Ни гневом, ни порицанием,
Давно уж мы не бряцаем:
Здороваемся с подлецами,
Раскланиваемся с полицаем.
Александр Галич "Поезд"
Попытки создать антироссийскую дугу Украина - Польша - Латвия требуют надлежащего идеологического оформления, тем более с учетом недавней совместной борьбы против фашизма.
Вырвать эти страницы из истории не представляется возможным, их просто переписывают, подвергают капитальным переделкам наше прошлое. Освобождение объявляется трагедией, освободители - оккупантами.
Переделки еще не закончены, поэтому объявлять гитлеровцев освободителями пока нельзя. Роль героев войны временно предлагается "третьей силе" - гитлеровским пособникам.
На Украине их предлагают уравнять в правах с ветеранами войны, а в Латвии они уже признаны таковыми, а реальные освободители объявлены "пособниками Кремля" и лишены даже права носить военные награды. Многих уже начинают судит не историческим, а вполне реальным уголовным судом.
Как результат этих головокружительных операций с прошлым в одной из латвийских телепередач бывший эсэсовец и "лесной брат" делился своими сокровенными мыслями: "... Мы были готовы воевать даже вместе с дьяволом, главное - что мы воевали против красных оккупантов".
Однако несколько странны способы этой войны. Первые латвийские коллаборационистские военные части были созданы в мае 1943-го, до этого прибалтийские борцы с коммунизмом выполняли несколько иные функции.
"Осенью 1941 "во многих литовских городках и местечках все еврейское население было истреблено местными литовскими полицейскими"".
Погром в Латвии сначала не задался, "ибо там "весь руководящий национальный слой, особенно в Риге, был уничтожен или вывезен большевиками"". "Однако уже 4 июля 1941 латышские активисты "подожгли несколько синагог в Риге, вместе с согнанными туда евреями.... Погибло 2 тысячи человек""(1).
К 7 июля "латыши арестовали (большей частью, правда, в последние дни) 1125 евреев, 32 политических преступника, 85 русских рабочих и двух женщин-уголовниц.... Латыши изгоняют еврейские семьи из города, а мужчин задерживают... Задержанных мужчин-евреев сразу расстреливают и погребают в заранее подготовленных рвах"(2).
Однако в 1943-м положение гитлеровцев несколько ухудшилось, и ряд активистов решено было бросить на фронт. Латвийский легион состоял из 15-й и 19-й дивизий СС.
Новобранцы приносили присягу: "Богом клянусь в этой торжественной клятве, что в борьбе против большевизма я буду беспрекословно подчиняться главнокомандующему германскими вооруженными силами Адольфу Гитлеру и как бесстрашный солдат, если будет на то его воля, буду готов отдать свою жизнь за эту клятву"(11).
Чтобы проследить их боевой путь обратимся к базе данных Axis History Factbook (3), где содержится краткая справка об этих частях СС. 15-я попала на фронт первой (еще в августе-ноябре 1943), а 19-я присоединилась в ней в марте, где они дали бой советским частям.
Этот позорный для нации день латвийский парламент даже превратил 16 марта в национальный праздник - "День памяти латышских воинов". В этот день в Риге проводится ставший традиционным парад ветеранов СС.
Однако эту честь латышам упорно не хотят отдать русские коллаборационисты: организация "Имперский авангард"(4) заявила, что в этих частях было, по крайней мере, 2 чисто русских батальона (т.е. около 2 тысяч человек из примерно 28). Учитывая инструкцию Гитлера о разбавлении "туземных частей" немецкими кадрами и то, что ни одну из латышский дивизий не возглавлял латыш(3), вопрос об участии латышских предателей в боях более чем туманен.
Тем более что на "честь" воинов СС покушаются и латыши. Айварс Странга(5) сообщает, что латышские коллаборационисты шли в бой "насильно, при нарушении международного права, и многие из них, что зачастую забывается, убегали из легиона. Дезертирство из так называемого легиона достигало 17%".
Впрочем, латвийские части СС никуда не исчезали. Чуть позже их следы мы находим в Белоруссии "в деревнях Князево (Красное), Барсуки, Розалино и др.".
Там с ним столкнулся Балтиш, православный латыш, служивший в частях Власова. Своих соотечественников он настойчиво расспрашивал "почему вокруг деревни лежат трупы убитых женщин, стариков и детей, сотни трупов непогребенные, а также убитые лошади". "Ответ был таков: "Мы их убили, чтобы уничтожить как можно больше русских". После этого сержант СС подвел меня к сгоревшей хате. Там лежало также несколько обгорелых полузасыпанных тел. "А этих, - сказал он, - мы сожгли живьем...""(10).
Мне могут возразить, что латыши шли на предательство "под влиянием ужаса 1940 года и, безусловно, с иллюзией, что они будут воевать за свободную Латвию"(5), а Россия должна все-таки еще раз извиниться за "оккупацию".
Однако позволю себе заметить, что извинений следует требовать скорей от старшего поколения, которое вовсе не "насильно", голосовало за компартию и вступление в СССР. По мнению газеты Таймс (26 июля 1940): " Единодушное решение о присоединении к Советской России отражает... не давление со стороны Москвы, а искреннее признание того, что такой выход является лучшей альтернативой, чем включение в новую нацистскую Европу".
По сообщению британской миссии от 18 июня: "Вчера вечером в Риге имели место серьезные беспорядки, когда население, значительная часть которого встречала советские войска приветственными возгласами и цветами, вступило в столкновение с полицией"(2).
Это объясняется ни популярностью коммунистических идей или каким-то особым русофильством. Основания были прагматическими: в 1918-1919 годы Латвия уже имела опыт вхождения в СССР.
Декретом СНК от 30 декабря 1918 республике безвозмездно было предоставлено 20 миллионов рублей, не считая продуктовых поставок с Украины(6). В мая 1919-го коммунисты были свергнуты вступившими в республику немецкими частями. Диктатура Ульманиса ничего подобного стране не принесла, к 1940 году Латвия была единственным регионом бывшей Российской Империи, так и не достигшей экономических показателей 1913 года, страна была охвачена безработицей и находилась на грани экономического и политического коллапса(7).
Вот как вспоминает вступление Латвии в СССР старожил бывшей латвийской глубинки Алексей Платонов: " Я тогда как раз получил серьезную травму, катаясь на велосипеде, и лежал в больнице. При латышах все было платным. У моих родителей как раз деньги закончились, и меня должны были выгнать из больницы. Но тут пришла советская власть, все стало бесплатным, и меня долечили "(8).
Потом его отец обижался на новую власть, выходил из колхоза, но в том памятном году он мог только радоваться, что его сын - жив.
По мнению большинства историков: "...вступление Латвии в СССР в 1940 году - это был добровольный выбор народа. Можно говорить о том, что это был правильный или, наоборот, неправильный выбор, но факт остается фактом: это был выбор народа Латвии, сделанный в конкретных исторических условиях, и Советская Латвия 1940 года имела такое же право на существование, какое имеет Латвийская Республика сегодня"(9).
Увы, манипуляции с прошлым не проходят безнаказанно, они изменяют настоящее, открывая дорогу шокирующим историческим процессам.
Сегодня, в дни крупномасштабных экспериментов с прошлым, в Латвии снова мелькают мундиры частей СС, а полиция избивает участников антифашистских демонстраций. Искореняется язык и культура русских обитателей Латвии, в ущерб пользе и здравому смыслу рушится система русскоязычного образования.
Под шумок и разговоры о восстановлении суверенитета гражданских прав лишено практически все инонациональное население страны. Как ни старайся, но за последние несколько столетий трудно найти более близкий аналог законов о "негражданах", чем Нюрнбергские расовые законы.
Временная петля замыкается, и на политическом лице Латвии все явственнее проступают, как свастики на стенах домов, черты - даже не авторитарного государства Ульманиса, - а скорей гитлеровской Германии.
А мы молчим, весь мир взял паузу, словно не замечаю плодов межвременных экспедиций латвийских властей, еще раз подтверждая мысль о том, что "непротивление совести - удобнейшее из чудачеств".
...И только порой под сердцем
Кольнет тоскливо и гневно:
Уходит наш поезд в Освенцим,
Наш поезд уходит в Освенцим -
Сегодня и ежедневно.
А как наши судьбы - как будто похожи:
И на гору вместе, и вместе с откоса!
Но вечно по рельсам,
по сердцу,
по коже -
Колеса,
колеса,
колеса,
колеса....
(1)А. Солженицын "Двести лет вместе. Часть II ". М.: "Русский Путь", 2002. С. 374.
(2)И. Пыхалов "Как "порабощали" Прибалтику" // "Спецназ России", N 6(68), июнь 2002.
(3)"Axis History Factbook" http://www.axishistory.com/
(4)С. Хазанов-Пашковский "Заявление" NТ-7, от 16 марта 1999 года.
(5)А. Странга "Латвия в XX веке в контексте европейской истории" // "Вестник Европы", N 2, 2001.
(6)"Большая Советская Энциклопедия". М., 1973. Т. 14, с. 181.
(7)А.Талредзигс, В. Разумов, Ю. Паматотс "Еще раз о социалистической идее в Латвии и ее практической реализации" // Polit. lv [Латвия], 22 января 2005.
(8)Д. Соколов-Митрич "Жители Пыталовского района в Латвию не хотят. Но быть "ушами мертвого осла" им тоже не нравится" // "Известия", 3 июня 2005.
(9)В. Гущин "Диктатура К. Ульманиса" // "Образование и карьера" [Латвия], N 3(169), 2005.
(10)Н. Баранов ""Чтобы уничтожить больше русских..."" // "Вести сегодня" [Латвия], 15 марта 2002.
(11)А. Шляхтунов "Латыши-эсэсовцы" // "Независимое военное обозрение", 21-27 декабря 2001.
Никита Мендкович, студент Российского Государственного Гуманитарного Университета
http://kreml.org/opinions/94336547?user_session=7ef0dc68a61efc8db9fda26f1cc5ac27