В первые четыре века своего существования Церковь Христова не имела праздника под названием Рождество. Весь христианский мир 6 января по календарю Гая Юлия Цезаря совершал торжество Феофании, что в переводе с греческого означает Богоявление. В сей день воспоминались и рождение, и крещение Спасителя. Святитель Иоанн Златоуст, архиепископ Константинопольский, преставившийся в 407 г., установил в своей поместной Церкви праздник Рождества Христова и отвел ему 25 число декабря в противовес языческому торжеству сатурналий, происходившему в этот день. Так в православном мире возникло празднество, коему посвящается Филиппов пост.
Церковь Православная и поныне живёт по старому Юлианскому календарю, который остаётся неизменным со времён земной жизни Господа Иисуса, а мир вслед за Западной Европой начиная с конца 16 столетия постепенно перешёл на новый календарный стиль, который ныне именуется григорианским по имени инициатора этого новшества папы римского Григория XIII. Согласно его указу в 1582 г. после 4-го сентября сразу же последовало одиннадцатое число. Из жизни тогдашних европейцев выпали целых 6 дней, кои, по мнению понтифика, должны были быть принесены в жертву астрономической науке. Разница между календарями Юлия Цезаря и папы Григория через каждые 128 лет увеличивается на сутки и в наше время составляет 13 дней.
Насколько же был прав глава римской церкви, утверждавший необходимость такого шага? С формально-научной точки зрения юлианское и григорианское летоисчисления принципиально несовместимы. Первое ориентировано на величину сидерического или звездного года, тогда как второе - на величину тропического или солнечного года, причем тропический год, с которым организаторы календарной реформы соизмеряли свой новый год, является величиной не действительной, а условной, иначе говоря, воображаемой. Известно, что, начиная со времен Птолемея, греческого философа и учёного (2 век нашей эры), вплоть до позднего средневековья в астрономии господствовала геоцентрическая точка зрения, согласно которой неподвижная Земля будто бы является центром мироздания, а вокруг неё вращаются небесные тела (Птолемеева система мира). И вот оказывается, что понятие тропического года, лежащее в основе григорианского календаря, как раз связано с геоцентрической докоперианской (до Коперника) теорией: тропический год есть время, за которое Солнце делает свой мнимый оборот вокруг Земли. Понятие же сидерического года основано на реальной величине, равной полному периоду обращения Земли вокруг Солнца. Отсюда видно, что папское новаторство носит трагикомичный характер. Если же на данную проблему посмотреть с точки зрения астрономической точности, о которой так любят говорить сторонники григорианского календаря, то полезно будет узнать, что за 25765 тропических лет он отстанет от сидерического, или истинно астрономического календаря, на целый год.
Римские папы той эпохи были последовательными приверженцами птолемеевской системы мироздания и потому мысль о вращении Земли вокруг Солнца объявили ересью, что повлекло за собой трагические судьбы Джордано Бруно и Галилео Галилея. Светила науки тех лет хронолог Жозеф Скалигер, математик Цельский, астрономы Иосиф Вифаний и Нестлин, учитель Кеплера и Галилея, дали отрицательный отзыв о проекте готовившейся реформы. Многие университеты Европы, в том числе Сорбонна и Венский университет, также признали означенный проект бессмысленным.
Рим же ради укрепления своего вселенского влияния воспротивился не только научной очевидности, но и Священному Преданию Церкви Христовой. Латиняне, перешедшие на новый календарный стиль, нередко празднуют Пасху прежде иудеев или одновременно с ними, что является тяжким нарушением 7-го правила святых апостолов и определения Никейского Вселенского собора, согласно которым христианскую Пасху должно праздновать только после иудейской. Связано это с тем, что православная пасхалия составлена в соответствии с последовательностью событий земной жизни Господа Иисуса Христа, и изменение этой последовательности означает их искажение. Пасха Христова заменила собою ветхозаветное заклание непорочного агнца, бывшего прообразом Агнца небесного - Господа Иисуса. Посему совершенно недопустимо, чтобы святая Пасха предваряла еврейское торжество. При этом лишь за одно столетие с 1851 по 1950 гг. последователи григорианского календаря праздновали Пасху 15 раз прежде иудеев и неоднократно вместе с ними.
Кроме того, при переходе на латинский стиль исчисления времени сокращается или полностью исчезает Петров пост, поглощаемый 13-ю днями разницы между календарями.
Вполне справедливо поместный собор Константинопольской Православной Церкви, состоявшийся в 1583 г., осудил нововведение Григория 13 и провозгласил анафему всякому, кто дерзнет ступить на стезю латинского календаря.
Юлианского летоисчисления помимо нашей Церкви держатся монастыри святой горы Афон, а также православные церкви Иерусалима, Грузии, Сербии, русского зарубежья и все те, кто непоколебимо стоят на камне апостольского и святоотеческого предания.
Однако среди русских людей, духовно дезориентированных тлетворными ветрами западной цивилизации, часто раздаются голоса, призывающие Россию вести западный образ жизни, праздновать Рождество в западном духе и по западному времени, не обособляясь от "прогрессивного" большинства. Но русским людям подобает блюсти единство с русскими святыми, державшими юлианский календарь и днесь предстоящими вместе со всеми Ангелами прямо "перед престолом Бога" в белых одеждах праведности, служа Ему "день и ночь в храме Его" (Апокалипсис, гл.7, стих 15). Подтверждением единства Церкви Восточной, ратоборствующей на земле, и сонмов святых, ликующих на небесах, служит каждогоднее наитие на гроб Господень в Иерусалиме Благодатного огня, что совершается в Великую Страстную субботу неизменно по Юлианскому календарю. Вот почему мы, православные, празднуем Рождество Христово 25 декабря по церковному летоисчислению, то есть по так называемому старому стилю, что соответствует в наше время 7-му января ныне утвердившегося латинского, то есть нового стиля.
Календарные реформы часто рождаются стремлением к власти земной. Не случайно в Российской империи, раздавленной февралём-октябрём 1917-го г., богоборческие антирусские силы, захватившие кормило государственного корабля, в срочном порядке уже в начале следующего года отменили юлианский календарь, введя летоисчисление отпавшего от Православия Запада. Для построения нового мира этой публике требовалось новое время. Вектор данной календарной авантюры был нацелен на то, чтобы оторвать русский народ от его православных корней, чему противостоит Церковь Русская, которая доднесь блюдёт верность юлианскому, святоотеческому календарю.
С тех печальных пор, то есть после революционной вакханалии у нас встречают Новый год прежде празднования Рождества Христова. В то время, когда Филиппов предпраздничный пост приобретает суровость страстной седмицы, когда всё на Земле должно пребывать в благоговейном безмолвии, внимая Божественной тишине, миллионы иванов, не помнящих родства, вперив взор в синее око одноглазого циклопа (телевизора), заполняют свои утробы пищей, ещё не благословлённой Матерью-Церковью, а затем, упившись вином, вываливаются из окон в уличные сугробы.
Но негоже нам, русским людям, увлекаться чуждым для нас торжеством, которое есть детище латинской ереси и обскурантизма (мракобесия). Будем крепче держать в руке свечу веры в Божественного Младенца, Сына Пречистой Девы, и пусть сияние этого светильника рассеет на нашей земле мрак нечестия и привлечёт к истинному богопознанию заблудшие души.
Михаил ЕФИМОВ, кандидат богословия, преподаватель Калужской духовной семинарии
http://www.rv.ru/content.php3?id=7263