Меж двух крестов

Католики и православные борются в Новосибирске даже за сиротский приют

Исторически сложилось так, что Западно-Сибирский регион довольно насыщен католическими организациями. Сюда еще во времена царской России, а затем и со всего СССР ссылались неблагонадежные немцы, поляки, литовцы и западные украинцы. На улицах современного Новосибирска нередко можно встретить монашек в серо-голубых одеяниях и священников в черных рубашках с белыми квадратными воротничками. В столице Западной Сибири живут и работают представители основных римско-католических монашеских орденов. Францисканцы отвечают за католическую школу, сестры матери Терезы работают в больницах и приютах, иезуиты занимаются с подготовленными верующими духовными упражнениями Игнатия Лойолы.

Территория западносибирской епархии епископа Йозефа Верта - самая крупная по площади в мире - составляет 4 млн кв. километров. И можно с уверенностью сказать, что римско-католическая структура сегодня успешно развивается на этих просторах, что очень радует местных католиков, но в то же время служит предметом конкуренции и огорчения для православной епархии Новосибирска. Впрочем, в Новосибирском епархиальном управлении РПЦ не пожелали публично обсуждать с представителями светской прессы свои взаимоотношения с католиками. "Вот если бы вы были представителем православной прессы или у вас было бы рекомендательное письмо от Московского патриархата, - сказал один из сотрудников секретариата епархии корреспонденту "Времени новостей". - А так правящий архиерей болеет и встретиться не сможет". Узнав же о намерениях встретиться с католиками, в секретариате участливо попросили оставить номер мобильного телефона и пообещали перезвонить. Вопреки ожиданиям позвонили даже несколько раз: интересовались, удалось ли встретиться с католическим епископом и какие оценки он дал православным священникам региона. Попутно делились сожалениями, что при епархии нет в штате сотрудника-консультанта из отдела внешних церковных связей, который мог бы обрисовывать правильную идеологическую линию РПЦ во взаимоотношениях с посланцами Ватикана.

Священная война

Крепкий идеологический центр, однако, в Новосибирске нашелся. В подвалах братства во имя Святого Александра Невского близ одноименного храма расположился епархиальный информационно-консультативный центр по вопросам сектантства. Здесь хранится полный архив бесовских вероучений, заботливо разделенный закладочками: здесь все про "Церковь объединения" Сан Мен Муна, про мормонов ("Церковь Иисуса Христа святых последних дней"). Именно отсюда осуществляется руководство всеми общественными акциями православных города, будь то отправка в плавание миссионерского корабля-церкви или пикет против тех или иных сектантов или католиков.

"Являясь, по сути, центром сибирского региона, город Новосибирск притягивает особое внимание иностранных миссионеров - как город, в котором сконцентрированы экономические ресурсы, как политически активный и стратегически важный центр, подлинное духовное возрождение которого способно повлиять на положение во всей России", - поясняет предназначение центра его руководитель протоиерей Александр Новопашин.

- Сама идея братства зародилась в начале 90-х годов, когда настоятелем нашего собора стал протоиерей Александр Новопашин, - рассказывает замруководителя центра Олег Заев. - Постепенно он стал собирать вокруг себя людей, которые неравнодушны к вере, к отчизне. Так и сформировалось братство, которое включает в себя прежде всего дружину.

- А почему была выбрана именно форма дружины при храме? Ведь в старорусском понимании это военная сила?

- Потому что против наших сограждан развязана война, и мы вышли для того, чтобы их защитить.

- Какая война?

- Ведется война духовная. Первичная наша задача - помочь людям разобраться в тех формах современного насилия, которые против них развязаны. А именно - задурманивание голов, контролирование сознания. Мы проводим пикеты, чтобы предупредить ничего не подозревающих граждан.

Примечательно, что наравне с последователями неформальных языческих верований дружина не менее ревностно начала вскоре бороться и с иностранными католическими миссионерами. К примеру, когда в 2002 году Папа Римский Иоанн Павел II повысил статус католических структур в России до полноценных епархий, дружина Александра Невского устроила во внутреннем дворе местного костела в самый разгар мессы громогласный пикет с иконами и транспарантами. "Они стараются не ко Христу обращать и приводить людей, а к своему Папе", "Веры латинской не приобщайтесь и всякого учения их избегайте" - назидали надписи на плакатах, обращенные, по-видимому, как раз к ничего не подозревающим гражданам.

Как пояснил замруководителя антисектантского центра, православные не только выражали таким образом протест против учреждения католических епархий, но и старались не допустить усиления российских католиков в будущем.

"Действия католиков на Украине сопровождаются многими противоправными действиями, - говорит Олег Заев. - Мы знаем, что происходит притеснение православных людей, вытеснение их из православных приходов. Этого можно ожидать и у нас. Потому что там, где появляются активные проповедники этого направления, всегда возникают конфликты. Если католики здесь укрепятся, можно прогнозировать, что та же проблема будет и у нас".

По словам г-на Заева, дружина занимается не только пикетами, но также и "распространением достоверной информации" о врагах России на всех уровнях. "Прежде всего мы уведомляем правоохранительные органы, управление юстиции, прокуратуру, администрацию, госнаркоконтроль, ФСБ, УВД о том, что есть некоторые противоправные действия со стороны таких-то людей", - рассказал он. Можно предположить, что деятельность александроневского братства также сыграла свою роль в аннулировании российской визы сибирского епископа Ежи Мазура в 2002 году.

Дружина Александра Невского заботится о подготовке своей смены. В летних военно-патриотических лагерях проходит воспитание подрастающего поколения. "Через увлечение единоборствами и русской борьбой, которая называется "стиль кадочника", юноши в конце концов приходят к пониманию веры, потому что любой поединок - это прежде всего брань духовная", - поведал о смысле летних лагерей Олег Заев. Между тем в летнем православном лагере "Полевой стан" есть и вполне реалистичные военные курсы - такие как стрелковая, строевая, воздушная и водная подготовка, основы подготовки разведчика.

Оплот "прозелитизма"

Сказочный мини-парк с гипсовыми лебедями, гномами и ручейками разбит перед современной виллой из красного кирпича, напоминающей новорусские дачи по подмосковному Рублевскому шоссе. Внутри огромная гостиная и ряд скромно меблированных маленьких комнат, выходящих окнами на Обь. Каждая "келья" рассчитана на двоих, каждая пара комнат объединяется в отсек, у которого есть общая кухня. Здесь находится приют "Дом Святого Николая", рассчитанный примерно на 50 детей. Он был открыт в 1996 году тогда еще апостольской администратурой Римско-католической церкви по просьбе и при участии городских властей.

- Этот приют во многом отличается от детских домов, - рассказывает 20-летний воспитанник Сергей Алексеев. - Здесь чувствуешь себя как дома, в нормальной семье. Я могу отпроситься погулять, предупредив, куда я пошел и где меня искать. У меня комната, там стоит письменный стол, на нем я делаю уроки и письма пишу, койка, шкаф и тумбочки - все как в нормальной семье. Учиться я ходил сначала в школу здесь поблизости, затем в училище, в приют возвращался после занятий. Воспитатель у нас есть - тетя Оля. Я могу с ней посидеть поговорить о том, в чем не могу другому довериться. И еще есть сестра Каролина, с которой можно обо всем поговорить, она всегда ответ найдет, как мама считай. А наш водитель обучает меня вождению, можно сказать, что у нас уже дружеские отношения.

- А телевизор есть?

- Телевизор у нас внизу, в общих комнатах.

- Смотреть можно все?

- Все. Ну, конечно, эротику я не буду смотреть, когда монахини сидят рядом. А так ужасы можно. Что хочешь, то и смотри. Ничего специально не запрещают. Только если смотришь, так скажем, неприличные вещи, надо следить, чтобы рядом малышей не было.

- А как ты сюда попал?

- Мне было 11 лет, сначала жил с родителями. Отец с матерью поссорились. Мама решила, что я буду с ней жить. Но так получилось, что у мамы финансов не было и там еще с тюрьмой проблемы были. Я поехал к отцу. Отец тоже загулял, силу почувствовал и начал бить меня. Я сбежал от него, около двух лет жил у друзей, потом попал в приемник-распределитель, где провел два месяца. Вел себя хорошо, ни с кем не ссорился. Меня должны были направить либо в этот приют, либо в кадетский корпус - мне так заранее сказали. Отсюда быстрее документы пришли. Я уехал, а на следующий день на меня пришла заявка из кадетского корпуса...

Именно приюту Святого Николая суждено было стать одной из главных точек преткновения между Римско-католической и Русской православной церковью в Новосибирске. Как рассказали "Времени новостей" в отделе внешних церковных связей Московского патриарахата, скандал разгорелся из-за того, что сестры-монахини отказались пускать к своим воспитанникам православных священников и склоняли детей к принятию католической веры.

"Большинство детей, приходящих в наш католический приют, корнями уходят в православие, - рассказывает епископ Преображенской епархии с центром в Новосибирске Йозеф Верт. - Сестры стараются, чтобы они ходили на православную литургию по воскресеньям. Вначале даже приглашали православную сторону. Приходил дьякон, миряне православные. Но потом, когда директор приюта сестра Барбара нашла у детей антикатолическую литературу, например "Православный антикатолический катехизис" и книгу "Папство и его борьба с православием", визиты мы вынуждены были прекратить. Нельзя настраивать детей против воспитателей, так будет невозможно работать".

Епископ рассказал, что за годы работы приюта несколько воспитанников действительно приняли крещение в католической церкви. Но отметил, что это были не маленькие дети, а подростки в возрасте 14-15 лет, с которыми велась подготовительная работа в течение года и родственники которых (если они были) давали письменное разрешение о принятии ребенком латинской веры.

Воспитанники рассказывают, что не замечают никакого давления со стороны католических опекунов. Желающие ходят в расположенный поблизости православный храм, другие ездят по воскресеньям на мессу в костел.

- На религиозные праздники к нам приходит католический священник, - говорит Сергей Алексеев. - Но он не читает проповедь, а просто общается с нами о жизни. Он не уговаривает ни стать священником, ни принять католичество. Если ты сам лично хочешь стать католиком, это твой выбор. Никто тебя не заставит.

- А ты сделал свой выбор?

- Да, я принял католичество, потому что я так решил.

- Как ты относишься к конфликту с православными священниками в вашем приюте?

- Они ставят себя выше всех. Пускай они сюда приходят, только приходят с нормальными намерениями, а не с желанием кого-то опозорить, поставить ниже себя людей, которые нам тут помогают. Тогда, я думаю, для них всегда дверь будет открыта.

http://www.vremya.ru/2005/159/13/133261.html
Загрузка...

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий
Кирилл Василенко:
Конец библейской конкуренции
Московский патриархат дождался от католиков покаяния за прозелитизм
03.10.2006
Кончина "православного сепаратиста"
Противники воссоединения русских церквей потеряли лидера
27.09.2006
Коран как хрестоматия
Российские мусульмане пытаются догнать РПЦ в вопросах обучения школьников
05.09.2006
Непристойное предложение
Молиться в Софии Киевской в День независимости Украины будут не все
18.08.2006
Наказы креста и полумесяца
Религиозные лидеры 49 стран составили послание "восьмерке"
06.07.2006
Все статьи автора
Последние комментарии
Запретят ли идти в храм на Пасху?
Новый комментарий от Русский Сталинист
04.04.2019
Режим самоизоляции продлён до 30 апреля
Новый комментарий от Андрей Карпов
04.04.2019
Избави нас Бог от моровой «цусимы»!
Новый комментарий от Апографъ
04.04.2019
Католикос-Патриарх Илия II: «Закрыть дверь храма невозможно»
Новый комментарий от Коротков А. В.
04.04.2019
Казань как зеркало войны с коронавирусом в России
Новый комментарий от ross-Kazan
04.04.2019