По замыслу такие поправки позволят региональным властям устанавливать в своих областях правила для популяризаторов религиозных идей.
В идеале ограничения позволят отсечь от широкой и доверчивой публики лжепроповедников и вербовщиков из сект. Сегодня, как утверждают разработчики проекта, в нашей стране нет механизма контроля за действиями различных миссионеров, в том числе приехавших из-за рубежа. Что и как они проповедуют? Несут их слова яд или надежду, кто знает? Детально вникать в это особо некому.
Подготовлен законопроект в Архангельском областном Собрании депутатов. В ближайшие дни инициатива должна быть рассмотрена региональным парламентом и после этого, как планируется, будет внесена в Госдуму. Одновременно областные депутаты намерены принять региональный закон, регулирующий деятельность миссионеров.
По словам экспертов, сегодня уже в девяти регионах страны законы о миссионерской деятельности приняты. А еще в 20 регионах такие законы предлагались и либо не прошли, либо были отменены.
"Наша позиция однозначна: изменения в закон необходимы, чтобы дать регионам право взять миссионерскую деятельность под контроль, - сказала "РГ" депутат Архангельского областного Собрания депутатов Екатерина Поздеева. - Деятельность сект за последние несколько лет стала существенно заметнее, а последствия страшнее. Теперь они не только ходят по домам, проводят беседы о Боге и раздают литературу - представители этих организаций стали звонить на мобильные телефоны, в том числе детям, заманивая их в свои ряды".
В прессе немало плачевных историй, когда одурманенные члены сект отдавали своим "духовным наставникам" все: квартиры, машины, накопления. Есть секты, где человека могут изнасиловать и даже убить ради неких "священных" идеалов. В некоторых других нетрадиционных культах особо почитается разврат, в том числе групповой, и тому подобные "ритуалы". Это даже не опиум для народа, а что-то намного худшее.
"Более того, мы считаем, что подобные организации подрывают государственные устои страны - состоящим в сектах зачастую запрещается служить в армии, участвовать в выборах и чтить государственные символы, - говорит Екатерина Поздеева. - Это недопустимо".
Однако из-за того, что федеральные законы не расшифровывают понятие миссионерской деятельности, в регионах часто возникают проблемы. Местные законы оспариваются, а четкого понимания, что может, а что не вправе прописать в этой сфере региональный парламент, нет. Суды на этот счет нередко выносят прямо противоположные решения.
Впервые закон, ограничивающий проповедников-нелегалов, был принят в Белгородской области еще в 2001 году. Он и стал примером для многих региональных законодателей. Этот закон помимо прочего обязывает миссионеров иметь соответствующие документы, удостоверяющие права на информационную и организационную деятельность. Противники пытались обжаловать белгородский закон в Верховном суде России, настаивая, что регион не вправе принимать такие нормы. Но Верховный суд оставил закон в силе, и это стало важным прецедентом. Недавно Верховный суд рассмотрел и жалобу на аналогичный закон Новгородской области. Решение аналогичное, региональные нормы устояли. Однако все вопросы окончательно отпадут, если будет принят федеральный закон."Опасность сект понятна всем без лишних слов, - говорит председатель Палаты молодых законодателей при Совете Федерации Виктор Конопацкий. - Большой опасностью остается и распространение радикальных идей различных деструктивных вероучений. Если сегодня в субъектах России принимаются региональные законы, то вполне можно задуматься и о целесообразности поддержки голоса регионов и принятия федерального закона "О миссионерской деятельности". Однако к этому вопросу стоит подходить очень взвешенно".
К тому же, по словам экспертов, термин "миссионерская деятельность" встречается в законодательных актах, и поэтому необходима его законодательная расшифровка.
Подготовленный проект разделяет миссионерскую деятельность на два вида: информационную и организационную. Информационная - это по сути реклама. Брошюры на улицах, сайты в Интернете, статьи в газетах и т.п. Порядок миссионерской деятельности, согласно проекту, должны устанавливать региональные власти.
Вопрос сложный, и, безусловно, есть скептики. "Как мне кажется, то своей цели данный законопроект не достигнет - сам по себе он не упорядочит деятельность религиозных объединений, - полагает депутат муниципального образования Санкт-Петербурга муниципального округа "Петровский" Екатерина Зиновкина. - Ведь нам важна неформальная сторона вопроса. Упорядочить может мониторинг или общественный контроль. Для этого необязательно вводить федеральные законы - достаточно создать портал для информирования о "неправильных" действиях и призывах религиозных объединений, а также сообщать населению, какие регионы в этом смысле защищены менее всего".
http://www.rg.ru/2015/11/25/pravila.html