itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Папа, "ясли" и культурная идентичность

В Рождество не обойтись без политики

0
87
Время на чтение 3 минуты
Как и каждый год, в день Рождества Папа Римский Иоанн Павел II будет служить торжественную литургию в соборе Святого Петра в Ватикане вместе с сонмом кардиналов, после чего с балкона собора будет преподавать благословение "Urbi et orbi", то есть "Городу (имеется в виду Рим) и всему миру". При этом на многих языках, в том числе по-русски, он будет поздравлять "с Рождеством Христовым" как христианские, так и нехристианские народы в ознаменование универсального характера вифлеемского послания.

Однако западные церкви сетуют на то, что в современном мире Рождество все больше и больше теряет религиозный характер, становится светским праздником, в котором преобладают нехристианская символика и обычаи: Санта-Клаус в санях, запряженных оленьей упряжкой (хотя его прообраз - это святитель Николай Мирликийский), подарки, праздничные обеды и ужины, световые украшения на улицах и прочие проявления роскоши и потребительства. Из нехристианских символов Церковь освоила только один - елку, восходящую к языческим обрядам североевропейских народов.

Но в католических странах самым впечатляющим символом Рождества являются "ясли". Это пластическое воссоздание с помощью статуэток и разного рода световых эффектов (Вифлеемская звезда, сверкающая луна и т.д.) картины рождения Христа. При этом евангельские элементы переплетаются с элементами из неканонических (апокрифических) евангелий и из народной традиции. В Евангелии от Луки говорится, что Мария положила Младенца "в ясли", но сцена воображается в "пещере", хотя о таковой в Писании нет и речи. Рядом с яслями вместе с Иосифом и Марией кладутся статуэтки вола и осла, которые упоминаются только в одном из неканонических текстов. При этом фантазии нет предела. Некоторые ясли, с середины декабря выставляемые в церквах, представляют собой настоящие театрализованные инсценировки, на которых в миниатюрной форме воспроизводится жизнь целой не столько ближневосточной, сколько европейской средневековой деревни: домики с освещением, в которых разыгрывается семейная жизнь; мастерские, где работают плотники, слесари и сапожники; дорожки, по которым ходят пастухи с овцами, странники, водолеи с кувшинами на головах и многое другое. Некоторые "ясли" являются настоящими произведениями искусства. На площади Святого Петра, перед одноименным собором, богато оформленные "ясли" красуются рядом с огромной елкой, привезенной из североитальянского города Тренто.

Согласно традиции первые "ясли" были устроены святым Франциском Ассизским на Рождество 1223 г., но подобная сцена, включая вола и осла, изображается и на многих русских иконах и народных лубочных картинах. Казалось бы, полная идиллия, торжество веры и миролюбия. Но в этом году как раз "ясли" стали поводом для полемики. Сам Папа Иоанн Павел II счел нужным напомнить верующим католикам о необходимости отстаивать традицию и не отказываться от "яслей". Выступая перед паломниками на площади Св. Петра, Понтифик подчеркнул, что "ясли" - "элемент нашей культуры и искусства, но прежде всего это знамение веры в Бога, который в Вифлееме обитал с нами". И продолжил: "Будь они маленькими или большими, простыми или изысканными, ясли являются в высшей степени родным и выразительным представлением о Рождестве".

Дело тут не обошлось без политики. Напоминание Папы о целесообразности не забывать традицию и о том, что "ясли" - "элемент нашей культуры", можно понять на фоне ситуации, характерной не только для Италии, но и для многих других европейских стран. В Европе живут миллионы иммигрантов из мусульманских стран и это порождает множество трудноразрешимых проблем. Для ксенофобов единственное решение сводится к лозунгу: "Мусульман - вон!". Эту точку зрения выражают некоторые влиятельные политики. В Италии - это сторонники "Лиги Севера" Умберто Босси, во Франции - "Национальный Фронт" Жан-Мари Ле Пена и прочие, но их точка зрения явно несовместима ни с христианством, ни просто с человечностью.

Миграция - феномен нашего времени, и иллюзорно думать, что ее можно остановить или повернуть вспять. Но и те, кто это понимает, не могут найти удовлетворительного ответа на вопрос о том, как можно организовать взаимовыгодно и без ущерба совместную жизнь европейцев с представителями иных культур. Есть концепция "отдельного развития", которая, как часто бывает в Германии, приводит к образованию этническо-религиозных гетто, в которых живут потерявшие свои корни меньшинства, самоотстраняющиеся от жизни стран проживания. И есть модель "интеграции", согласно которой иммигранты и коренное население должны сотрудничать, взаимопроникаться. Это идея "мультикультурализма", которая требует сдержанности, взаимопонимания и взаимного ограничения. Но как далеко могут зайти эти качества?

Как раз в эти дни, в преддверии Рождества, в Италии и некоторых других странах звучали призывы отказаться от выставления "яслей" в школах, потому что это может задеть религиозные чувства школьников-мусульман. Эти предложения вызвали бурную дискуссию. Иоанн Павел II прямо не сослался на нее, но, несомненно, имел ее в виду, когда призвал к сохранению христианской традиции и не отказаться от создания "яслей". Надо сказать, что и сами мусульмане отрицательно отнеслись к предложению отказаться от "яслей". Имам соборной мечети в Милане обратил внимание не только на то, что и для мусульман Иисус - один из почитаемых пророков, но также и на необходимость, чтобы дети-мусульмане знакомились с традициями, культурой и религией народа, среди которого они живут.
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова, социолог Искэндэр Ясавеев, журналист Евгения Балтатарова; писатель Дмитрий Глуховский; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/kopiya-reestr-inostrannyih-agentov-20-01-2023.pdf
https://ria.ru/20230120/inoagenty-1846393284.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:
Джованни Бенси
Европейский суд против распятия
В Италии возмущены требованием убрать из школ религиозные символы
13.11.2009
Догма или дисциплина
Католическое духовенство вновь поднимает вопрос о целибате
16.04.2008
Удар по Марксу
Папа Римский считает надежды коммунистов неосуществимыми
21.12.2007
Кто примерит кардинальскую шапку
Среди новых "князей Церкви" будут выходцы из стран бывшего соцлагеря
19.10.2007
Папа против зверолюдей
В Австрии Бенедикт XVI проявил научный пессимизм
19.09.2007
Все статьи Джованни Бенси
Последние комментарии
Философам нравится поархаичнее
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
28.01.2023 12:18
Почти что исповедь с проповедью
Новый комментарий от Смыслов М. Д.
28.01.2023 12:11
Перспективы «белого» патриотизма
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
28.01.2023 11:53
О примирении с Советской властью
Новый комментарий от С. Югов
28.01.2023 11:04
Берл-Лазар плохо понимает по-русски?
Новый комментарий от Человек
28.01.2023 10:51
Может им не нравится моё православие?
Новый комментарий от ОСт
28.01.2023 09:20