Как заявляют представители управления по реализации жилищных программ Минобороны РФ, на сегодняшний день из 19 обязательных нормативных актов, которые необходимо ввести в действие согласно действующему с 1 января 2005 года Закону о накопительно-ипотечной системе (НИС) обеспечения жильем военнослужащих, приняты только девять. Остальные проходят согласование в коридорах власти. Свою озабоченность сложившейся ситуацией высказал на одном из недавних заседаний правительства руководитель МО Сергей Иванов, а премьер Михаил Фрадков дал поручение своим помощникам организовать в ближайшее время обсуждение данного вопроса с ответственными за его решение ведомствами - Минобороны, Минфином, Минэкономразвития и Федеральной службой по финансовым рынкам.
По словам начальника Службы расквартирования и обустройства Минобороны РФ генерал-полковника Анатолия Гребенюка, для запуска военной ипотеки надо срочно утвердить типовые договоры, правила ведения именных накопительных счетов, а также проект указа о функционировании специального федерального государственного учреждения (ФГУ). Оно, согласно президентскому указу, должно стать одной из структур Минобороны и наладить взаимодействие в сфере НИС со всеми заинтересованными органами исполнительной власти, вести именные счета, инвестировать средства жилищного накопления, предоставлять целевые жилищные займы участникам накопительно-ипотечной системы.
Все эти документы, заявляет Анатолий Гребенюк, планируется утвердить до конца 2005 года, и у Минобороны РФ есть уверенность, что НИС заработает, как говорится, в полную силу. Иного и быть не может. Ведь в противном случае выделенные на НИС в федеральном бюджете-2005 более 2 млрд. рублей не будут перечислены молодым лейтенантам, что, конечно, может в корне подорвать замысел повысить престижность военной службы.
Президент и правительство обещают выпускникам военных вузов 2005 года предоставить возможность покупки с помощью армейской ипотеки квартиры уже в 2008 году. Звучит, конечно, весьма заманчиво. Однако при такой финансово-юридической неразберихе, действующих сегодня ставках первоначального взноса и процентных кредитах вряд ли основная масса военнослужащих обретет собственную крышу над головой.
Скажем, согласно закону о НИС, каждый участник армейской ипотеки не менее чем через три года после его включения в накопительно-ипотечную систему имеет право на заключение с уполномоченным федеральным органом договора целевого жилищного займа. При этом средства, учтенные на именном накопительном счете, должны идти на погашение первоначального взноса при получении ипотечного кредита (займа). Если в 2005 году на ипотечный счет молодого лейтенанта планируется положить 37 тыс. рублей, то через три года его накопления составят около 120-130 тыс. рублей. Таких денег хватит лишь на покупку квартиры где-то в глубинке России. Если же офицер захочет приобрести жилье где-нибудь ближе к столичным или областным городам, ему придется раскошелиться - взять дополнительный кредит или попросить денег у друзей и родственников. В дальнейшем обязательства по ипотечному кредиту (займу) служивому нужно погашать ежемесячно в размере денежных средств, перечисленных на его счет из Минобороны в течение каждого отчетного месяца. Сможет ли ФГУ Минобороны, ответственное за ипотеку, этот вопрос надежно держать на контроле? Не последуют ли штрафы? Не станет ли молодой офицер заложником возможных несовершенных финансовых отношений, при которых его ипотечную квартиру в случае несвоевременной уплаты взносов попросту конфискуют?
Правительство пока дает на все эти и другие вопросы, связанные с введением НИС, оптимистические ответы. Однако сейчас на жилье военнослужащих в бюджете страны выделяется все меньше и меньше денег.
Как заявил Анатолий Гребенюк, ныне в Российской армии не имеют своего угла 160 тыс. человек. Из них около 80 тысяч необходимо обеспечить постоянным жильем. В 2005 году количество нуждающихся в нем военнослужащих в Вооруженных силах РФ сократилось по сравнению с 2004 годом на 8 тыс. человек. Если жилищная проблема в Минобороны будет решаться такими темпами и в дальнейшем, то всех нынешних военных очередников обеспечат реальными квартирами лишь через 20 лет.
За эти же 20 лет на параллельную программу участников НИС государство должно отложить, согласно расчетам Минэкономразвития, не менее 600-800 млрд. рублей и ежегодно тратить на ипотеку не менее 40 млрд. рублей. Деньги огромные. Удастся ли предусматривать подобные расходы в бюджете страны? Трудно с уверенностью сказать, что финансовое положение России останется столь же крепким как сейчас. Но в 2006 году, например, государство на все жилищные программы МО намерено ассигновать не более 15 млрд. рублей...
http://nvo.ng.ru/forces/2005-10-14/1_ipoteka.html