Национальная идентичность России

Новости Москвы 
0
246
Время на чтение 5 минут
С большим интересом слежу за развернувшейся на страницах газеты "Гудок" дискуссией о Концепции национальной безопасности России.

Уже постановочная статья главного редактора газеты "О Концепции национальной безопасности" честно и откровенно обозначила все болевые точки этой важнейшей для современного развития России проблемы.

Но дальнейшее обсуждение показало, что в вопросах национальной безопасности есть огромный пласт не только не решенных, но даже и не поставленных еще проблем.

Как мне представляется, вопрос этот в современных условиях настолько актуальный, что по значимости, статусу Концепцию национальной безопасности (КНБ) я бы поставил на второе место после Конституции РФ. Существенное ее отличие от Основного Закона состоит только в том, что этот документ должен быть более динамичен, подвижен. В его текст в силу изменения внешних и внутренних факторов и обстоятельств могут и должны вноситься соответствующие уточнения, изменения и дополнения.

При конструировании нового текста КНБ России необходимо исходить из общепринятого уже постулата, что наша страна все еще находится в нестабильном состоянии, вызванном распадом СССР, который Владимир Путин справедливо охарактеризовал как "крупнейшую геополитическую катастрофу века".

В новом тексте Концепции безопасности необходимо отразить сразу несколько важнейших параметров, среди которых на первое место я бы поставил национальную идентичность.

В Преамбуле Конституции РФ, статьях 1 и 3, указывается лишь на многонациональность народа России. Что касается национальной идентификации нашей страны, то, несмотря на то что наша страна называется Россия, Конституция определяет российский народ как многонациональный. В связи с этим возникает очень сложный вопрос: что следует тогда понимать под словом "национальный" в Концепции безопасности?


Русские: народ или нация...

В прошедшей в стенах редакции дискуссии о национальной безопасности России доктор исторических наук Игорь Янин, анализируя заложенное в Конституции противоречие, справедливо ставит вопрос: "А как совместить термин "национальная безопасность России" и понятие "российский многонациональный народ"?" И далее приходит к парадоксальному, на первый взгляд, выводу: "Если вернуться к теме "нации", то надо нам трезво смотреть на вещи и называть их своими именами. Нет такого явления, как "российская нация". Более того, слово "нация" неприменимо даже к русскому народу. В "нацию" он просто еще не сложился. И завтра не сложится. У него уже просто нет времени на это. И если мы и употребляем этот термин, то условно, с оговорками, как синоним сразу трех понятий - и "общественный", и "государственный", и "народный".
Между тем парадоксальной эту позицию можно признать только на первый взгляд. Противоречия на этот счет заложены в сам текст Конституции. Хотя если смотреть в целом, текст Основного Закона содержит основания для трактовки национальной идентичности России как страны и государства.

В частности, статья 1 не случайно определяет двойное название государства: "Российская Федерация - Россия". А статья 68 устанавливает, что государственным языком РФ на всей ее территории является русский язык.

Тем не менее неопределенность в этом плане существует и желательно бы иметь в этой сфере большую четкость. России пора выходить из анабиоза псевдодемократического "смутного времени". Она имеет все основания утверждать себя как мононациональное государство, стержнем которого является государствообразующий, численно абсолютно превосходящий все другие народности русский народ.

Вся предыдущая история России показывает (и доказывает), что все многочисленные этносы на территории России выжили в течение веков исключительно благодаря тесной дружбе с русским народом, который не уничтожал их, как это янки делали с индейцами в Америке, а создал условия не только для выживания, но и для сохранения национальной идентичности. Поэтому ни у кого не может возникнуть оснований для появления какого-то страха перед словом "русский".

Но как быть с тезисом, что "русский народ еще не сложился в нацию"?

У доктора Янина в этом плане был предшественник, который хоть и в более узком аспекте, нежели И.Янин, но все же подходил к этой проблеме. Я имею в виду русского историка и социолога, публициста и политического деятеля Павла Милюкова (1859 - 1943), который из своих 84 лет 26, после 1917-го, прожил в эмиграции.

Милюков нацию рассматривал как явление культурологического характера и подходил к ее определению через религиозную идею и психическое взаимодействие индивидов. А главными факторами русской культуры считал церковь и школу. В этом плане, полагал он, к 1917 году русские еще не успели сложиться как носители стабильного культурного потенциала. Народ, сложившийся в веках, был, а нация не сложилась.


...или этнос?

Поскольку два таких, в общем-то, коррелирующихся между собой подхода имеют место быть, есть смысл напомнить содержание понятий "этнос", "нация", "народ" в применении к России.

В литературе, несмотря на некоторые разночтения, в принципе устоялось общее понимание, что "этнос" - категория антропологическая и представляет собой исторически сложившееся сообщество людей, обладающих свойственными ему культурой, языком, религией. Основная часть этого сообщества проживает на исторической территории, входящей в состав России.

"Нация" - категория государствообразующая. Такой нацией в любом государстве является тот этнос, что количественно превосходит все другие этносы данного государства, либо содружество оных.

Русский этнос явился стержнем, вокруг которого сформировался единый народ России.

Но категория "народ" не может существовать без названия. Единый народ великой многоэтнической страны России по праву получил название "русский народ".

Вот почему представляются абсолютно несостоятельными высокомерные гримасы людей, у которых по какой-то непонятной причине возникает аллергия на само слово "русский". А между тем определить понятия "нация", "народ" без этого исконного, выстраданного и выстоявшегося слова совершенно невозможно. Не живет же наш народ в некоей мифологической, анонимной, безродовой семье, без государствообразующего национального стержня.

Надо исходить из непреложной истины: более 80 процентов населения России составляют русские.

А это, если быть беспристрастным, означает, что она является мононациональным государством.

Но тогда возникает другой вопрос: кто мы - единый народ или многонациональная страна? Утверждение о многонациональности России по определению содержит в себе допущение разделения России на множество государств, что по объективным причинам является невозможным.

Вследствие этого необходимы концептуальные разъяснения, что на территории России исторически сложилось и существует содружество этносов, но единая нация, получившая название от государствообразующего, количественно абсолютно преобладающего русского народа.

Категория "русский", таким образом, не имеет генетического происхождения. Поэтому и обозначается не именем существительным, как, например, немец, француз, поляк, чех, а прилагательным, отвечает на вопрос не "кто?", а "какой?" - русский.

Русская нация формировалась веками по этнокультурному, этнопсихологическому складу, и именно из совокупности этих качеств и происходит понятие "русский".

У кого, например, возникает сомнение в том, что Карамзин - великий русский историк? А ведь этнически он был татарином. И таких примеров множество. Достаточно побывать в квартале Нью-Йорка Брайтоне, чтобы увидеть: выехавшие туда из России евреи сами считают и представляют себя русскими. Таким же образом идентифицируют их и местные жители.

С точки зрения Концепции национальной безопасности следует исходить из того, что нация выше государства, она создает государство для управления ее делами.

В то же время государство является формой существования нации.
Поэтому и в вопросах безопасности на первое место должно выдвигаться обеспечение интересов нации.

5 февраля 2004 года Владимир Путин, находясь в Чувашии, сделал очень важное заявление: "Полагаю, что сегодня мы имеем все основания говорить о российском народе как единой нации. Есть, на мой взгляд, нечто такое, что нас всех объединяет".
В принципе речь идет о выстраивании следующей цепи категорий: "этнос" - "народность" - "нация" - "народ". "Нация - это семья этносов, соединенных идеей будущего и пониманием своей миссии в настоящем и будущем" (А. Кольев. "Миф масс и магия вождей". М., РАН, 1998, стр. 324).

Народ в русском языке является синонимом нации. Многонациональных государств не существует, как не существует многонационального народа. Русская нация едина. Она состоит из великороссов, малороссов, белорусов и других коренных этносов России. Эти принципы являются неколебимыми независимо от существующего временного разобщения единой русской нации. В них, на мой взгляд, содержатся приоритетные гарантии национальной безопасности России.

Андрей СИДОРЕНКО,
кандидат юридических наук
Москва


http://www.gudok.ru/index.php/26347
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Андрей Сидоренко
Консерватизм и православие
Краеугольные камни самобытной духовности русского народа
01.07.2005
Все статьи Андрей Сидоренко
Новости Москвы
Все статьи темы
Последние комментарии