В ходе похода "Ямал" побывал в портах Констанца (Румыния), Варна (Болгария), Эрегли (Турция). По традиции моряков у причала встречали хлебом-солью близкие и родные, а также духовой оркестр.
Роман Стрешнев. Севастополь.
Несколько ранее в турецкой военно-морской базе Гельджюк побывал наш внештатный корреспондент. Вниманию читателей предлагаются его заметки.
Кто они?
Офицерский салон фрегата УРО "Йылдырым" вполне уютен, обставлен удобной мебелью, интерьер оформлен с хорошим вкусом, но все в военном стиле, лаконично и без излишеств. За небольшим столиком в углу кают-компании мы ведем беседу с командиром фрегата капитаном 2 ранга Али Муратом Деде. Когда я подробно ознакомился с его послужным списком, то поневоле возникло чувство уважения, насколько тщательно готовился Мурат Деде, сколько прошел этапов, прежде чем на правах командира поднялся на ходовой мостик своего корабля. Судите сами. В возрасте четырнадцати лет он, романтичный подросток из Анкары, поступает в турецкий аналог нашего Нахимовского военно-морского училища, в спецшколу ВМС. Потом в его образовательном активе появился первый диплом о высшем образовании - он окончил военно-морскую академию в Стамбуле. Причем во время учебы получил достаточно солидную практику на британском флоте, от которой в жизни у Али Мурата останется безукоризненное знание английского языка, уважение к морякам туманного Альбиона. И... понимание, насколько важно для Турции всегда и во всем следовать в политике, экономике, военном строительстве собственным национальным путем, не оглядываясь на заокеанских "спонсоров" и "учителей". Причем он не отрицает важности опыта тех же американских и немецких военных моряков, который в полной мере использовался при создании современных ВМС Турции.
Потом вся служба капитана 2 ранга Деде проходила на боевых кораблях. Не упустил возможности, чтобы не поинтересоваться, в чем турецкие офицеры видят для себя смысл службы - деньги, престиж, романтика?
Деньги? Явно они не оправдывают бессонницу ночных вахт, напряжение боевых полигонов и дальних походов. Одно лишь сравнение. В Эрегли, на металлургическом комбинате ЭРДЕМИР, квалифицированный рабочий получает в эквиваленте 1.200 долларов США. А лейтенант на расположенной неподалеку от заводских цехов ВМБ - 800 долларов. И лишь после полутора десятков лет службы в звании капитана 3 ранга и на должности старшего помощника командира корабля офицер переходит в другое качество - привилегированное общество. Тем более что государство установило немало льгот для военнослужащих, делающих службу еще более престижной. И все же не только это побуждает молодых турок становиться профессиональными военными.
Романтика дальних морей и службы на качающейся палубе кораблей? В качестве побудительного мотива в выборе молодым человеком стези офицера, безусловно, она важна. Но для всего свое время.
- Все, кто начал служить на корабле только ради красивой морской формы или других романтических порывов, впоследствии уволились, сменили профиль. Нельзя строить карьеру, совершенствоваться в профессии на столь непрочной мотивационной основе. Надо взрослеть, ставить четко определенные цели перед собой. А главное - знать, во имя чего ты учишься и служишь, иначе все становится бессмысленным, - так ответил на вопрос о месте романтики в военно-морской службе турецкий командир.
Четкое обозначение целей в жизни и службе, невероятная устремленность - в этом весь капитан 2 ранга Деде. Еще молодым офицером благодаря высоким показателям в профессиональном становлении он победил в конкурсе за право учиться в престижном Средневосточном университете по технической специальности. Разносторонность в образовании только приветствуется в офицерской среде ВМС Турции. Причем три года учебы в Анкаре он провел как обычный гражданский студент, с полным освобождением от выполнения служебных обязанностей. Стремление подчиненных учиться вообще всячески поощряется в военной среде самим командованием. Молодые офицеры на вахты зачастую берут учебники по электротехнике, по электронике, по иностранному языку. Возможность получить блестящее образование за государственный счет стимулирует многих в решении надеть погоны.
Мурат Деде в данном отношении отнюдь не исключение. После успешного окончания университета он вернулся на корабли. Несколько лет успешной службы - и уже, как достойный опытный офицер, он направляется в Стамбульский штабной колледж. И только пройдя многолетний путь от кадета до капитана 2 ранга, он осуществил свою мечту о командирском мостике.
Престиж "от Ататюрка"
Национальное самосознание турок находится сейчас на подъеме. И, пожалуй, командир турецкого фрегата далеко не исключение в своих взглядах. Понятное дело, наш разговор не мог обойтись без политических тем:
- Нам, народам, живущим на берегах Черного моря, решать, как здесь жить. В наших силах обеспечить общую безопасность в нашем доме. Отчего те же американцы считают себя вправе брать ответственность за мир и порядок в регионе, расположенном за многие тысячи миль от своей страны? Вполне ясно, нам и только нам дано это право в единстве усилий решать вопросы поддержания стабильности, защиты от различных угроз миру. Я никогда не делил людей по национальностям, по принципу "плохой или хороший". Есть турки, которые мне неприятны. И есть русские и румыны, болгары и украинцы, с которыми мне приятно общаться, дружить. - Мурат Деде говорит эмоционально, искренне.
Интересы России и Турции по вопросам безопасности в регионе во многом совпадают. В любом случае сегодня не идет речи о принципиальных разногласиях по ключевым позициям во внешней политике. И военные моряки наших стран сегодня готовы работать вместе, не испытывая каких-либо сложностей в общении и взаимном понимании.
Фундамент будущего
...В любом случае мне хотелось бы еще раз увидеться и поговорить с командиром турецкого фрегата.
http://www.redstar.ru/2005/08/31_08/3_02.html