Около 1470 года в Новгороде Великом начало распространяться тайное учение, отвергавшее догмат о Пресвятой Троице, божественное достоинство Иисуса Христа, таинства церковные, поклонение святым иконам и мощам, а также почитание иерархии и монашеского чина. При этом оно акцентировало внимание своих адептов на книгах Ветхого Завета в отрыве от спасительных новозаветных текстов, раскрывающих смысл Моисеева Пятикнижия. Душепагубное сие вероучение было принесено в новгородские пределы иудеем Схарией, пришедшим из Литвы в свите Михаила Александровича - брата киевского князя Симеона. Михаил послан был сюда польским королем Сигизмундом по просьбе самих новгородцев, которые, конечно, не представляли себе, какие трагические последствия возымеет сие посольство.
Кем был этот Схария? Скорее всего торговым умельцем или лекарем, ибо финансы и врачество суть исконные средства достижения национально-религиозных целей иудаистов. В последнее время таким средством стала сфера музыкальной деятельности.
Подробное описание указанного духовного разврата мы обретаем в сочинении "Просветитель" преподобного Иосифа Волоцкого, ставшего самым ревностным поборником Православия от новой напасти. Согласно авторству и содержанию данной ереси ее последователи стали именоваться жидовствующими. Термин сей давно утвердился в исторической науке как не несущий в себе никакой ругательно-уничижительной нагрузки. Схарии удалось обратить в ересь нескольких новгородских священнослужителей, после чего она стала набирать обороты с головокружительной скоростью. Уже в 1480 году жидовствующие появились в первопрестольной Москве. Тогдашнему царю и великому князю Иоанну 3-му приглянулись два новгородских священника, которые подобно древним мессалианам скрытно содержали свои ложные воззрения. Ничего не подозревавший благоверный государь пригласил их в стольный град и соделал протопопами Успенского и Архангельского соборов московского Кремля, где они занялись активной пропагандой, оказавшейся успешной. В орбиту их разрушительной деятельности был вовлечен даже вельможный дьяк Феодор Курицын, бывший доверенным лицом великого князя.
Такая быстрота еретического расширения до некоторой степени была обусловлена ожиданием близкого светопреставления, которое многими полагалось на 1492 год, ибо в сие время исполнялось семь тысячелетий от сотворения мира.
Долгое время еретикам удавалось распространять свое зловерие неприметно. Однако в 1487 году несколько нетрезвых священнослужителей стали публично хулить православное учение на стогнах Новгорода. Тамошний архиепископ Геннадий, почтенный благодарными потомками включением в святцы нашей Церкви, по тщательном расследовании начал энергичную борьбу против еретиков, которые не только уничижали церковные таинства и обряды, но и по сатанински глумились над Святыми Дарами, подвергая их тайному сожжению.
Известен характерный для жидовствующих случай, красноречиво показывающий их отношение к евхаристической жизни в Церкви Христовой. Некий священник православный по внешности, но в душе негласный приверженец ереси (таковы суть нынешние неообновленцы), принеся из храма в свой дом честные Кровь и Плоть Спасителя, выплеснул их в пламенеющую печь. Жена его, приготовляя в ней снеди, узрела среди огня Младенца, Который кротко изрек ей: "Он бросил Меня в огонь земной, а Я буду жечь его в пламене вечном".
Святоотеческое предание устами святителя Игнатия (Брянчанинова) предупреждает нас, что одна ложная мысль о Боге губит душу. Жидовствующие же хотя и именуются еретиками, то есть христианами, содержащими неправые воззрения на Божество, но на самом деле были врагами христианства вообще. Посему правильно было бы называть их антихристианской сектой. Святителю Геннадию удалось показать собору русских иерархов 1488 года, который постановил предавать нераскаявшихся богохульников "градской казни". Через несколько лет, а именно в 1491 году, тот же новгородский архиепископ организовал второй собор, который анафематствовал сторонников ереси из числа духовенства и приговорил их к темничному заключению.
Но борение против зловерия осложнялось тем, что сторону еретиков приняли лица, входившие в ближний царев круг. Даже сноха великого князя Елена сделалась защитницей их интересов. Мало того, митрополит всероссийский Зосима, в сие время сменивший на первосвятительском престоле благоверного Геронтия, соделался тайным покровителем нового учения.
На карту тогда было поставлено само существование Русской Церкви, являющейся фундаментом российской державности. Красноречивой иллюстрацией явилась тому безбожная революция 1917 года, ставшая логическим следствием апостасийных процессов в толще русского народа, в особенности в нашей интеллигенции. Утратив благочестие православных предков, мы лишились и национальной государственности. Революционное лихолетие соделало Советскую Россию вначале предтечею, а затем и вассалом ближневосточного узурпаторского режима. Ныне для реанимации благословенного самодержавия, возводившего Российскую империю к заоблачным вершинам всемирной славы и могущества, русскому люду необходимо восстать от мрачного сна безбожия и сектанства, вернувшись к родным истокам православного благочестия.
Вернемся, однако, в судьбоносный пятнадцатый век. Почувствовав свою силу, еретики перешли в открытое контрнаступление. Стараниями вышеозначенного дьяка в архимандриты новгородского Юрьева монастыря был возведен некто Кассиан, который обнаружил откровенное противодействие и неповиновение архиепископу Геннадию, разбрасывая вокруг себя семена душетленной ереси.
Сознавая, что главной причиной ее распространения являются суеверия и невежество, архипастырь Новгорода встал на стезю широкого религиозно-нравственного просвещения своей паствы. Сего ради он подъял на рамена своя нелегкие труды по собиранию и упорядочению священных библейских книг, дотоле ходивших по Руси разрозненно. Святитель окружил себя учеными мужами, которые под его руководством осуществляли серьезную исследовательскую и переводческую деятельность, направленную на создание первой полной славянской рукописной Библии. Огромная работа эта была увенчана в 1499 году. Данная Библия вошла в научный оборот под именем Геннадиевой. На излете двадцатого столетия славянский мир отмечал пятисотлетие Геннадиевского свода библейских текстов.
Пламенным соратником приснопамятного владыки выступил святой Иосиф, игумен Волоколамской обители, славный своим ораторским искусством. Его громоподобные обличения заставили Зосиму сойти с митрополичьей кафедры, что произошло в 1494 году. Однако решающий удар по жидовствующим был нанесен лишь через восемь лет, а именно в 1502 году, когда главная опора еретиков - Елена вкупе со своим чадом была лишена свободы и наследником царского престола был объявлен второй сын великого князя - Василий, ставший впоследствии российским венценосцем и отцом благоверного государя Иоанна 4-го Грозного. В 1503-1504 годах царь Иоанн созвал и провел собор высшего духовенства Российской митрополии, которой предал смертной казни брата дьяка Курицына - Волка (по имени и житие его), Димитрия Коноплева и некоторых иных главарей жидовствующих, а других смутьянов поместил за тюремную решетку. Столь радикальные и суровые меры были совершенно необходимы и оправданы. Они были продиктованы той смертельной опасностью, которой явились жидовствующие для нашей Церкви.
Значение данного собора в русской истории трудно переоценить. Он нанес по ереси столь сокрушительный удар, что она вскоре замерла и Русская Церковь в течение длительного времени наслаждалась тишиною. Собор явил миру образец той благословенной симфонии церковного священноначалия и государственной власти, провозвестником которой выступил в шестом веке святой император Юстиниан 1. Иерархия анафематствовала зачинщиков духовной смуты и ходатайствовала перед великим князем о защите Христова стада от лютых волков, губящих его. Царь внял просьбе духовенства. Подъяв свою державную десницу, он сокрушил ею челюсти пагубного нечестия и тем исполнил долг христианского государя.
Подлинным рыцарем Православия явился и тезоименитый внук его, бывший смертоносною грозою для всех врагов России и Церкви. В годы правления Иоанна 4-го новгородская ересь, словно гремучая змея, вновь подняла свою ядовитую голову, зашипела и изготовилась к нападению. Одновременно с этим ширились в Новгороде сепаратистские тенденции. В начале 1470-х годов здешние сановные изменники изъявили готовность отложиться от Московского государства с тем, чтобы присоединиться к Литве. Тогда державный муж был вынужден приять решительные меры. Гнев Божий в лице Грозного Царя посетил обезумевших новгородцев. Вооруженным походом и праведными казнями Иоанн пресек мятеж и окончательно сокрушил ересь жидовствующих.
Михаил ЕФИМОВ,
кандидат богословия.
http://www.rv.ru/content.php3?id=5759