Церковь на распутье

Будет ли услышан голос староверов в современной России?

Новости Москвы 
0
185
Время на чтение 5 минут
Прошло почти два месяца со дня скоропостижной кончины Митрополита Московского и всея Руси Андриана (Четвергова), главы Русской Православной Старообрядческой Церкви (РПСЦ). Теперь, когда Церковь живет в ожидании Освященного Собора, намеченного на 16 октября, самое время поразмышлять о будущем старообрядчества.

Главный вопрос, который сегодня обсуждается не только среди староверов, в обобщенном виде формулируется так: будет ли продолжено движение Старообрядческой Церкви к большей открытости, начатое Митрополитом Андрианом, или произойдет возвращение к изоляционизму?

То, чего удалось достигнуть владыке Андриану за время его краткого первосвятительского служения во взаимоотношениях с Российским государством, можно назвать решительным прорывом. Когда новый Митрополит только встал у кормила Церкви, эти отношения находились в точке замерзания. Но вскоре старообрядческого Митрополита включили в состав Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при президенте России. Перед владыкой Андрианом открывались двери приемных и градоначальников, и губернаторов, и полномочных представителей президента. Наглядным успехом Митрополита на поприще взаимодействия с властями стал визит Юрия Лужкова в Рогожскую слободу.

Владыка Андриан много встречался с архиереями Русской Православной Церкви (РПЦ), пытался выстроить такие взаимоотношения с Московской Патриархией, чтобы действенно решать проблемы, возникающие в межцерковных отношениях, и наладить взаимодействие по вопросам социального служения.

При жизни владыки Андриана даже в его ближайшем окружении постоянно раздавались голоса, требующие предъявить хоть какие-нибудь положительные результаты этих контактов. А результаты медлили, не успевая за темпом инициатив Митрополита.

Примером может служить затянувшаяся история со старообрядческим храмом в Самаре. Администрация города, имея возможность восстановить историческую справедливость и возвратить Старообрядческой Церкви старообрядческий же храм, отобранный советской властью, требует предоставить письменное согласие на возвращение, подписанное архиереем РПЦ, архиепископом Самарским и Сызранским Сергием (Полеткиным). Но архиепископ, не имея на старообрядческий храм ни прав собственности, ни, впрочем, претензий, не торопится выразить свое отношение и оказать староверам обещанную помощь. В этой непростой ситуации Митрополит Андриан вынужден был обсуждать "самарский вопрос" с полпредом президента Сергеем Кириенко. К сожалению, он так и не дожил до того дня, когда самарским староверам разрешат молиться в храме, а не на улице.

К тому же число староверов, не понимающих, чего ради нужны эти контакты, довольно велико. Думается, все это побудит нового Митрополита ограничить контакты с РПЦ только взаимодействием с Комиссией по делам старообрядных приходов и по взаимодействию со старообрядчеством при Отделе внешних церковных связей Московского Патриархата. Сегодня это представляется разумной золотой серединой, так как позволит снять упреки к Митрополии в трате сил на многочисленные бесплодные встречи с представителями РПЦ и поможет заглушить недовольство радикально настроенных староверов.

Это послужит некоей лакмусовой бумажкой для проверки заявленных на Архиерейском Соборе РПЦ 2004 года направлений развития отношений со староверами. Способна ли Комиссия по делам старообрядных приходов и по взаимодействию со старообрядчеством продемонстрировать реальные результаты декларируемой политики? Или возобладает снисходительно-небрежное отношение к староверам и расцветет изрядно подернутый плесенью миссионерский аспект единоверия как еще одного мертворожденного дитяти РПЦ?

Когда же внешняя церковная активность снизится, скорее всего и власти, особенно на местах, также сократят свои контакты со старообрядцами или по крайней мере снизят их уровень. В конце концов РПСЦ окажется на уровне начала 2004 года, когда добиться встречи с представителями власти было очень сложно, а в некоторых случаях даже невозможно. Некоторое время староверов по привычке еще будут приглашать на различные мероприятия. Но если новый Митрополит не станет их посещать или, приходя туда, будет делать некорректные заявления, то эти двери перед ним закроются.

Возможно, новый Митрополит попытается продолжить курс владыки Андриана и захочет сохранить контакты со СМИ. Но если не будет информационных поводов для этих контактов, то репортажи примут культурологический или этнографический характер. За краткое время первосвятительства владыки Андриана многие старообрядцы, а особенно молодежь, привыкли к регулярному поступлению информации и свободному ее обсуждению. И вряд ли какие-нибудь меры, в том числе и репрессивные, заставят их отказаться от этого достижения.

Ловлю себя на мысли о том, что чем больше приходится рассуждать о будущем Старообрядческой Церкви, тем очевиднее становится масштаб потери. Вот, например, характерная черта владыки Андриана: он стремился не пропускать даже, казалось бы, незначительных культурных или научных мероприятий, связанных со старообрядчеством.

Он объехал все епархии РПСЦ, в том числе те, в которых до него не бывали главы Старообрядческой Церкви. Но будет ли новый Митрополит столь же активен? Возьму смелость предположить, что, как в прежние времена, внебогослужебная церковная деятельность станет уделом немногих заинтересованных в этом священнослужителей и мирян.

Митрополит Андриан много внимания уделял молодежи, ее вовлечению в церковную жизнь. Достаточно сказать, что по его инициативе при Митрополии вновь открылось Духовное училище и организован Молодежный отдел.

Недостаток священников - извечная беда Старообрядческой Церкви. Владыка Андриан постоянно призывал священников к поиску достойных кандидатов на священные степени, подавая при этом личный пример. За полтора года своего первосвятительства он рукоположил двух епископов, более 20 священников и 15 диаконов. Но, несмотря на все усилия, до окончательного решения кадровой проблемы еще далеко. И будущий Митрополит непременно с ней столкнется.

Многое из своих планов Митрополит Андриан осуществить не успел, хотя и сделал немало. Осуществит ли преемник планы своего предшественника, захочет ли трудиться на той же ниве? До Освященного Собора на этот вопрос, разумеется, не будет ответа...

В заключение хотелось бы отметить, что труды Митрополита Андриана на благо РПСЦ намного опередили нынешнее состояние старообрядчества. К этому староверы были не готовы. Но современность бросает Церкви все новые и новые вызовы, не обращать внимания на которые она не имеет права. Митрополит Андриан хотел, чтобы проповедь старой веры вновь была слышна в России. И следующий старообрядческий Митрополит, кто бы им ни стал, во многом будет вольным или невольным продолжателем начинаний владыки Андриана. В противном случае очередной шанс на возрождение Старообрядческой Церкви будет потерян и ее голос не будет услышан в России.

Священник Алексей Лопатин - руководитель Информационно-издательского отдела Русской Православной Старообрядческой Церкви



Из досье "НГР"

Митрополит Московский и всея Руси Андриан (Александр Геннадьевич Четвергов) родился 14 февраля 1951 г. в старообрядческой семье в Казани. В 1974 г. окончил Казанский авиационный институт. Получил также начальное художественное образование. По окончании института работал в должности инженера-конструктора сначала в ЦКБ оптико-механического завода, позднее - в СКБ спортивной авиации. В 1980 г. женился на Наталье Александровне Штриневой, происходившей из рода нижегородских старообрядцев.

В 1986 г. оставил светскую работу и начал трудиться при старообрядческом храме в Казани. Принимал деятельное участие в реставрации церковного здания и изготовлении иконостаса. Впоследствии был избран председателем церковной общины. С 1995 г. попробовал себя в качестве иконописца. Написал иконостас для храма в Екатеринбурге. Спроектировал и изготовил конструкцию иконостаса для новопостроенного храма в Новосибирске, написал для него часть икон. В 1998 г. овдовел, имея сына и двух дочерей.

17 октября 1999 г. посвящен в сан диакона. Тогда же Освященный Собор включил его в список кандидатов в епископы. 14 мая 2000 г. посвящен в сан священника. В следующем году был пострижен в монахи с именем Андриан. 29 апреля 2001 г. в храме Покрова Богородицы на Рогожском кладбище в Москве возведен в сан епископа и определен на Казанско-Вятскую епархию. 9 февраля 2004 г. Освященный Собор РПСЦ избрал епископа Андриана Митрополитом Московским и всея Руси. Распоряжением Владимира Путина от 2 сентября 2004 г. Митрополит Андриан был введен в состав Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при президенте России. Скоропостижно скончался 10 августа 2005 г. во время Великорецкого крестного хода в Кировской области.

http://religion.ng.ru/people/2005-09-21/4_church.html
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Новости Москвы
Все статьи темы
Последние комментарии
На картошку!
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
15.04.2024 23:18
«Успешные люди» гробят Россию
Новый комментарий от prot
15.04.2024 20:09
Как всё начиналось
Новый комментарий от Русский Иван
15.04.2024 19:17
Александр Сосновский не прав
Новый комментарий от Владимир Николаев
15.04.2024 18:15