Бог рассудит, батюшка разведет

Институт церковных судов поможет разоблачить опасные для здоровья и кошелька людей секты

Архиерейский Собор 2004 
0
407
Время на чтение 4 минуты
В России появится суд, абсолютно зависимый от власти. При этом никакой публичности: на его заседания не пустят ни журналистов, ни представителей общественности. Все разбирательства заранее объявлены закрытыми. Наказания же новый суд будет выносить строгие, вплоть до пожизненного... И при этом власти обещают, что суд будет праведным.


Речь идет не о светском суде, а о церковном. И о властях соответственно духовных. Они решили построить свою собственную вертикаль судебной власти.

От службы отстранить пожизненно

Прошедший недавно Архиерейский собор впервые в России учредил церковный суд. Как сообщил управляющий делами Московского патриархата митрополит Климент: "Предметом церковного судопроизводства будут исключительно канонические вопросы жизни церкви". Можно предположить, что из этих вопросов самым интересным (и, увы, популярным) для мирян будет процедура церковных разводов. Ими станут заниматься церковные суды. А благочестивые прихожане смогут пожаловаться туда на нерадивого священника.

Всех провинившихся священников будут судить по сборнику канонических правил православной церкви. Вполне вероятно, что перед судом предстанут и монахи, которые порой устраивают в монастырях неуставные взаимоотношения. Как в армии. Об этом возник отдельный разговор на Архиерейском соборе.

Глава Синодальной комиссии Московского патриархата по делам монастырей архиепископ Орехово-Зуевский Алексий призвал покончить с "дедовщиной", которая поразила ряд обителей. Интересно, что больше всего обижают младших в... женских монастырях. "Нередко между старшими и младшими в монастырях возникают отношения не христианского единения и любви, а разобщенности по принципу - кто кем командует, - сказал владыко. - Подобные отношения напоминают пресловутую армейскую "дедовщину" и непременно должны вызывать незамедлительное вмешательство монастырского совета. Столь пагубные явления надо устранять сразу и безвозвратно. Дисциплина в монастыре не может строиться на принуждении, ибо насильно в Царство Небесное не затащишь".

Несладко придется на суде и согрешившим священникам. Кстати, неумеренное винопитие - это повод для запрета на священнослужение. Подобное же наказание может понести и батюшка, не подчиняющийся своему руководству, например отказывающийся ехать к новому месту службы. Запрет на священнослужения считается очень суровым наказанием. Он накладывается как временно, так и пожизненно. А за самые тяжкие прегрешения суд вправе вообще лишить священника сана и даже отлучить расстригу от церкви.

Хотя все дела, которые будут рассматривать такие суды, являются сугубо внутренними для церкви, простых верующих они тоже касаются. Прихожане и послушники смогут получить судебную защиту от распоясавшихся церковных старослужащих. А обвенчавшиеся миряне, чей брак распался, через этот суд будут оформлять церковные разводы. Впрочем, это не значит, что развенчаться станет легче. Церковь отнюдь не поощряет второбрачия.

Приговор обжалуют на небесах

Поэтому с мирскими делами в этот суд можно даже не соваться. Строго говоря, церковные суды существовали и до революции. Но тогда они не были самостоятельным институтом, а входили в систему так называемых духовных консисторий.

Нынешний устав Русской православной церкви установил три инстанции церковного суда. Первая - самая низшая - это епархиальные суды, имеющие юрисдикцию в пределах своих епархий. Теоретически их можно сравнить с региональными судами. Выше стоит общецерковный суд с юрисдикцией в пределах всей Русской православной церкви. (Это как Верховный суд для государства.) А в качестве органа высшей судебной власти установлен суд Архиерейского собора с юрисдикцией также в пределах Русской православной церкви. У него сила почти, как у Конституционного суда. Но прямых аналогий со светскими учреждениями (коими и являются общегражданские суды), естественно, проводить нельзя.

Суд первой инстанции состоит не менее чем из пяти судей, срок их полномочий - три года с возможностью переназначения или переизбрания на новый срок.

Все решения этих судов, а также вызовы, запросы, распоряжения подлежат обязательному исполнению на подведомственной территории. Разбирательство дел ведется в закрытом режиме.

В остальном слушания дела будут мало чем отличаться от обычных. Согласно положению, епархиальный суд исследует и оценивает собранные по делу доказательства, в том числе вещественные, изучает аудио- и видеозаписи, допрашивает свидетелей.

Однако формально епархиальный суд не полномочен никого наказывать. Он лишь будет выносить вердикт, условно говоря, виновен или не виновен. Но в законную силу его решение вступит после утверждения епархиальным архиереем. На это последнему отводится семь дней. Он же и должен решить вопрос с наказанием.

Светские законы не отменяют духовных

В Министерстве юстиции России напомнили корреспонденту "РГ", что церковь в России отделена от государства. Де-юре Русская православная церковь ничем не отличается от других конфессий. Поэтому по статусу церковные суды являются скорее дисциплинарными комиссиями. Еще их можно условно сравнить с товарищескими судами, существовавшими в советское время. Впрочем, одно яркое отличие есть: церковные суды будут не только пропесочивать нарушителей, но и разбирать теоретические споры. К тому же их вес и статус внутри церкви, безусловно, будет гораздо выше, чем у советских дисциплинарных комиссий и товарищеских судов. Но юридической силы для светских властей решения епархиальных судов не имеют.

Правда, в одном вопросе церковные суды смогут оказать значительную помощь светским властям. Как разъяснили в министерстве юстиции, сейчас фактически нет механизма борьбы с тоталитарными сектами. В законах даже отсутствует само определение секты. А в правоохранительных органах мало специалистов, разбирающихся в этой специфике.

Между тем есть секты, которые используют вывеску Русской православной церкви как прикрытие. Они создают монастыри, якобы входящие в систему РПЦ, но по сути являющиеся сектами. А некоторые расхождения с официальной религией они объясняют теоретическими спорами. Процесс разрешения этих споров занимает в церкви длительное время. Люди же идут в "поддельные" монастыри и храмы, полагая, что они являются частью Русской православной церкви. А попадают фактически к мошенникам от религии. Сотни обманутых, обобранных людей, слушая сектантских проповедников, остаются на улице без домов и квартир. Счет тех, кто получил в таких сектах необратимые травмы психики, идет уже на тысячи.

Сейчас, когда появятся церковные суды, есть надежда, что они будут быстрее выводить на чистую воду подобных "раскольников". Это поможет спасти не только души, но и тела людей, ставших жертвами сект, "работающих" под православие.

15 октября 2004 г.
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Владислав Куликов
Миссия невыполнима
Для миссионерской деятельности могут установить правила
25.11.2015
Не примут на веру
Доходы религиозных организаций не будут коммерческой тайной
26.11.2014
Не зовите меня Люцифером
Готовится законопроект, запрещающий давать экзотические имена
05.11.2014
Обряд приравняют к митингу
Минюст предлагает согласовывать религиозные мероприятия на улицах
12.03.2013
Помолимся перед экзаменом
Законопроект о создании в школах "молельных комнат" подкорректируют
16.11.2012
Все статьи Владислав Куликов
Архиерейский Собор 2004
К сожалению, по странным причинам...
Епископ Тульчинский и Брацлавский Ипполит рассказывает о закулисных механизмах, с помощью которых церковные либералы-отступники манипулировали Архиерейским Собором
27.11.2004
Кто дискредитирует Архиерейский Собор?
Еще раз о пресловутых приложениях 4 и 5 к докладу митрополита Ювеналия
19.11.2004
Все статьи темы
Последние комментарии
Религиозная амбивалентность?
Новый комментарий от Наблюдатель
04.11.2024 12:30
«Хиджабы, никабы, ещё нужно разобраться, что это такое»
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
04.11.2024 10:42
День памяти митрополита Иоанна (Снычёва)
Новый комментарий от Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии
04.11.2024 09:34
Разговор со стеной
Новый комментарий от Vladislav
03.11.2024 23:58
Православный или «квазижидовский»?
Новый комментарий от prot
03.11.2024 23:44