужащего" существование православных храмов на территории воинских частей - это также нарушение запрета на создание религиозных объединений при воинских частях.

Однако за последнее время в различных частях были построены более 100 храмов. В обход закона РПЦ уже давно подписала соглашения с Минобороны и различными силовыми ведомствами. Подобные договоры заключаются и на уровне епархий и расквартированных на их территории воинских частей.

Желание Московской Патриархии узаконить статус военного духовенства наталкивается на серьезные возражения представителей командования Вооруженных сил. Например, в ноябре 2003 г. на конференции "Отечество. Армия. Церковь" начальник Главного управления по воспитательной работе ВС генерал-полковник Николай Резник заявил, что "возврата к дореволюционному статусу священнослужителя в армии и на флоте быть не может из-за светского характера государства, государственной системы образования, а также по причине отделения государства от Церкви".

Впрочем, единого мнения на этот счет нет. В прошлом году во время заключения соглашения о сотрудничестве между Нижегородской епархией и 22-й гвардейской армией, дислоцированной в Нижегородской области, командующий армией генерал-лейтенант Алексей Меркурьев высказался за возрождение в Вооруженных силах института полковых священников. По его мнению, это единственный способ эффективной борьбы с неуставными взаимоотношениями, суицидом и другими негативными явлениями.

Протоиерей Дмитрий Смирнов, глава Синодального отдела Московского Патриархата по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными учреждениями, считает, что только структуры российского православия реально могут обеспечивать права военнослужащих на свободу совести. Более того, "если государство примет решение о создании института военного духовенства в армии, православная Церковь готова взять на себя роль посредника между религиозными организациями и верующими различных конфессий".

Представители РПЦ высказываются категорически против деятельности в армии миссионеров. По словам протоиерея Всеволода Чаплина, "ни в одной уважающей себя стране мира миссионеры в армию не допускаются, священники, муллы, раввины, пасторы должны приходить в армию именно к последователям своей Церкви или религии". Однако прямой обязанностью любого священнослужителя является проповедь своей веры. Поэтому постоянное присутствие священнослужителя в воинской части (подразделении) будет не чем иным, как явным или скрытым миссионерством.

Опасаясь конкуренции со стороны других религий и конфессий в деле "духовного окормления" военнослужащих, представители РПЦ открыто призывают командиров не допускать в свои подразделения "сектантов". Недавно даже было принято "специальное определение", касающееся деятельности "нетрадиционных" религий в Российской армии. В нем, в частности, отмечались факты проникновения представителей "сект" в Вооруженные силы РФ.

Выступая за создание института военного духовенства, РПЦ рассчитывает на то, что уже существующая практика взаимодействия Церкви и ВС будет оформлена на законодательном уровне. Российские армия и флот - это еще и грандиозное по своим масштабам поле деятельности, до сих пор полностью не охваченное религиозной пропагандой. На данный момент в силовых структурах РФ (Минобороны, МВД, МЧС, Минюсте и других ведомствах) служат около 4 млн. военнослужащих. С точки зрения религиозных организаций их можно считать потенциально верующими. Но, согласно данным социологических опросов, число практикующих верующих в ВС остается незначительным - не более 5%, что примерно соответствует общему числу верующих в стране.

Создание института военных капелланов, представляющих только РПЦ в поликонфессиональной стране, и придание этому институту законодательного статуса, может привести к новым конфликтам на религиозной и национальной почве. А когда речь идет о "человеке с ружьем", это опасно вдвойне.

http://religion.ng.ru/society/2005-11-02/1_monopoly.html
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Александр Петров
С ангелом на плече
Талантливый живописец Григорий Журавлев доказал, что иконы рисуются душой, а не руками
22.02.2006
Церковь ударит по дедовщине
Московская Патриархия благословила подготовку военных священников
16.02.2006
Все статьи Александр Петров
Последние комментарии
Религиозная амбивалентность?
Новый комментарий от Наблюдатель
04.11.2024 12:30
«Хиджабы, никабы, ещё нужно разобраться, что это такое»
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
04.11.2024 10:42
День памяти митрополита Иоанна (Снычёва)
Новый комментарий от Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии
04.11.2024 09:34
Разговор со стеной
Новый комментарий от Vladislav
03.11.2024 23:58
Православный или «квазижидовский»?
Новый комментарий от prot
03.11.2024 23:44