Как говорит о себе сам Вахитов, он побывал в пыточных камерах "Исламского движения Узбекистана", в политической тюрьме движения "Талибан", наконец, в американском концентрационном лагере Гуантанамо. Год назад он и другие российские узники Гуантанамо были, как он формулирует, оправданы спецслужбами России и отпущены на свободу. Сегодня Айрат Вахитов заявляет, что не только все обвинения против него были безосновательны, но и сам он в Гуантанамо подвергался зверским пыткам, по поводу чего собирается судиться с правительством США. В частности, он повторяет ставшие уже известными после скандальной публикации Newsweek истории о том, как американские солдаты в Гуантанамо оскверняли Коран.
По другой версии, Айрат Вахитов в 1999 году был задержан спецслужбами Татарстана после серии терактов в Москве, но отпущен за недоказанностью улик. После этого он уехал к знакомым в Таджикистан, а оттуда попал к талибам в Афганистан. Позже был захвачен в плен американцами и провел два года в тюрьме Гуантанамо. В феврале 2004 года был экстрадирован в Россию, помещен в тюрьму в Пятигорске, откуда был освобожден без предъявления обвинений (а не в результате оправдавшего его суда) через несколько месяцев.
По всей очевидности, имам Вахитов отправился некогда в Таджикистан, а затем в Афганистан исключительно в туристических целях. А может, не в туристических, а по части изучения теологического опыта афганских талибов, как опыта наиболее незамутненного порочным влиянием нынешней цивилизации. Как говорится, имеет право.
Те, кто его в свое время задержали, тоже имели право в это не поверить, однако доказать все равно ничего не смогли. Теперь же им придется долго и нудно обороняться от судебных исков г-на Вахитова. Не исключено, что и проиграют: западное правосудие уже не раз доказывало, что оно, со своими процессуальными тонкостями, бессильно против куда более известных исламистских фанатичных проповедников и даже более откровенных исламских террористов. Впрочем, Запад вообще все чаще проигрывает исламизму, пытаясь противопоставить политкорректность, терпимость и мультикультурность тем, кто исповедует нетерпимость, монокультурность, опираясь при этом на такую пассионарность, которая Западу уже несколько веков как не снилась.
А что же мы? А мы, как страна, считающаяся все же больше православной по истокам своей бытовой культуры, стали наблюдателем Организации Исламской конференции. Очевидно, именно к этому событию была приурочена вышеупомянутая пресс-конференция на государственной информационно-пропагандистской площадке. Плюс к тому же, на уровне государственных масс-медиа у нас вообще считается правилом хорошего тона вставлять шпильку (желательно, не только шпильку) американцам всякий удобный и даже неудобный раз. На это годятся и узники Гуантанамо. Как в свое (советское) время у нас показывали народу какого-нибудь Леонарда Пелтиера (живой символ неравноправия американских индейцев). Но, разумеется, мы сильно обидимся, если где-нибудь на Западе пройдет пресс-конференция "узников фильтрационного пункта Чернокозово". Где, говорят, такими "изощренными выходками", как спускание страниц Корана в унитаз, не заморачивались, предпочитая методы более простые. Мне почему-то кажется, что потому, что в Чернокозово Коран арестованным, подозреваемым в чеченском терроризме, просто не раздавали.
Впрочем, не в этом сейчас дело.
Дело в том, что мы по-прежнему привычно даем отпор тем, кому государственная пропаганда давала его уже десятки лет. На днях один высокопоставленный кремлевский пропагандист признался в тесном кругу политтехнологов, что едва ли не главной нашей задачей является недопущение разных там натовских посредников в межэтнических конфликтах на территории экс-СССР. Возможно, это и так.
Но только надо отдавать себе отчет в том, что даже статус наблюдателя (как и вообще заигрывание) с такими организациями, как Исламская конференция, может потребовать со временем не ярких и не демонстративных, но, быть может, очень существенных уступок. По мере более активного привлечения каких-нибудь саудовских благотворительных фондов (или каких-либо еще подобных спонсоров), скажем, к разным как бы гуманитарным программам в той же Чечне и вообще на Кавказе, рано или поздно придется столкнуться с тем, что тамошняя жизнь - как быт, так и общественно-политическая реальность, будет еще меньше напоминать "среднерусский стандарт", чем сегодня.
Это сегодня какой-нибудь полпред президента на Кавказе по фамилии Козак может писать возмущенные филиппики по поводу того, что там-де власть прогнила. А тогда она просто станет другая. Совсем другая.
Ну и что, спрашивается? Вот Китай долгое время ходил строем под лозунгом "Одна страна - две системы". А у нас одна часть страны будет жить по понятиям (верующие этой части страны удовлетворятся православием), а другая - по законам шариата. И страна при этом будет считаться - да благословенны будут нынешние патриотические пропагандисты! - как бы единой и как бы суверенной, где порядки и общественный строй в той же Чечне или Дагестане, или даже на всем Кавказе будут считаться официально такими же, как в Москве или Екатеринбурге. Чтоб кто-нибудь при этом в этакий пропагандистский бред еще и поверил...
Но главное - НАТО не пустили.
Ну и как вам?
Георгий Бовт
Главный редактор группы деловых журналов ИД Родионова, главный редактор журнала "Профиль"
4.07.2005
http://www.gazeta.ru/column/bovt/309328.shtml