Это духовное единение основано на благодатном житии старца и зримо, словно фаворский Свет, проявилось на небольшом островке, хранящем тепло души подвижника благочестия наших дней. Святость батюшки уже при земной его жизни мало у кого вызвала сомнения. Тем более еще меньше сомневающихся осталось спустя три года после перехода старца в блаженную вечность. На мой взгляд, поклонение старцу происходило как новому святому земли Русской. Еще до своего успения отче Николай сподобился всенародной любви, которая особо зримо проявляется в дни его памяти - 24 августа. Состоявшийся накануне крестный ход вокруг острова возобновил традицию крестных ходов и облетов по границам России, на которые батюшка давал свое отеческое благословение. В келлии батюшки, на могилке у его креста ни на минуту не прекращалось чтение акафистов Пресвятой Богородице, Евангелия от Иоанна и акафиста праведному старцу Николаю Псковоезерскому. Сменяя друг друга, их читали священники, духовные чада старца и паломники.
Говорят, без хозяина дом сирота. Но это ни в коей мере не относится к небольшому зеленому домику-келлии на островной Талабской гряде. На шелестящих покачивающихся вершинах могучих деревьев, посаженных добрыми руками старца, почивало его благословение; стены благодатного жилища хранили тепло его молитв, а по земле острова могучим потоком плыла река человеческих душ, бережно несущих его Слово Истины, нуждающихся в молитвенном окормлении и черпающих силы в духовном наследиии старца. Сияние солнечных лучей августовского солнца наполнялось песнопениями, некогда звучащими в устах старца, а также мелодиями произведений, посвященных батюшке и написанных после его успения.
Священноначалие и священнослужители Псковской епархии, облеченные "властью", и таковые же "властные" миряне - ничто не смогло сдержать поток людей, спешивших на остров преклонить колена пред последним земным пристанищем старца. Не могли остановить верующих "активные действия" работников областного министерства по чрезвычайным ситуациям, которые почему-то именно в этот день под благовидными предлогами якобы "перегрузки баркасов и отсутствия спасательных жилетов для пассажиров" пытались запретить труженикам-рыбакам с острова доставлять паломников с материка к островной пристани. Не оспаривая законность проводимых мероприятий по безопасности на воде, следует отметить, что все это происходило на фоне того, что руководство речного пароходства до последнего дня не давало гарантий и не обещало рейсов на остров в виду убыточности перевозок. На мой взгляд, не совсем нормально, когда святость и духовность земли Святой Троицы стали мериться на рубли и экономическую выгоду. Думается, что руководству областной администрации - людям ответственным и в своем большинстве православным - с граждански-нравственных позиций просто необходимо взять вопрос доставки паломников на остров Талабск 24 мая и 24 августа под свой контроль, чтобы не омрачать светлый праздник.
И все-таки небольшая неувязка с возникшими сложностями по организации доставки паломников на богослужение не смогла отрицательно повлиять на проведение светлого праздника. В этой связи хочется поблагодарить рыбаков острова за то, что они помогли людям, несмотря на денежные штрафы, отдать долг памяти горячо любимому батюшке.
Безусловно, у каждого светского или духовного чиновника в земной жизни появляются определенные рамки, в которых они вынуждены осуществлять свою деятельность. Все это вполне объяснимо, но, на мой взгляд, не совсем корректно вводить эти пределы, когда речь идет о народном почитании святого угодника Божия старца Николая. Не являясь знатоком процедуры церковной канонизации, полагаю, что огромное почитание православным народом праведного старца не мешает, а только помогает пройти положенные церковной иерархией "уставные" формальности. Ибо "своевременность" прославления того или иного праведника определяет Господь.
Тем, кто немало повидал на своем веку, известно, что Любовь своим покровом покрывает все неустроенности земного бытия. Батюшка Николай в своей земной жизни и после преставления ко Господу никого из обращающихся к нему с молитвой не оставлял и не оставляет без небесной помощи, объединяя нас в стоянии за Русь. Почитающие батюшку православные христиане бережно хранят в своих сердцах и душах его светлый образ, веруя в то, что Любовь победит зло. Невольно все обращали внимание, что "лжемогила", учиненная старцу Николаю все теми же "властными" церковными силами, предназначенная для введения в заблуждение и обман верующих, неприкаянно одиноко чернела на вымощенной брусчатке. За все время памятных торжеств на черный гранит не легло ни одного цветка, в то время как законная, истинная могилка старца утопала в букетах и гирляндах цветов.
Трудно найти проникновенные и верные слова, определяющие роль и значение пастырского служения батюшки. Он являлся носителем духа Святой Руси и веры Христовой. Спустя три года после перехода старца в горний мир церковный народ обращается к нему за молитвенной помощью, как к праведнику и угоднику Божию. В разговорах паломников звучали свидетельства о чудотворениях и исцелениях, происходящих по молитвам к нему в наши дни. 24 августа в православном календаре стало знаменательной датой памяти одного из самых почитаемых святых земли Русской, жившего в наше время, праведного старца Николая Псковоезерского. Вполне очевидно, ширится почитание праведника среди православных людей. Известны случаи мироточения и благоухания святых образов и фотографий старца. Составлен акафист для келейного моления всем любящим батюшку и уповающим на его благодатную помощь.
Для людей русских батюшка по-прежнему остается не только могучим маяком - светильником веры православной, но и, подобно святым угодникам, прозорливым наставником и утешителем. "Праведный старец Николай воссиял в Духовном Небе Святой Руси - его Небесная Слава неотделима от сияния сонма русских святых, особо - святых Царственных мучеников, о прославлении Коих Батюшка ревновал всю свою земную жизнь. Воистину, Праведник проповедовал Слово Божие, жил и почил достойно Евангелия, свято соблюдая все заповеди Господни - и сам освятился и стал святым, от Бога посланным образом для нашего подражания".