СССР, Россия, Русь... Что дальше?

Известный политик и ученый Рамазан Абдулатипов утверждает: самосознание русского народа связано с российской государственностью

- Рамазан Гаджимурадович, вы знаете, что это за штука такая - "Русская идея"? Нередко приходится слышать, что современный мир развивается по законам национализма. Может быть, и "Русская идея" из того же ряда?

- В отечественной философской традиции понятие русской идеи имеет два основных значения: широкое и узкое. В широком смысле под русской идеей подразумевается весь комплекс особенностей русского духа и русской культуры. В более узком смысле она представляет собой телеологию России - учение о смысле конечной цели ее национально-исторического бытия. Это очень важная традиция русской духовности. Русская идея - это прежде всего поиск духовности бытия, а не просто материальное благополучие. Если это делается с позиции многонациональности исторической России, то ни о каком национализме или шовинизме говорить не приходится.

- Многие считают, что в полисистемном кризисе, который переживает Россия, самый острый - экономический, когда многим людям жить не на что. Здесь действительно много проблем. Но представляется, один из самых глубоких - кризис идейный. Мы не понимаем, кто мы. Мы утратили свою идентичность, хотя это утверждение нуждается в доказательствах. Что вы думаете по этому поводу?

- Как ни у одного другого народа, идентичность, эмоциональное самосознание русского народа связано с российской государственностью. Потому что это базовый народ. Я считаю и писал об этом, независимость началась не в 1990 году, когда Верховный Совет РСФСР принял известный акт; ей - тысячелетия.

Вот называют русских имперской нацией. Попытка поставить русских вне или над национальной политикой всегда была провальной. Дело в том, что имперской нацией русские никогда не были в классическом смысле этого слова. Но когда империю разрушили, русскому народу так и не нашли места в новой действительности. Это великий многонациональный народ, его невозможно привязать к узким категориям. Многие проблемы русских "взорвались" за эти годы, лишь малое количество из них решено, отсюда и демагогия, которая бежит впереди семимильными шагами, отчего еще больше размывалось национальное самосознание русского народа. Идентичность России зависит от идентичности русских. Соборность России - это прежде всего соборность русских.

Национальная политика - это политика по обустройству народов в данной стране. По развитию идентичности самопознания этих народов, развитию самобытности этих народов. Русским, с их очень объемным образованием, труднее всех эти параметры уточнить даже при богатейшей социокультурной базе. Более того, боялись даже подойти к этой проблеме. И оказалось, что у хакаса, тувинца и других так называемых малых народов более развито национальное самосознание. А русских оторвали от реальной жизни. Я не встречал ни одного семинара, ни одного совещания, где русскую проблематику кто-нибудь обсуждал бы спокойно, рационально. Вот проблема чукчей - да, проблема чеченцев - пожалуйста. А что касается русских - тут все абстрактно.

- Может быть, в этом слишком много политики, когда боятся вещи называть своими именами? Что за этим стоит? Вы правильно отметили, что можно обсуждать проблему чеченского народа - и это воспринимается нормально. Но как только речь заходит, предположим, о проблемах русского народа, тут же можно нарваться на окрик: национализм, шовинизм...

- Потому что у нас не было традиции обсуждения такого рода вопросов. Я еще раз подчеркиваю: русский народ состоялся как бы над или вне национальной политики. И сегодня властвует точно такой же подход: национальная политика - это политика по устройству малочисленных народов и национальных меньшинств. А русские? До 1985 года об этом говорить считалось неприличным, но в 90-х годах пошел такой вал этой литературы, что хоть святых выноси. Все в один голос отмечали политику России как агрессивную. Вот это трагедия. Причем трагедия не русского народа, а наша общая трагедия. Когда я стал министром национальной политики РФ, первый департамент, самый главный, который я образовал, был департамент этнокультурных проблем русского народа. После меня пришел мой друг и учитель Вячеслав Михайлов, русский человек. Он сразу расформировал этот департамент. Вот вам подходы и наши привычки.

На днях читаю большое интервью президента Узбекистана Каримова. Он пишет: "Мы в условиях Советского Союза были второсортны". А кто же тогда были первосортными, если то же самое пишут и русские авторы?

- Какой-то парадокс.

- Конечно, но тезисы эти присутствуют. Поэтому я всегда говорю: это было наше общее государство, со всеми плюсами и минусами. Роль и значение каждого народа в этом государстве были огромны. Дело в том, что русский народ является системообразующим элементом и в российской государственности, и в российской национальной политике. В формировании государственности это еще как-то признают, а вот в национальной политике, которая проводится, его системообразующую роль просто не принимают во внимание.

Приведу еще один пример, картинку с натуры. Будучи министром, я приезжаю в Рязанскую область. Спрашиваю губернатора Любимова: "Как у вас идет реализация концепции государственной национальной политики?" Тогда мы этим занимались, сейчас все забросили. Любимов мне говорит: "Вы знаете, мы проводили огромную работу, у нас есть казахи, у нас есть дагестанцы, у нас есть чеченцы и т.д. Мы их собираем". Я спрашиваю: "А русские-то есть у вас в Рязанской области? Как с ними работаете?" В ответ - полное непонимание. И многие работают таким же образом. Русский народ после развала Советского Союза оказался в самом тяжелом положении. Понимая это, в Саратовской области реализуется комплексная программа "Народы Саратовской области". Прежде всего речь идет о русском народе.

- Может быть, это естественно? Ведь, как ни странно, с обретением Россией "независимости" политика отношения к русским как к колониальному народу, за счет которого строится опять же если не благосостояние, то, во всяком случае, отдается предпочтение малым народам. То есть это некая инерция древних традиций.

- Все, что вы говорите, конечно, имеет место. Но это стереотипы, предрассудки.

- Против них не возразишь.

- Эти стереотипы приводят к неправильной точке зрения и деструктивной практике. Был этап, когда действительно Россия, когда Советский Союз посылали на окраины своих лучших представителей, создавали национальные университеты, промышленные предприятия и т.д. и т.д. Почему? Потому что центр - Россия - оказался более развитым, чем его окраины. Это тоже результат нашей совместной жизнедеятельности.

Такова была политика государства. И Ленин совершенно правильно, хоть и критикуют его везде, говорил о выравнивании уровня. Это одна из главных проблем сегодняшнего мира: выравнивание уровня развития различных регионов, народов.

Е
сли бы русских не ставили над национальной политикой, а ставили бы их вместе, предположим, с эстонцами, то русскому, который выезжал в Эстонию, мы бы говорили: ты выезжаешь в Эстонию, ты там будешь жить. Выучи эстонский язык, эстонскую культуру и одновременно через это проводи русскую культуру, советскую культуру и т.д. А что получилось у нас? Если начинал какой-то русский изучать эстонский язык, к нему относились с подозрением: это еще зачем? Пусть они изучают наш язык. И какой результат? Огромное, кровью и потом созданное Отечество осталось вне. И русские, которые все это создавали вместе с ними, тоже остались вне. Потому что политика была неправильной. И она сделала прежде всего русских заложниками.

А правильная - означает адаптацию человека к новой среде, в которой он оказался. И адаптацию среды к этому человеку, к его национальности. Но этого не произошло. И как только развалилась система, автоматически русские стали второсортными, без знания языка, со всеми подозрениями. За все, что наделало НКВД, пришлось отвечать русским. И так далее.

Работая в ЦК КПСС в 1989 году, я вошел в бригаду лекторов. Главными аргументами у них были такие: мы вам построили завод, мы вам построили фабрику, мы здесь работаем, мы вам создали... И вывод: если вы выйдете из СССР, вы вымрете, вы погибнете, вы на четвереньках приползете к нам, потому что вы никому в мире не нужны. Так нельзя разговаривать с народом, любой народ жизнеспособен. Даже самый малочисленный. Он прошел через тысячелетия и сохранил культуру, язык. Другое дело: один народ оказался с патриархальным уровнем развития, другой - c промышленно развитым, даже внутри самого русского народа были колоссальные различия. 65% русского народа в начале ХХ века - это вообще безлошадное, безземельное крестьянство. Даже тогда, когда мои горцы, свободные как бы, воевали против царского самодержавия, многие русские были крепостными. И любой солдат, который воевал за Россию, чтобы Россия была державной, как только возвращался, то опять становится крепостным.

Мой друг, большой русский патриот, мне как-то говорит: слушай, Рамазан, согласись все-таки, что понаехали в Россию все кому не лень, русскому человеку ступить негде. Я ему говорю: дорогой друг Сергей, все пришли по той тропе, которую твои предки проложили в свое время. Кроме того, если бы Россия не наехала, наехала бы Турция, и мои земляки поехали бы в Стамбул. Сначала империя прокладывает дорогу к окраинам, а потом наоборот. Таковы вторичные признаки империи. Вы посмотрите, что сегодня представляет собой Париж? Алжирцы, марокканцы, тунисцы. А в Англии кто? Выходцы из их бывших колоний. Эти вещи надо знать, объяснять, эти процессы надо регулировать. Нельзя допускать перегрузку. Я даже выступал в ОБСЕ на конференции по этой теме. В России - не поверите! - нет ни одной программы адаптации чеченцев, скажем, к Московской области. Но нет и адаптации населения Московской области к чеченцам, которые приезжают сюда.

Чеченцам или дагестанцам я объясняю: ребята, здесь живет другой народ. Да, мы в одном Отечестве, но у этого народа вот такие-то и такие традиции, отличные от наших. Нельзя кричать вот здесь, вот здесь надо шапку снимать, вот здесь надо так-то сделать. Минимум просвещения, минимум, чтобы люди даже не дружили - это не наша проблема, а жили в мире. Мы не можем заставить всех дружить. Но адаптироваться следует. Это огромная работа, которую за нас никто не сделает. Нужно по-человечески разговаривать с людьми.

Вот Тагаев, есть такой ваххабит из Дагестана. Он пишет, что надо очистить Кавказ до самого Ростова от русской заразы. Баркашовцы из Омска пишут: от кавказской заразы надо очистить всю Россию. И если этих крайних слушать, неминуемо мы встретимся в большой битве под Ростовом. А как быть мне, на какой стороне воевать? У меня жена русская, дети - наполовину русские, наполовину аварцы. В какой отряд я должен записаться? Недопустимо ставить народ перед таким выбором!

- Да, вашим детям будет еще сложнее.

- Это проблема, которой должно государство заниматься. Я даже президенту в свое время сказал: наша Конституция начинается не с реформ ЖКХ, даже не с реформ местного самоуправления. Наша Конституция начинается со слов: "Мы, многонациональный народ Российской Федерации, объединенный общей судьбой..." Нужна такая политика, чтобы действительно мы были таким народом, были единой нацией.

- Я бы хотел вспомнить сейчас одно очень спорное выражение президента Путина. Когда его спросили: что такое национальная идея, он сказал: какая национальная идея, пахать надо, вот и все.

- Все правильно. Когда меня приглашают высказаться по национальной идее, я всегда говорю: ребята, вот Конституция РФ, вот здесь наша национальная идея. Человек и его права. Россия - демократическое государство, единственным источником власти является многонациональный народ, даже республики, которые есть, это ничьи персональные республики, везде многонациональный народ.

- В этом и уникальность России.

- Конечно. Когда мы обсуждали Конституцию, многие предлагали писать: "мы, русские и другие народы". Я говорю: ребята, вопросов нет. Но если вы напишите "мы, русские и другие народы...", то завтра в Татарстане будет: "Мы, татары и другие...", в Хакасии - "Мы, хакасы и другие...". Нам это надо? Хотя русские имеют больше всего права именно так начинать Конституцию, но здесь уже появляется противопоставление. В Конституции же провозглашаются ценности долгосрочные, для всей нации.

- Но ведь были межнациональные войны за тысячу лет империи?

- Межнациональных войн в России было очень немного. Даже кавказскую войну я не считаю межнациональной. И даже не территориальной. Эта война носила геополитический характер. Вообще царь и его генералы даже не знали, какие народы там живут, знали, что есть там население. На самом деле война шла между Турцией, Персией и Россией, чтобы это пространство захватить. Когда Петр Первый шел к Дербенту, около Хасавюрта у него было десять тысяч войск, в том числе и калмыки, и другие. И один бек из-под Хасавюрта взял двести человек и вышел воевать против десяти тысяч. Почему? Он знал, что это бесполезно, но, по обычаям, если человек проходит по его территории, ему, беку, надо было сообщить: уважаемый, мы завтра в такое-то время через вашу территорию будем проходить и вас приветствуем. Он бы встречал войска с хинкали и мясом. А так его оскорбили. Петр Первый пришел и ушел, а ему там жить... И он будет опозорен. Вы понимаете? Горцев в десять раз больше уничтожили персы и турки. Но почему-то мы об этом почти ничего не говорим, а вот о российско-кавказской войне на каждой странице. То есть, живем вместе и сводим друг с другом счеты.

Вы почитайте историю Кавказа и России. Даже тогда, когда Россия воевала с Персией и с Турцией, многие горские народы поддерживали Россию, а не своих единоверцев с той стороны. В уста Ельцина вложили, что 400 лет мы воевали с Чечней. Чечни как таковой не существовало, было девять родов, часть из них входили в Дагестан, часть были самостоятельными. В 1807 году был заключен договор о мире между избранными старейшинами чеченского народа и представителями царской администрации. В нем говорится, что они, старейшины, клянутся на священном Коране, если изменят этой клятве, да будет разруха в их домах! Я это Путину показывал. Он говорит: "А почему об этом не говорит никто?"

То есть сначала незнание, а отсюда непонимание. Непонимание - это стереотипы и предрассудки, из которых делаются целые теории, которые потом наваливают на обыкновенного человека. Надо просвещать народы дружбой, а не войной.

- В принципе в характере русского народа нет какой-то неприязни, неприятия других культур, других национальностей. Как раз мне кажется, что негативное отношение к кавказцам, к цыганам, таджикам, узбекам является результатом пропаганды. Причем пропаганды, которая, видимо, используется какими-то кругами для достижения своих политических целей.

- Более того, в самом характере русского народа как раз, мне кажется, большое приятие и большое дружелюбие к другим народам.

- Скажите, пожалуйста, а было, на ваш взгляд, такое образование - советский народ?

- Конечно. Это была нация советская, которая не завершила свое формирование как нация. Что такое нация? Это общие переживания, общая история, общие подвиги, общие поражения, общие трагедии. Все у нас было общее. Поэтому мы фактически были многонародной нацией. Мы должны и сейчас говорить о нации. Государство и нация - это не одно и то же. Государство - это определенные юридические институты и учреждения, которые заставляют всех жить в едином доме, создают законы и т.д. А нация - это более глубокое единство, когда я неравнодушен к тому, что происходит с другим народом моего Отечества, когда я сопереживаю. То есть это уже семья, вы понимаете? Более тесные внутренние взаимосвязи и взаимообусловленности. Когда я признаю себя частью вот этой идентичности, да, я гражданин Российской Федерации, я могу относиться к этому государству как гражданин.

С другой стороны, есть целая библиотека расовой литературы. Издана недавно книга, называется "Расовый смысл русской идеи". Большего оскорбления в адрес русского народа я никогда в жизни не видел. Потому что по ушам, по головам, по изображению отпечатков пальцев составляют таблицы чистоты нации. В Германии кто был самый чистый? Немец. А славяне и евреи, против которых они начали войну, второсортны. А здесь наоборот. Правильно сказал В.В. Путин, что от таких деяний ему стыдно. Значит, у нас есть шанс исправить положение.

- Это за пределами нашего обсуждения... Вы убеждены в том, что эти идеи могут в России взойти?

- Конечно. Например, демонстрация старых нацистов в некоторых странах Прибалтики - это реанимация фашизма. Понимаете, на фоне развала Советского Союза мы все оказались сиротами. Был отец, по отношению к одному он был справедлив, по отношению к другому был менее справедлив, третьему - помогал, четвертому - не очень, но это был отец. Мы потеряли отца. Первое. Второе: в наиболее ущербном состоянии почувствовал себя русский вот из-за всех этих проблем, из-за своей идентичности. Они более всех считали Советский Союз своей Родиной. А на основе чего возникает фашизм, нацизм, расизм? На основе ущербности своего нынешнего состояния. Это семена. Третье: отсутствие внятных, понятных солидарных идей, отсутствие реформ, которые были бы людям понятны. Я, когда был министром, Черномырдину на заседании правительства говорил: Виктор Степанович, мы проводим глубочайшее реформирование российского общества. Вы помните, раньше, если продовольственная программа, допустим, печаталась, то составлялся целый блок по ее идеологическому обеспечению. А по нашим реформам кто идеологическое информационное обеспечение проводит? Никто. И хорошее, и плохое, то, что за эти годы делается, - все в одну кучу.

- В ХIХ веке удалось сформулировать для России сильную формулу: "Православие, самодержавие, народность". И она работала, причем очень неплохо. Какая могла бы быть формула сегодня? Многонациональная Россия остается, и это как Божья данность. Я считаю, что нам просто повезло, что мы живем на территории, в которой присутствует свыше ста национальностей.

- Дружба народов и есть Россия. Может быть, это старый термин, может быть, где-то навязано было что-то фальшивое. Но дружба народов и есть Россия. У нас как? Раньше признавались права народа, а сейчас - западная демократия и мы признаем только права личности. Но личность у нас в России, не связанная с общностью, никогда не считалась личностью. Русские, может быть, многое потеряли, отторгнув "домострой". Я не призываю к возврату, но на 80 процентов он годится и сегодня для русского народа.

- А можете вы назвать наиболее характерные особенности русского народа? Вот, если, скажем, когда вы думаете о русском, не обо мне или о ком-то другом, а как образе народа в целом, какие прежде всего мысли приходят на ум? Какие качества?

- В детстве нас учила русская учительница, я два года тому назад открыл ей памятник у себя в ауле, такого, по-моему, нигде больше нет. Имя русской учительницы - Варвара Ивановна, она была типичным представителем своего народа. Так вот, отвечаю на ваш вопрос: это прежде всего интеллигентность. И второе - честность, чистоплотность. Вот у нас, когда в горах чего-то не хватает, а рядом колхозное поле, говорят: ну давайте, это ты возьми, это я возьму себе и т. д. А третий возражает: "Нет, я не буду брать". "Ты чего как русский себя ведешь?" - говорят ему. Но нынешняя массовая культура меняет представление о русском в глазах многих. Потому что они думают, что русские такие, как на телеканалах. Русские - это большой народ, и внутри русских есть очень много культурных образований. Это все многообразие русского народа тоже надо знать, должна быть политика, которая изучает, отмечает, собирает и т.д. Мы третий год подряд ежегодную конференцию проводим по русскому народу в Оренбурге. А государство ограничивается отдельными лозунгами, тезисами. Работать надо.

- Вы 15 лет являетесь одной из самых ярких политических фигур и вы единственный несгибаемый в русском вопросе...

- Люди же не знают, что у меня на душе творится. Меня один обвинил, когда мы рассуждали о Кавказе: вот вы печетесь только о кавказцах. Я ему ответил такими словами: у меня вот на душе за эти годы 200 шрамов, по числу народов России, и еще неизвестно, какой из них самый глубокий. К примеру, у дагестанцев выхода нет из состава России, понимаете? Мы, аварцы, дагестанцы, больше всех и дольше всех воевали с царским самодержавием. Даже чеченцы присоединились позже и вышли раньше из войны. Но при этом мы осознаем, что Дагестан развалится, если развалится Россия. Поэтому для нас очень важно сохранить целостность русского народа, целостность России и быть в этой целостности одним из элементов, одним из участников, одним из членов. Вот почему я говорю: уклонение от решения русского вопроса есть, по сути, бегство от России, попытка использовать потом недовольство русских против других народов страны. И наоборот.

- Скажите, пожалуйста, а как правильно сегодня говорить? Гражданин России, россиянин, русский? При царе было понятно: православные...

- Когда я среди аварцев, я тляратинец. Когда я среди дагестанцев, я аварец. Когда я здесь, в России, я дагестанец. Когда я дальше, я россиянин. И у русского то же самое. Да, в Рязани он русский, рязанский. Но если речь идет как о гражданине, он россиянин. Поэтому их не надо противопоставлять. Почему я и термин применяю - общность. Это национальная и гражданская идентичность. Вот в процессе укрепления этой общности и будет создаваться российская нация. Исторически.

Не надо без конца подгонять себя под кого-то, нужно сохранять особенности развития, лицо своей цивилизации. Я это все объединяю в понятие "российская цивилизация", где опять базовый элемент - русские.

Беседу вел Виктор ЮРЛОВ
Загрузка...

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий
Рамазан Абдулатипов:
СССР, Россия, Русь... Что дальше?
Известный политик и ученый Рамазан Абдулатипов утверждает: самосознание русского народа связано с российской государственностью
03.02.2005
Рамазан Абдулатипов: "Чечня не спасется самостоятельно"
Председатель Ассамблеи народов России полагает, что Кремль до сих пор не имеет системного подхода в решении чеченской проблемы
27.07.2004
Все статьи автора
Последние комментарии
Национализация или гибель?!
Новый комментарий от Русский Сталинист
05.04.2019
Запретят ли идти в храм на Пасху?
Новый комментарий от Коротков А. В.
05.04.2019
Читаем новости и делаем выводы…
Новый комментарий от Апографъ
05.04.2019
Мировые заговорщики надеются на авось
Новый комментарий от наталья чистякова
05.04.2019
«Русской народной линии» 10 лет!
Новый комментарий от Советский недобиток
05.04.2019
Какая линия победит?
Новый комментарий от Олег В.
05.04.2019