Церковь - столп и утверждение сербского народа

В мае 2005 года закончилось восстановление крупнейшей святыни сербского народа в долине реки Неретвы - монастыря Житомислич, который в июне 1992 года был сожжен, а затем взорван хорватскими формированиями. По случаю этого торжественного события, произошедшего в мае 2005 года, корреспондент газеты Сербской Патриархии "Православие" встретился с президентом Республики Сербской (Босния и Герцеговина) господином Драганом Чавичем и задал ему несколько вопросов.

- Господин Президент, какое значение для Республики Сербской и сербского народа в Боснии и Герцеговине, в особенности в долине реки Неретвы, имеет воскрешение Житомислича и восстановление этой древней святыни?

- Пожалуй, лучше всего это можно проиллюстрировать словами Преосвященного владыки Афанасия (Евтича) из его обращения ко всем присутствующим на торжественном собрании в Житомисличе. За плечами у нас разрушение человека, а последствием разрушения человека стало разрушение религиозных объектов, таким образом, и разрушение Житомислича. Сегодня мы возрождаем Житомислич и возрождаем человека. Возрождение Житомислича - лучшее свидетельство для людей, живущих в долине Герцеговины, что Церковь здесь. И что, несмотря на всю Голгофу, продолжавшуюся здесь достаточно долго, сейчас создаются условия для того, чтобы люди вернулись к своим очагам и снова здесь жили.

- Вы знаете, в Баня-Луке коммунисты разрушили единственный соборный храм. Тогда это был храм Святой Троицы. Шестьдесят три года спустя, в прошлом году, в Баня-Луке мы совершили первое архиерейское богослужение - Божественную литургию. Пятьдесят лет на месте, где сегодня стоит воссозданный храм Христа Спасителя, на фундаменте церкви, стоял какой-то чудовищный памятник коммунизму с пятиконечной звездой. Какое бы неблагоприятное время для восстановления храма ни было тогда, произошло так, что сегодня настало время благоприятно. Так будет и с Косово и Метохией. Там сегодня неблагоприятно, но благоприятно где-то в другом месте, как в Республике Сербской, где мы сейчас строим и восстанавливаем. Вот, к примеру, только в Банялукской епархии свыше 500 тысяч жителей, три действующих монастыря и свыше сотни храмов. В Новом Белграде живет намного больше людей и только одна единственная церковь. В Банялукской епархии восстановлено свыше сотни храмов. Республика Сербская, в которой живет 1400000 человек, из них 1200000 сербов, охватывает четыре православных епархии и одну митрополию. Сейчас воздвигнуты многочисленные храмы, даже несмотря на то, что за плечами у нас период разрушений, противостояния и кровопролитной войны. По сути, у каждой медали есть две стороны. Всегда вследствие чего-то плохого получается и что-то хорошее, и, наоборот - вследствие хорошего что-то плохое. Пример Житомислича свидетельствует о том, что время это не главный фактор в деле победы правды. В конце всегда побеждает правда. Может, когда-то легче и быстрей, а когда-то тяжелей и мучительней, но она побеждает. Восстановление Житомислича - это победа. Оно предвещает и победу в Мостаре, когда в этом городе будет восстановлен разрушенный кафедральный собор.

Преосвященный владыка Григорий как раз сообщил, что планируется восстановление разрушенного до основания кафедрального собора в Мостаре, который был символом сербства в этом городе. Как продвинулись дела в этом вопросе, и какое значение это могло бы иметь для сербов и самого Мостара?


- Насколько я знаю, это действительно так: над этим проводится серьЈзная работа. К восстановлению кафедрального собора в Мостаре проявляют интерес и некоторые иностранные правительства. Непосредственно заинтересован Форум принца Уэльского, британского престолонаследника Чарльза, а я несколько раз говорил с представителями американского посольства об участии в восстановлении двух религиозных объектов в Боснии и Герцеговине: мечети Ферхат-паши в Баня-Луке и кафедрального собора в Мостаре. Итак, не только сербский народ этого желает и хочет, но интерес проявляется и из-за границы, где тоже понимают необходимость этого.

Проблема заключается в том, что в Мостаре сейчас мало сербов. Соборный храм в Мостаре не будет значить ничего, если в нЈм некому будет собираться. Поэтому очень важно, чтобы произошло возвращение сербов в Мостар и на всю территорию долины Неретвы, чтобы давно пущенные корни возродились. Нельзя ожидать от срубленного однажды дерева, у которого отсечен ствол и остались только корни, что оно вырастет за ночь. Будут пробиваться редкие ростки, а из этих ростков вырастет новое дерево. Через несколько лет оно станет новым дубом. Это целый процесс, и рассуждать об этом процессе нет смысла, если нет народа, который должен стать этим возрождЈнным деревом.

- Для нас в центральной Сербии отношения между Церковью и государством в Республике Сербской всегда служили примером. Что Вы можете нам рассказать об этих отношениях, которые завязались сразу с момента основания Республики Сербской?

- Коммунизм не был политикой. Это была религия. У коммунистов был свой манифест, который никто не мог изменить. Для них это было Библией, как для христиан Ветхий и Новый завет. Они имели своего спасителя: им был Карл Маркс; своих апостолов: апостолы приходили позже в лице Энгельса, Ленина, ХрущЈва, Тито, Чаушеску... Апостолов было много. Коммунизм по существу истреблял религию как своего самого опасного соперника. Там, где религиозное и национальное неразрывно связано с самобытностью, как здесь, в Боснии и Герцеговине, сначала нужно вернуться к самобытности - как религиозной, так и национальной, чтобы достичь свободы. А эта свобода возрождена, прежде всего, отношением самого нашего государства к Церкви, к учению Церкви, к образованию в духе Православной Церкви, и это в любом случае положительный пример в своеобразной сербской духовной и территориальной ткани везде, где есть сербы.

Да - Церковь отделена от государства: государство - оно, конечно, светское, нерелигиозное. В организации государства нет Церкви как составной части принятия решений. Но Церковь занимает почЈтное место в обществе, ведь ЕЈ место здесь. Потому что она имеет теснейшую связь с народом и не имеет ничего общего с каким-то отдельным интересом - ни с политическим, ни с каким бы то ни было другим. Церковь - это столп и утверждение народа на этих просторах. Когда политика не могла сохранить народ и его самобытность, тогда это сделала Церковь. Это она делала и в наше время. Это она будет делать и в будущем. Церковь в Республике Сербской свободна и пользуется уважением общества. В начальных школах Закон Божий свыше десятилетия является обязательным предметам для всех наших детей. Религия не учит ничему плохому, а только хорошему. Почему тогда к ней относиться отрицательно и негативно? Напротив, нужно еЈ утверждать. Это - самобытность, и это - положительная вера, содержащаяся в Десяти заповедях Божьих. Уже на основании Десяти заповедей Божиих религия заслуживает почЈтное место во всяком обществе - добавить к этому нечего.

Перевод с сербского специально для Православие.Ru

Новине Српске Патриjаршиjе «ПРАВОСЛАВЉЕ», Број 917

http://www.pravoslavie.ru/cgi-bin/sykon/client/display.pl?sid=403&did=1737
Загрузка...

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий
Драган Чавич:
Все статьи автора
"Косово"
Пропаганда России на Балканах под контролем Запада
В Сербии нет ни пророссийских СМИ, ни пророссийских НКО
28.03.2020
Нового поколения славянофилов и русофилов в Сербии нет
Участники Балканского Клуба РНЛ о причинах провала политики России на Балканах
25.03.2020
«Весь мир забыл, а мы, сербы, никогда не забудем»
Сегодня годовщина начала агрессии НАТО против Сербии в 1999 году
24.03.2020
Все статьи темы
Последние комментарии
Как с цепи сорвались…
Новый комментарий от Олег В.
02.04.2019
Наш пост достиг вершины
Новый комментарий от Советский недобиток
02.04.2019
Контекст смысла
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
02.04.2019
«Наши действия должны быть обоснованными и профессиональными»
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
02.04.2019
Репетиция
Новый комментарий от наталья чистякова
02.04.2019