Проблема мигрантов уже заслонила своей остротой все остальные беды страны: и коррупцию, и нефтегазовую зависимость, и слабую демократию, и пробки
Разрешить ее наша государственная машина, похоже, не в силах. А возможно, ее и поздно решать.
ПРИШЕЛЬЦЫ С ЮГА
Трудно было представить еще 10 - 15 лет тому назад, а уж тем более в годы СССР, что тема мигрантов станет едва ли не главной политической проблемой для обывателя. «Понаехали тут!» «Достали!» «Депортировать!» Нет места иному мнению. Один из депутатов правящей партии вносит законопроект, чтобы детям мигрантов запретить ходить в школу. Другой вариант - запретить мигрантов лечить бесплатно, в том числе запретить им тут рожать. Любые жесткие предложения легко ложатся на общественные настроения, тем более что общество в упор не видит внятной миграционной политики, а на показательные рейды по отлову очередной порции нелегалов хоть и смотрит со злорадством, но воспринимать в качестве таковой отказывается.
Недавно уполномоченный по правам предпринимателей при президенте Борис Титов предложил идею амнистии нелегалов. Мол, прощенные гастарбайтеры начнут платить налоги, пополняя наш бюджет. Что, словно кроты из нор, счастливо щуря глаза, вылезут на свет божий из своих грязных подвалов пришельцы с юга и выстроятся регистрироваться. А предприниматели избавятся от муки адовой бегать по инстанциям в поисках квот на иностранную рабсилу. Но идею Титова затоптали.
ИХ ТЬМЫ И ТЬМЫ
Мне же кажется, что поезд уже ушел. Ушли десятки и сотни составов, набитых гостями с юга, которые теперь не только будут пребывать с нами многомиллионным числом, но и превратятся в мощный фактор демографии, как в свое время стали таковым татаро-монголы. Момент, когда наша государственная система в ее нынешнем состоянии могла еще как-то радикально отрегулировать миграционные потоки, упущен. Нам остается лишь подстраиваться, если, конечно, можно подстроиться под лавину или селевый поток.
Причина - в низком качестве наших нынешних государственных институтов. Осуществление столь масштабных задач им просто не под силу. Наша бюрократическая система за что ни возьмется - получается какое-то извращение.
С мигрантами путаница уже в самих цифрах. Сколько их тут у нас «гостит»? Вроде бы около 11 миллионов. Федеральная миграционная служба (ФМС)считает, что собственно нелегалов - «всего лишь» 3 миллиона, около 2 миллионов работают легально, остальные - «туристы, студенты ну или те, кто приехал на лечение» (это слова главы ФМС Константина Ромодановского). С этими цифрами не согласно МВД, а с цифрами МВД о преступности среди приезжих, в свою очередь, не согласна ФМС, считая, что они завышены. Оперативного и адекватного обмена данными между ними, как ни смешно, нет.
Если ты въехал на три месяца как «турист» или «на лечение», но нелегально работал, то ты формально не нарушитель. Сколько таковых гастарбайтеров «в законе», похоже, не знает никто. ФМС уже ввела свою форму «амнистии» - патент на право работать на физлицо. Число выданных, говорят, приблизилось к 3 миллионам. Сколько таких «индивидуалов» работают именно как индивидуалы, а сколько на стройках госкапитализма? Ответа нет. Нет и анализа социальной структуры и настроений въезжающей рабочей силы. Какова их мотивация? Кто из них хотел бы осесть? Какие нормы нашей жизни они готовы принимать и в чем мы им тут можем помочь, если захотим? Мы о своих «гостях» не знаем, по сути, ничего, кроме того, что они все больше раздражают россиян.
ПАРАЛЛЕЛЬНАЯ СТРАНА
В стране действует целая теневая экономика, созданная мигрантами. Если убить ее в одночасье, каковы будут последствия для относительно здоровой части? Можно, как делают московские власти, в едином порыве закрыть все рынки. Но где обыватель будет покупать продукты и на сколько они подорожают? На днях под Москвой разгромили целый рынок оптовых поставок зелени (в буквальном смысле). Он настолько «шифровался», что работал по ночам. Хозяин - гражданин Грузии, работники - азиаты. Кто крышевал огромное предприятие - вопрос риторический. Как и о том, где оптовикам теперь брать петрушку и укроп.
Те, кто готов «запретить» гастарбайтерам бесплатно лечиться, не в курсе: они уже платят. В медицине отстроена схема приема таких пациентов, есть расценки. В 2010 году с предпринимателей сняли плату в ОМС (обязательное медицинское страхование) за гастарбайтеров, у них нет никакой теперь страховки, зато все деньги - в карман главврачу. Уже созданы и частные клиники национальных диаспор, обслуживающие своих на родном языке. Вроде бы логичная идея: понуждать покупать медстраховку всем мигрантам прямо на границе. Но есть масса заинтересованных не рушить нынешнюю коррупционную схему медобслуживания. Примерно то же самое будет и в школах. Ведь у нас принцип «деньги идут за учеником», школы поставлены в условия, когда они вынуждены зарабатывать, чтобы выживать.
ПОЧЕМ ДЕПОРТАЦИЯ МИЛЛИОНОВ?
Формально у нас есть система так называемых квот на иностранную рабсилу. Все делают вид, что она работает. На самом деле работает масштабная коррупция, когда предприниматель законным путем зарегистрировать своего гастарбайтера не может. Он наматывает круги ада бюрократических лабиринтов и выходит на аффилированную с ответственными структурами конторку. Она берет деньги и вручает бумаги. Которые, как правило, оказываются липой. Ровно с тем же успехом кончаются попытки самих гастарбайтеров легализоваться. Да и сама система абсурдна: приезжай кто хочешь, границы открыты, а уже въехав, начинай искать работу. Такого нет нигде в мире. Объявлениями на тему «разрешение на работу», «медкнижки», «регистрация» обклеены стены метро. Вокруг кормятся десятки тысяч чиновников. Реальными квотами торгуют они же. Кого тут амнистировать?
Депортация? Сразу 6 миллионов или 11? Депортация одного нелегала стоит около 50 тысяч рублей. Почем встанет депортировать орды? Сколь технически осмысленна данная задача в условиях открытых границ? Нужно совершенно иное состояние как силовых, так и судебных органов, чтобы повторять операции, подобные тем, что осуществляло в свое время НКВД в отношении целых народов (куда меньшей численностью). Это не говоря про чисто экономические последствия депортации примерно 15% всей рабочей силы страны. Кто вместо них будет делать грязную работу?
ТРЕТИЙ РИМ
ПОД НАТИСКОМ «ВАРВАРОВ»
Ровно так же, как депортация миллионов, не имеет практического решения в наших конкретных условиях и вариант с амнистией. Начнем с того, что даже самый наивный таджик в силу полученного опыта не пойдет «сдаваться» правоохранительным органам, опасаясь взяток, поборов и побоев. Если он сейчас не может при всем желании пройти прописанный путь легализации и получения права на работу, то почему «амнистироваться» будет легче? Что делать с бессмысленным институтом «прописки-регистрации»? Ведь в стране нет такого количества жилплощади, на которую легально можно зарегистрировать с соблюдением норм всех иностранных работников. Здравый смысл требует отменить его, прежде всего для самих российских граждан, заменив на учет по СНИЛС (страховой номер индивидуального лицевого счета), ИНН(идентификационный номер налогоплательщика) и т. д. Но нашей бюрократии здравый смысл не указ.
Есть законопроект, чтобы при въезде в страну мигранты вносили залог - 30 тысяч рублей. Это калька с английского закона, который заработает с ноября: по 3 тыс. фунтов стерлингов будут вносить гости страны из бывших колоний Британии - Индии, Шри-Ланки, Пакистана, Бангладеш, Нигерии и Ганы. Вовремя не уехал - прощай деньги. Очевидно, у нас такой же порядок тоже надо вводить выборочно - в отношении ряда стран в нем, объективно говоря, есть смысл. Но осуществимо ли это политически? Если Россия даже не может потребовать от своих соседей введения биометрических загранпаспортов, не говоря уже о том, чтобы ввести визовый режим со странами Средней Азии. Впрочем, и введение визового режима тоже может ничего не дать по той же причине - ввиду высокой степени разложения государственных структур. Визами и залоговыми сертификатами начнут торговать опять некие аффилированные с кем надо фирмочки.
Вся нынешняя вышедшая из-под контроля нелегальная иммиграция - это лишь симптом одной болезни. Государственные институты, включая правоохранительные структуры, не работают должным образом. И прежде чем претендовать на какое-либо решение проблемы нелегальной иммиграции и использования рабской силы, разрушающей рынок труда, - что в форме амнистии, что в форме депортации, - надо что-то срочно делать с самим государством. Иначе наш Третий Рим падет ровно так же под натиском «варваров», как пал первый. В силу внутреннего разложения.