Способность скрытно сблизиться с противником и атаковать его - главное качество подводных лодок. Именно поэтому внимание конструкторов на протяжении всей истории их развития сосредоточивалось на совершенствовании этого качества.
Современные подводные лодки, ставшие сегодня во всех странах мира главной ударной силой военно-морских флотов, могут поражать из глубины не только морские суда, но и важные стратегические объекты на побережье.
В историческом плане их боевой путь начался с "потаЈнного судна" крепостного крестьянина-самоучки Ефима Никонова (1718 г.) и дошЈл до мощнейших атомных ракетоносцев стратегического назначения.
В этот период укладываются и первые попытки строительства подводных лодок русскими кораблестроителями (1834 г. - по проекту К. А. Шильдера, 1866-й - В. И. Александровского, 1906-1917 гг. - по проектам И. Г. Бубнова и М. Н. НалЈтова).
Боевая эффективность их вызывала, однако, сомнение у части морских теоретиков. Так, в 1899 г. лорд британского адмиралтейства Гошек утверждал: "В морской войне с подводными лодками считаться нечего". В 1905 г. по поводу опытов, производившихся во Франции, адмирал Тирпиц говорил: "Подводные лодки годятся только для защиты гаваней, пусть иностранцы жертвуют своими деньгами и людьми для этих опытов. Германии не нужны подводные лодки". Настойчивость и старания некоторых депутатов рейхстага, добивавшихся ускоренной постройки этих субмарин и проведения опытов, наталкивались в морском управлении на глухую стену.
Мировая война 1914-1918 гг. была первой в истории, в ходе которой воюющими странами широко применялись подводные лодки. Они крейсировали в открытом море и у берегов противника, участвовали в совместных операциях с надводными кораблями, выходили в дозор и разведку, ставили минные заграждения, выполняли ряд других задач, доказав бесспорное право на ведущее место в составе военно-морских флотов и став в исключительно короткий срок грозным оружием войны на море. Из 6579 судов, уничтоженных во время Первой мировой войны, 5755 приходится на долю подводных лодок, в то время как надводные корабли потопили всего 217 судов.
Недооценка роли надводных кораблей правительственными кругами России привела к тому, что к 1914 г. в составе Русского Флота насчитывалось крайне ограниченное количество подводных лодок - 36 единиц, а программа их активного строительства, предложенная ведущими специалистами, была предметом длительной, ожесточЈнной дискуссии. Противники еЈ считали расходы государственного бюджета в этой части неоправданными.
И всЈ же новая судостроительная программа, по которой намечалось в течение 1912-1916 гг. построить около трЈх десятков подводных лодок по проекту И. Г. Бубнова, была принята.
Однако к началу войны осуществить еЈ не смогли. Подводные лодки типа "Барс" для Балтийского и "Морж" для ЧЈрного морей были не готовы. В строю находилось лишь несколько устаревших подводных лодок, прозванных "плавучими гробами".
Передовые специалисты Флота хорошо понимали значение подводных лодок и роль квалифицированных кадров, в подготовке которых большую помощь оказал Учебный отряд подплава, созданный по инициативе участника Русско-японской войны, в прошлом командира броненосца "Ретвизан", Э. Н. Щенсновича; 5 апреля 1905 г. он был назначен на должность заведующего "подводными миноносцами" при правлении Балтийского завода, а после сформирования Учебного отряда стал его командиром.
К осени 1914 г. личный состав русских подводных лодок был достаточно натренирован, чтобы умело владеть боевым оружием.
Уже через сутки после объявления войны подводные лодки Балтфлота несли сторожевую службу у входа в Финский залив, выходили в море на поиски врага, действовали на вражеских коммуникациях, что вынудило германское командование на длительное время прекратить операции в Финском заливе, уделить особое внимание охране своих морских путей сообщения.
В 1915 г. подводные лодки Балтийского и Черноморского флотов нанесли существенный ущерб Германии и еЈ союзнику Турции в осуществлении их морских перевозок; на Балтике уничтожили два крейсера, потопили и захватили 16 германских транспортов, что заставило германское командование дополнительно перевести сюда две флотилии миноносцев.
В 1916 г. Морское министерство России объявило конкурс на проект подводного корабля водоизмещением до 1000 т. Подводная лодка И. Г. Бубнова с надводным водоизмещением - 971 т и подводным 1264 т заслужила высокую оценку. На ней предусматривалось разделение прочного корпуса на 8 отсеков; скорость хода под дизелями планировалась 17 узлов (узел - миля в час; 1 миля - 1852 метра), под электромоторами в подводном положении - 9 узлов; на вооружении находилось шестнадцать торпедных аппаратов, два 75-мм орудия и два пулемЈта.
Одновременно на конкурс поступили проекты подлодок американской фирмы Голланда и итальянской "Фиат". Правительство решило заказать 10 лодок И. Бубнова, 4 - фирмы "Фиат", 14 - Голланда, но ни одна из них не была достроена.
В начале Первой мировой войны в России вступил в строй первый в мире минный заградитель "Краб". В кормовой его части размещалось 60 якорных мин, которые лодка ставила на базах противника или в другом заданном районе моря.
Для защиты от кораблей противника "Краб" имел два носовых торпедных аппарата с четырьмя торпедами. Надводное водоизмещение лодки составляло 560 т, подводное - 740. Четыре дизеля общей мощностью 1200 л. с. обеспечивали ей 12-узловую скорость хода в надводном положении и 7,5 узла - в подводном.
На минных заграждениях, поставленных "Крабом", подорвался немецкий крейсер "Бреслау", два вражеских миноносца и другой крупный военный транспорт. По типу "Краба" были переделаны ещЈ две подводные лодки - "ірш" и "Форель". Используя опыт России, к постройке минных заградителей приступили Германия и Англия.
Создание в России дивизиона подводных лодок (их называли миноносцами) дало повод Николаю II подписать вышеупомянутый указ.
Теперь уже по-другому стали оценивать роль подводных лодок и их противники. В мае 1917 г. адмирал Скот в газете "Таймс" писал: "По моему мнению, подводная лодка вытеснит броненосец на море так же, как автомобиль вытеснил лошадь на суше".
В летопись боевой славы нашего Флота навечно вписаны имена героев-подводников: Первой мировой и Гражданской войн - командира "Пантеры" А. Н. Бахтина, открывшего боевой счЈт советских подводников (31 августа 1919 г. потопил английский эсминец); Великой Отечественной войны - Героев Советского Союза А. И. Маринеско, П. Д. Грищенко, Н. А. Лунина, Г. И. Щедрина, И. А. Колышкина, М. И. Гаджиева, Я. К. Иосселиани, М. В. Грешилова, А. Н. Кесаева, И. С. Перова и многих других; первопроходцев атомных, затем и ракетных подводных лодок Героев Советского Союза Л. Г. Осипенко, Л. М. Жильцова, Р. А. Тимофеева, А. И. Петелина, А. И. Сорокина, В. В. Чернавина, Л. А. Матушкина, В. К. Коробова, Ю. И. Падорина, Н. В. Усенко, В. Л. Березовского.
Среди славных кораблестроителей отметим дважды Героя Социалистического Труда В. Н. КовалЈва, Героев Социалистического Труда И. Д. Спасского, В. Н. Перегудова. А также Ю. М. Лужкова - ныне мэра Москвы, и других корабелов, продолжавших традиции отечественного кораблестроения школы И. Г. Бубнова, С. М. НалЈтова, А. Н. Крылова.
Ныне в Северодвинске заложен второй ракетный подводный крейсер стратегического назначения "Александр Невский"; он станет 1002-й подводной лодкой, построенной в России после Октября 1917 г. Спроектирована она Центральным конструкторским бюро морской техники Санкт-Петербурга "Рубин" во главе с главным конструктором В. Н. Здорновым.
На смену головной РПК СН второго поколения К-137 "Ленинец" идут новые поколения могучих субмарин.
Автору этих строк довелось служить на атомном подводном ракетоносце К-137 и других атомоходах, совершив почти десяток длительных автономных морских и океанских походов (на снимке).
Отслужив свой век, К-137 "Ленинец" через 35 лет своего успешного плавания, спустила военно-морской флаг и гюйс и пошла в утилизацию.
Ветераны подлодки и судостроители ЦКБ "Рубин" возбудили ходатайство перед главкомом ВМФ адмиралом В. И. Куроедовым, губернатором о сохранении рубки боевого корабля и установки еЈ в канун 100-летия Дня моряка-подводника в качестве "Музея-рубки" на Васильевском острове, рядом с прославленной подлодкой "Народоволец".
В честь 100-летия отечественного подводного Флота в Москве будет открыт памятный знак; создан музей подводных сил; организована международная выставка; созданы художественные и документальные фильмы о подводниках; изданы фотоальбомы, книги и брошюры; изготовлены сувениры.
Заслуженные подводники будут награждены орденом "За морские заслуги", медалями "100 лет отечественному подводному Флоту", знаками "Ветеран-подводник ВМФ".
В ходе подготовки к юбилею принято решение привести в порядок и частично реконструировать братские захоронения подводников. Под руководством вице-президента Российской академии художеств, ректора Московского государственного академического художественного института имени В. И. Сурикова, полковника, профессора А. А. Бичукова создаЈтся памятник погибшим подводникам в г. Москве.
Генеральный директор фонда капитан 1-го ранга С. А. Спиридонов получил молитвенную поддержку и благословение Предстоятеля Русской Православной Церкви, Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II.
С большим интересом изучает морское дело и героические подвиги военморов нынешняя молодЈжь в школах, других учебных заведениях, клубах юных моряков, которых немало в столице пяти морей и во всей стране.
У меня пятеро внучат, которые не только ходят в тельняшках, но и много читают о Флоте, Армии, их героических буднях. А ныне уже десятиклассник Илюша, успешно окончив Клуб юных моряков, овладел морским делом, научился ходить на шлюпке, совершил два автономных плавания на учебном корабле "Сейма", вынес неизгладимые впечатления от увиденного и проделанного.
Быть достойными продолжателями славных традиций старшего поколения - конституционный долг молодых защитников Отечества.
Юрий ЗВЕРЕВ,
контр-адмирал в отставке,
кандидат историч. наук, доцент
http://www.desyatina.ru/sv-nomr/03-05/podvodnik.htm