Главный вопрос, который сегодня обсуждается не только среди староверов, в обобщенном виде формулируется так: будет ли продолжено движение Старообрядческой Церкви к большей открытости, начатое Митрополитом Андрианом, или произойдет возвращение к изоляционизму?
То, чего удалось достигнуть владыке Андриану за время его краткого первосвятительского служения во взаимоотношениях с Российским государством, можно назвать решительным прорывом. Когда новый Митрополит только встал у кормила Церкви, эти отношения находились в точке замерзания. Но вскоре старообрядческого Митрополита включили в состав Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при президенте России. Перед владыкой Андрианом открывались двери приемных и градоначальников, и губернаторов, и полномочных представителей президента. Наглядным успехом Митрополита на поприще взаимодействия с властями стал визит Юрия Лужкова в Рогожскую слободу.
Владыка Андриан много встречался с архиереями Русской Православной Церкви (РПЦ), пытался выстроить такие взаимоотношения с Московской Патриархией, чтобы действенно решать проблемы, возникающие в межцерковных отношениях, и наладить взаимодействие по вопросам социального служения.
При жизни владыки Андриана даже в его ближайшем окружении постоянно раздавались голоса, требующие предъявить хоть какие-нибудь положительные результаты этих контактов. А результаты медлили, не успевая за темпом инициатив Митрополита.
Примером может служить затянувшаяся история со старообрядческим храмом в Самаре. Администрация города, имея возможность восстановить историческую справедливость и возвратить Старообрядческой Церкви старообрядческий же храм, отобранный советской властью, требует предоставить письменное согласие на возвращение, подписанное архиереем РПЦ, архиепископом Самарским и Сызранским Сергием (Полеткиным). Но архиепископ, не имея на старообрядческий храм ни прав собственности, ни, впрочем, претензий, не торопится выразить свое отношение и оказать староверам обещанную помощь. В этой непростой ситуации Митрополит Андриан вынужден был обсуждать "самарский вопрос" с полпредом президента Сергеем Кириенко. К сожалению, он так и не дожил до того дня, когда самарским староверам разрешат молиться в храме, а не на улице.
К тому же число староверов, не понимающих, чего ради нужны эти контакты, довольно велико. Думается, все это побудит нового Митрополита ограничить контакты с РПЦ только взаимодействием с Комиссией по делам старообрядных приходов и по взаимодействию со старообрядчеством при Отделе внешних церковных связей Московского Патриархата. Сегодня это представляется разумной золотой серединой, так как позволит снять упреки к Митрополии в трате сил на многочисленные бесплодные встречи с представителями РПЦ и поможет заглушить недовольство радикально настроенных староверов.
Это послужит некоей лакмусовой бумажкой для проверки заявленных на Архиерейском Соборе РПЦ 2004 года направлений развития отношений со староверами. Способна ли Комиссия по делам старообрядных приходов и по взаимодействию со старообрядчеством продемонстрировать реальные результаты декларируемой политики? Или возобладает снисходительно-небрежное отношение к староверам и расцветет изрядно подернутый плесенью миссионерский аспект единоверия как еще одного мертворожденного дитяти РПЦ?
Когда же внешняя церковная активность снизится, скорее всего и власти, особенно на местах, также сократят свои контакты со старообрядцами или по крайней мере снизят их уровень. В конце концов РПСЦ окажется на уровне начала 2004 года, когда добиться встречи с представителями власти было очень сложно, а в некоторых случаях даже невозможно. Некоторое время староверов по привычке еще будут приглашать на различные мероприятия. Но если новый Митрополит не станет их посещать или, приходя туда, будет делать некорректные заявления, то эти двери перед ним закроются.
Возможно, новый Митрополит попытается продолжить курс владыки Андриана и захочет сохранить контакты со СМИ. Но если не будет информационных поводов для этих контактов, то репортажи примут культурологический или этнографический характер. За краткое время первосвятительства владыки Андриана многие старообрядцы, а особенно молодежь, привыкли к регулярному поступлению информации и свободному ее обсуждению. И вряд ли какие-нибудь меры, в том числе и репрессивные, заставят их отказаться от этого достижения.
Ловлю себя на мысли о том, что чем больше приходится рассуждать о будущем Старообрядческой Церкви, тем очевиднее становится масштаб потери. Вот, например, характерная черта владыки Андриана: он стремился не пропускать даже, казалось бы, незначительных культурных или научных мероприятий, связанных со старообрядчеством.
Он объехал все епархии РПСЦ, в том числе те, в которых до него не бывали главы Старообрядческой Церкви. Но будет ли новый Митрополит столь же активен? Возьму смелость предположить, что, как в прежние времена, внебогослужебная церковная деятельность станет уделом немногих заинтересованных в этом священнослужителей и мирян.
Митрополит Андриан много внимания уделял молодежи, ее вовлечению в церковную жизнь. Достаточно сказать, что по его инициативе при Митрополии вновь открылось Духовное училище и организован Молодежный отдел.
Недостаток священников - извечная беда Старообрядческой Церкви. Владыка Андриан постоянно призывал священников к поиску достойных кандидатов на священные степени, подавая при этом личный пример. За полтора года своего первосвятительства он рукоположил двух епископов, более 20 священников и 15 диаконов. Но, несмотря на все усилия, до окончательного решения кадровой проблемы еще далеко. И будущий Митрополит непременно с ней столкнется.
Многое из своих планов Митрополит Андриан осуществить не успел, хотя и сделал немало. Осуществит ли преемник планы своего предшественника, захочет ли трудиться на той же ниве? До Освященного Собора на этот вопрос, разумеется, не будет ответа...
В заключение хотелось бы отметить, что труды Митрополита Андриана на благо РПСЦ намного опередили нынешнее состояние старообрядчества. К этому староверы были не готовы. Но современность бросает Церкви все новые и новые вызовы, не обращать внимания на которые она не имеет права. Митрополит Андриан хотел, чтобы проповедь старой веры вновь была слышна в России. И следующий старообрядческий Митрополит, кто бы им ни стал, во многом будет вольным или невольным продолжателем начинаний владыки Андриана. В противном случае очередной шанс на возрождение Старообрядческой Церкви будет потерян и ее голос не будет услышан в России.
Священник Алексей Лопатин - руководитель Информационно-издательского отдела Русской Православной Старообрядческой Церкви
Из досье "НГР"
Митрополит Московский и всея Руси Андриан (Александр Геннадьевич Четвергов) родился 14 февраля 1951 г. в старообрядческой семье в Казани. В 1974 г. окончил Казанский авиационный институт. Получил также начальное художественное образование. По окончании института работал в должности инженера-конструктора сначала в ЦКБ оптико-механического завода, позднее - в СКБ спортивной авиации. В 1980 г. женился на Наталье Александровне Штриневой, происходившей из рода нижегородских старообрядцев.В 1986 г. оставил светскую работу и начал трудиться при старообрядческом храме в Казани. Принимал деятельное участие в реставрации церковного здания и изготовлении иконостаса. Впоследствии был избран председателем церковной общины. С 1995 г. попробовал себя в качестве иконописца. Написал иконостас для храма в Екатеринбурге. Спроектировал и изготовил конструкцию иконостаса для новопостроенного храма в Новосибирске, написал для него часть икон. В 1998 г. овдовел, имея сына и двух дочерей.
17 октября 1999 г. посвящен в сан диакона. Тогда же Освященный Собор включил его в список кандидатов в епископы. 14 мая 2000 г. посвящен в сан священника. В следующем году был пострижен в монахи с именем Андриан. 29 апреля 2001 г. в храме Покрова Богородицы на Рогожском кладбище в Москве возведен в сан епископа и определен на Казанско-Вятскую епархию. 9 февраля 2004 г. Освященный Собор РПСЦ избрал епископа Андриана Митрополитом Московским и всея Руси. Распоряжением Владимира Путина от 2 сентября 2004 г. Митрополит Андриан был введен в состав Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при президенте России. Скоропостижно скончался 10 августа 2005 г. во время Великорецкого крестного хода в Кировской области.
http://religion.ng.ru/people/2005-09-21/4_church.html