Учебный центр Марфо-Мариинской обители милосердия

Новости Москвы 
0
380
Время на чтение 12 минут
Учебный центр Марфо-Мариинской обители создан в 1999 году по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II в возобновление традиций воспитания и образования девиц православного вероисповедания в соответствии с договором между Всероссийским учебно-научно-методическим центром по непрерывному медицинскому и фармацевтическому образованию (ВУНМЦ МЗ РФ) и Марфо-Мариинской обителью милосердия от 10 мая 1999 года. Центр функционирует на базе медицинского колледжа ВУНМЦ.

Целью создания учебного центра Марфо-Мариинской обители милосердия является подготовка дипломированных сестЈр милосердия по медицинской специальности "Сестринское дело".

Обучение и подготовка сестЈр милосердия осуществляется как одна из социальных благотворительных программ Обители по оказанию помощи девушкам православного вероисповедания, желающим получить квалифицированное профессиональное образование в высококлассном учебном заведении и не имеющим для этого достаточных материальных средств.

Марфо-Мариинская обитель была создана в 1909 году Великой Княгиней Елизаветой ФЈдоровной. Это была Обитель труда, милосердия и молитвы. Деятельность сестЈр была направлена на улучшение и исправление жизни обездоленных. Обитель Милосердия хочет идти вслед древних диаконис, идти по их пути в служении ближним, идти по тому пути, который так ярко запечатлен от времЈн апостольских подвигами святых жен-диаконисс: Фивы и Феосевии, удивительной Татианы и безграничных в своей любви Олимпиады и Макрины, Павлы и Нины и многих других.

"...Идти работать в дома богатые и убогие, в деревни наши тЈмные, бедные и скорбные, где деятельность сестЈр так нужна..." - писала Елизавета ФЈдоровна. В Обители имелись два храма, больница, аптека, в которой лекарства отпускались бесплатно, детский приют, школа. Перед посвящением в сЈстры от насельниц обители требовался год послушничества, в течение которого некоторые послушницы получали образование сестЈр милосердия в университетской больнице в Москве. После революции Обитель была закрыта. ЕЈ деятельность была возобновлена в 1994 году.

Социальная ситуация в стране в 90-е годы привела к увеличению числа людей, нуждающихся в медицинской помощи и милосердии. В связи с этим начальница Обители Мария Николаевна Крючкова (ныне монахиня Елизавета) испросила благословения Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия на создание Учебного центра на базе государственного медицинского среднего образовательного учреждения. Таким образом, перед Обителью встал вопрос о взаимодействии религиозной организации и государственного учреждения.

Теперь, спустя пять лет, виден промысел Божий в выборе медицинского колледжа. После первого же звонка в ВУНМЦ его генеральный директор П.А.Душенков, которого в связи с занятостью обычно очень трудно застать на рабочем месте, любезно согласился приехать в Обитель и обсудить вопрос о создании Учебного центра. В результате был разработан договор, который предусматривал, что учебная подготовка сестЈр милосердия будет проходить на базе медицинского колледжа, входящего в состав ВУНМЦ (ныне Государственное Образовательное Учреждение ВУНМЦ МЗ РФ).

Согласно договору, обучение сестЈр милосердия проводится по государственному учебному плану по специальности 0406 "Сестринское дело" с присвоением квалификации "Медицинская сестра на базе среднего (полного) общего образования". Форма обучения очная. Срок обучения 2 года 10 месяцев. В настоящее время на трех курсах Учебного центра обучается 60 человек.

В связи с организационными проблемами (подбор достойных кандидатур в условиях отсутствия информации о работе учебного центра Обители, организация питания и проживания), первая группа будущих сестЈр милосердия была сформирована к концу сентября 1999 года. В это время на дневном отделении колледжа уже шли учебные занятия, и нагрузка преподавателей была утверждена без учЈта группы учебного центра Обители. В связи с этим расходы на оплату часов преподавателям нашей группы взяла на себя Обитель. Проживание в общежитии, относящимся к ВУНМЦ МЗ РФ, было предоставлено бесплатно.

Оплата за обучение, хотя и была серьЈзной статьЈй расходов для Обители, оказалась оправданной в плане известной свободы по формированию состава группы, поскольку позволила Обители набрать студентов, уделяя внимание, прежде всего, их духовно-нравственным качествам, желанию воспитать в своей душе сострадательную любовь к больному человеку. Подбор абитуриентов для второго набора (2000/01 учебный год) происходил без спешки, на протяжении зимы и весны 2000 года. Так как обучение было платным (согласно договору обучение оплачивала Обитель), это дало возможность не ограничивать возраст поступающих. Среди желающих учиться были не только вчерашние школьницы, но и имеющие дипломы среднего специального и высшего образования, в том числе МГУ. Обязательным условием для поступления была письменная рекомендация духовника или настоятеля прихода, в котором абитуриентка постоянно окормлялась духовно.

Отбор абитуриентов оправдал возлагавшиеся на него надежды. Обе группы учебного центра Обители с самого начала отличались более высокой успеваемостью и, главное, прилежанием по сравнению со светскими группами колледжа. Поэтому генеральный директор ГОУ ВУНМЦ П.А.Душенков принял решение о переводе вновь поступающих групп учебного центра Обители на бюджетную основу. Для Обители это было значительным облегчением в отношении финансового бремени, которое она несла по содержанию Учебного центра. С другой стороны, это свидетельствовало о том, что договор между Обителью и ВУНМЦ приобретает более надежное основание - не только Церковь что-то вносила от себя в исполнение условий Договора, но и светская организация взяла на себя определенные материальные обязательства.

Следует подчеркнуть, что медицинский колледж ГОУ ВУНМЦ является ведущим образовательным учреждением, осуществляющим подготовку специалистов для всей России и предоставляющим общежитие для иногородних. В то же время и Учебный центр Обители предназначен для обучения девушек, направляемых различными епархиями России. В этом направления деятельности, цели и интересы двух организаций, - и религиозной, и государственной, - совпадают. Руководством ГОУ ВУНМЦ был выделен этаж в общежитии, где проживают только воспитанницы учебного центра Марфо-Мариинской обители.

Финансирование учебного центра и программы его деятельности осуществлялось и осуществляется в рамках сотрудничества с благотворительными организациями г. Дармштадта по проекту "Профессиональная подготовка мультипликаторов в сестричествах и социальных благотворительных учреждениях для организации и внедрения патронажа в России и СНГ". Основной статьЈй расходов по данному проекту является питание. Следует отметить, что первые два года наши студенты питались в столовой ГОУ ВУНМЦ, где пища для них готовилась отдельно, с соблюдением постов, сред и пятниц. Так как сумма, поступающая на оплату питания, на каждый год оставалась неизменной, а инфляция, рост цен на продукты питания и увеличение численности студентов требовали все больше средств, то пришлось организовать собственную трапезу на этаже в общежитии силами сестЈр милосердия. Это оказалось значительно дешевле, чем в столовой, и способствовало развитию кулинарных способностей и навыков у наших студенток. Конечно, это было сопряжено и с немалыми трудностями: отсутствием помещения под трапезную, самостоятельной доставкой продуктов и т.п.

Но однажды с Божией помощью всЈ изменилось. Советом Директоров ДСК-1 (Домостроительный комбинат N 1) было принято постановление от 18.12.2001 года "Об оказании благотворительной помощи Марфо-Мариинской обители милосердия". Силами ДСК-1 были выполнены электромонтажные работы и ремонт помещений третьего этажа общежития, где проживают воспитанницы учебного центра Обители. В результате этаж преобразился: красивые обои, люстры, новая сантехника, деревянные двери, заботливо подобранная новая мебель сделали из номеров общежития уютные домашние комнаты. Появилась трапезная и кухня со всеми условиями для приготовления пищи. ВсЈ это делалось работниками ДСК-1 с большой любовью, вниманием, заботой и быстрыми темпами. Ремонт осуществили в течение двух месяцев. ВсЈ это не было бы возможным без генерального директора ДСК-1 В.Е.Копелева и заместителя генерального директора ДСК-1 В.М.Мишина. С тех пор ДСК-1 не оставляет сестЈр милосердия своим вниманием и заботой.

Процесс интеграции новой структуры учебного центра Обители в учебно-воспитательный процесс колледжа проходил на удивление гладко, если не считать небольших искушений. Наверное, поначалу нелегко было будущим сестрам милосердия, ожидая начала занятия в коридорах колледжа, замечать вопросительные взгляды студенток и студентов светских групп, обращЈнные на их длинные юбки и покрытые косынками волосы, зная, что за глаза их называют монашками (впрочем, без всякой злобы). Была некоторая настороженность и у преподавателей.

Иные поначалу пытались отказаться от преподавания в группе, объясняя это своими атеистическими взглядами. Наверное, они боялись, что не смогут найти общего языка с нашими студентами. Но никто и не думал говорить, что православным студентам не место в медицинском колледже, что они мешают учебному и воспитательному процессу. Думается, немалая роль в успешном начале работы Учебного центра принадлежит духовному авторитету Обители, не утраченному за годы активного насаждения в обществе неправославного, атеистического мировоззрения. Нельзя не отметить и мудрой политики генерального директора ГОУ ВУНМЦ МЗ РФ П.А.Душенкова. Подписывая договор с Марфо-Мариинской Обителью в собственном учреждении, он с самого начала проявлял перед подчинЈнными уважительное отношение к православным верующим и подчЈркивал целесообразность создания в колледже таких групп для улучшения морально-нравственного климата в коллективе студентов и преподавателей.

Ныне от былой настороженности не осталось и следа. Преподаватели с удовольствием работают в группах учебного центра Обители, отмечая высокую успеваемость будущих сестЈр милосердия, их желание учиться и ответственное отношение к любым поручениям, будь то приготовление домашнего задания, написание рефератов или уборка в учебной аудитории после занятий.

Помимо обязательной программы колледжа, воспитанницы Учебного центра изучают духовные дисциплины: катихизис, историю Церкви, Священное Писание Нового Завета, агиологию. Воспитанницам Учебного центра читаются также лекции по основам допастырского душепопечения, что особенно важно в подготовке сестер милосердия, ибо их задача - не только забота о выздоровлении тела больного, но и попечение о его душе. Цель такого служения сестры милосердия - миссионерская: обратить душевные силы больного к Богу и, в соработничестве со священником, уврачевать больного духовно.

Практические навыки по уходу воспитанницы получают с первого курса в НИИ им. Склифосовского Н.В. и госпитале им. Бурденко Н.Н.
В ГОУ ВУНМЦ часто проходят совещания, методические и научные семинары в области среднего и высшего медицинского образования, на которых присутствуют, в том числе, ректоры и проректоры медицинских вузов, директора медицинских училищ и колледжей со всех регионов России. Они уже наслышаны об учебном центре Марфо-Мариинской обители, проявляют интерес к его деятельности и, конечно, хотят ближе познакомиться с его воспитанницами и условиями, в которых они проживают. То, что они видят на нашем этаже в общежитии, никого не оставляет равнодушным. Естественным выглядит желание директоров многих медицинских училищ и колледжей России перенять опыт взаимодействия религиозных и государственных учреждений и создать у себя если и не учебные центры, то хотя бы отдельные группы сестЈр милосердия. В связи с этим представляется небесполезным представить не только факты взаимодействия религиозных и государственных учреждений и действия, предпринимаемые со стороны последних, но и опыт внутреннего устройства самого учебного центра Обители и его духовной жизни.

ПодчеркнЈм, что создание учебного центра для сестЈр милосердия является результатом не только административной деятельности. Важным условием успешной работы Центра является благословение и постоянное внимание Святейшего Патриарха Алексия II. Марфо-Мариинская Обитель является Патриашим подворьем, имеющим особые церковные традиции и небесных покровителей в лице новомучеников, в земле Российской просиявших. Назначенная Святейшим Патриархом начальница Мария Николаевна Крючкова - в настоящее время настоятельница Патриаршего подворья Марфо-Мариинской Обители милосердия монахиня Елизавета - главным в своей деятельности на благо Обители и Церкви видит восстановление тех духовных традиций, которые имелись в Обители при первой Настоятельнице Елизавете Федоровне Романовой (прославленной в лике святых как преподобномученица). По милости Божией и при поддержке Святейшего Патриарха, многое удалось сделать, и в особенности, в Учебном центре Обители.

С самого начала существования Учебного центра для его воспитанниц был введен полумонастырский Устав. В общежитии создана молитвенная комната, в которой совершается ежедневное молитвенное правило - утренние и вечерние молитвы, акафисты. Порядок совершения акафистов такой же, как при Елизавете Федоровне: в понедельник - акафист Небесным силам бесплотным; во вторник - Покрову Пресвятой Богородицы; в среду - праведным Марфе и Марии; в четверг - святителю Николаю, Мир Ликийских чудотворцу; в пятницу - Страстям Христовым; в субботу - храмовая молитва; в воскресенье вечером - акафист преподобномученице Великой княгине Елизавете. В некоторых случаях совершаются молебны, в дни поста читаются покаянные каноны.

В определенном порядке совершается общая трапеза, за которой читаются жития святых. Трапеза поставляется 4 раза: трижды - полная трапеза и полдник - чай с выпечкой.

Воспитанницы Учебного центра имеют определенные послушания, которые совершаются в порядке очереди - покупка продуктов, приготовление пищи, уборка помещений. Среди воспитанниц создан актив, который отвечает за выполнение послушаний, составляет графики дежурств.

Существуют правила внутреннего распорядка, согласованные со светским руководством общежития, однако, они существенно отличаются от правил, имеющихся в обычных общежитиях. Красной нитью упомянутых правил является послушание и повиновение наставникам, по слову апостола Павла: "Повинуйтесь наставникам вашим и будьте покорны: ибо они неусыпно пекутся о душах ваших, как обязанные дать отчет... (Евр. 13,17)". Правила составлены с учетом традиций Обители: подъем в 6 час. 30 мин.; в 7 час. - утреннее правило; в 8 час. - завтрак; в 9 час. - начало учебных занятий в Медицинском колледже; 12 час. - обед; с 12 час 45 мин до 16 час. - продолжение занятий. В 17 час. у воспитанниц полдник, в 19 час. - ужин. С 19. 30 до 21 часа - самоподготовка; в 21 час чтение акафиста и вечернее правило. В 23 часа - сон. В вечернее время в понедельник и среду проводятся занятия по пению; во вторник - занятия со священником богословскими дисциплинами, в четверг воспитанницы после 16 час имеют свободное время для личных занятий. По пятницам или субботам воспитанницы Учебного центра осуществляют патронаж одиноких, пожилых и больных людей с тяжелыми формами сахарного диабета, состояниями после перенесенного паралича или перелома шейки бедра, в частности, ветеранов труда ДСК-1. Обитель получает большое количество благодарностей от патронируемых воспитанницами лиц.

Покидать общежитие медицинского колледжа разрешается только по уважительной причине и с разрешения начальницы Обители. Для поездок в другие города требуется письменное прошение с указанием причины, адреса, по которому будет находиться воспитанница, и времени возвращения.

Послушание наставникам не просто требование устава или распорядка дня, а следствие особой традиции Обители. После некоторого испытания (до 2 мес.) девушки, принятые в Учебный центр, дают обет послушания на время обучения. Обет дается по особому чину посвящения в воспитанницы Обители, совершаемому в храме. С момента принятия обета воспитанница Учебного центра является насельницей Марфо-Мариинской Обители. Внешним знаком этого является вручение воспитанницам косынок особого покроя, которые они надевают на послушания, учебные занятия, на молитву. Как дополнение к косынке на медицинские занятия воспитанницы надевают форму специального покроя. Форменная одежда имеет воспитательное значение - она дисциплинирует, выравнивает отношения в группе, повышает ответственность. Это важно еще и потому, что группа выделяется на фоне светских учебных групп как православная, а, следовательно, по всеобщему мнению, она должна быть образцом. Воспитанницы пока оправдывают такие ожидания - даже удовлетворительные оценки бывают редко. Воспитанницы говорят: "Стыдно плохо учиться".

С 2002 года учебные группы стали смешанными, то есть вместе с воспитанницами Учебного центра обучаются светские девушки - никаких негативных явлений или конфликтных ситуаций при этом не возникало. Для воспитанниц это позитивный момент, поскольку некоторая самозамкнутость в группах и общежитии не способствует в дальнейшем общественной работе сестры милосердия.

"Все обучающие в учебном центре сестры-воспитанницы должны благоговейно участвовать в богослужениях: молитвенно присутствовать или нести клиросное или другое послушание в храме; неисправность в этом священнейшем делании должна признаваться важным нарушением распорядка духовной жизни учащихся сестер милосердия. Обязательным является участие в воскресных и праздничных (двунадесятые праздники) богослужениях" (из Положения об Учебном центре Марфо-Мариинской Обители).

По благословению Святейшего Патриарха Алексия, в 2002 году Учебному центру был выделен для воскресных и праздничных богослужений храм великомученицы Варвары в Зарядье. Воспитанницы учебного центра принимают активное участие в службах. Они составили хор из 20 человек, которым руководит профессиональный регент. Члены хора овладели уставным пением и всеми песнопениями всенощного бдения и литургии. Воспитанницы освоили церковное чтение и читают кафизмы, каноны, часы. Воспитанницы регулярно исповедуются и причащаются Святых Христовых Таин.
С воспитанницами совершаются паломнические поездки - в Оптину пустынь, Серафимо-Дивеевский монастырь, Троице-Сергиеву Лавру.
Силами воспитанниц создан студенческий хор, в репертуар которого входят произведения классического и церковного содержания. Выступления хора проходят в Обители и медицинском колледже.

Некоторые воспитанницы принимают решение после окончания образования остаться в Обители в качестве обетных сестер. Это также является традицией Марфо-Мариинской Обители, поскольку при Великой княгине Елизавете Федоровне девицы, обучавшиеся медицинской профессии сестры милосердия, принимали обет послушания, нестяжания и целомудрия, время которого не было ограничено. В то же время эти обеты не носили характера монашеских и позволяли обетной сестре, при изменении жизненных обстоятельств, изменить свой выбор. В 2002 году две выпускницы из первого выпуска приняли такие обеты и пополнили сестричество Марфо-Мариинской Обители. Сейчас они несут послушание, участвуя в учебно-воспитательном процессе на базе Учебного центра.

Окончание обучения в Центре не ограничивает дальнейший выбор воспитанницы. Она может вернуться в сестричество, которое направило ее на учебу, остаться в Обители или работать в медицинских учреждениях города Москвы.

Для поступления в Учебный центр Марфо-Мариинской Обители необходимы следующие документы - прошение на имя настоятельницы Обители монахини Елизаветы (Крючковой) о зачислении в Учебный центр Марфо-Мариинской обители и письменная рекомендация духовника будущей воспитанницы или настоятеля прихода, в котором она постоянно окормляется духовно; прочие документы одинаковы для всех медицинских училищ.

До приемных экзаменов проводится предварительное собеседование со священником, которое имеет целью выяснить степень церковности, желающей обучаться в Учебном центре, а кроме того выясняется наличие ОПЫТА МИЛОСЕРДИЯ - в семье по уходу за родственниками, либо опыт работы в медицинских учреждениях в качестве младшего медперсонала, в патронажной службе Обители в качестве вспомогательного персонала для оценки степени серьезности сделанного выбора.
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Священник Валентин Жохов
Все статьи Священник Валентин Жохов
Новости Москвы
Все статьи темы
Последние комментарии
История России на духовно-политической карте
Новый комментарий от РомКа
25.04.2024 10:37
Правда Православия и ложь «христианских» либералов
Новый комментарий от Павел Тихомиров
25.04.2024 10:32
О чём говорят американские конспирологи
Новый комментарий от Павел Тихомиров
25.04.2024 09:36
Потерянное время
Новый комментарий от Дмитрий_белорус
25.04.2024 01:01
«Регионы должны укрупняться»
Новый комментарий от учитель
24.04.2024 22:24