Совет одной из парламентских партий по разработке и совершенствованию законодательства приступил к работе над законопроектом, запрещающим использовать в именах детей цифры, знаки препинания и различные символы.
"Сегодня в нашей стране родителям предоставлена полная свобода выбора имени своему ребенку, - сказала "РГ" один из инициаторов разработки законопроекта адвокат Виктория Пашкова. - Органы ЗАГС не вправе отказывать в регистрации имени ребенка по причине его неблагозвучности, обидности, оскорбительности, некультурности, непроизносимости и т.д. Точно так же его сотрудники не могут каким-либо иным образом повлиять на выбор родителей".
Долгое время такое положение считалось само собой разумеющимся. Однако появились родители, которым удалось сделать невозможное: своими поступками они посеяли в души правоведов сомнения в безоговорочном праве человека дать совсем уж любое имя своему ребенку. Самый громкий случай, пожалуй, история мальчика с именем БОЧ рВФ 260602 (Биологический объект человека рода Ворониных - Фроловых, родившийся 26 июня 2002 года), которая не разрешается вот уже на протяжении 10 лет. "Маленький БОЧ (так его называют) до сих пор живет без документов, так как суд встал на сторону органов ЗАГС Москвы, отказавшихся регистрировать ребенка с таким именем в защиту его интересов", - рассказывает Виктория Пашкова
Следующий раунд правового противостояния, надо полагать, не за горами: когда ребенку придет пора получать паспорт. Кто бы ни победил в этом споре, проигравшим останется ребенок. И непонятно, что хуже в его ситуации: остаться на всю жизнь без документов, или жить со столь экстравагантным именем в паспорте. В армию, конечно, возьмут и с таким. А пусть потом попробует устроиться на хорошую работу или, допустим, получить визу. Проблемы гарантированы на всю жизнь.
По словам адвокатов, право на имя относится прежде всего к гражданским правам. "Имя является важнейшим юридическим понятием, которое широко используется и в теории, и в практике, но своего легального толкования оно не получило", - говорит Виктория Пашкова. Именно так: наше имя живет в документах, открывает или закрывает перед нами какие-то двери, позволяет нас отличить в общей массе человечества. Безусловно, какое имя носить человеку, дело сугубо семейное. Государство не вправе указывать людям, как называть детей, мол, кто родился по понедельникам, зовется Иванами да Марьями, кто по вторникам - Русланами и Людмилами. Однако и родители не должны забывать, что имя придется носить в обществе, можно сказать, у всех на виду, а значит, какие-то правила приличия при этом соблюдать просто необходимо. Таков примерный ход рассуждений сторонников идеи.
Но есть и критики, многим юристам идея резко не понравилась. "Ну не создаются же законы, запрещающие людям болеть? - написал один из экспертов. - Аналогично и здесь. Это больше социальная проблема, чем проблема отсутствия определенных запретов. Общество создало условия, в которых все чаще и чаще появляются люди с отклонениями. Задача бороться с причиной, а не запрещать проявление отклонений".
Некоторые указывали, что случай ребенка по имени БОЧ уникальный, стоит ли создавать закон под одного человека? В любом случае вряд ли в дальнейшем появится много желающих поставить точку или тире в имени, скажем, сына. Зато в пределах обычного алфавита родители упражняются во всю мощь своего воображения. В этом году органы ЗАГС Москвы, которые ведут статистику имен с 1998 года, опубликовали список самых необычных имен. С каждым годом фантазия родителей только набирает обороты. В прошлом году у мальчиков зарегистрированы такие имена, как Космос, Океан, Скай.
Среди девочек появилась Алиса-Нефертити. Еще где-то
подрастают мальчики с именами Будда-Александр, Господин, Мононо Никита и
другие. Можно, конечно, спорить, насколько удачно выбраны имена. Но да -
интересно, запоминающе. Девочку с именем Заря-Заряница, Вишня или
Луналика точно никогда не забудешь. Но серьезно задуматься о праве
родителей на оригинальность заставил недавний случай в Перми, когда
ребенка назвали Люцифером.
Попытки родителей поэкспериментировать над именем своего ребенка строго
пресекаются законодательством разных стран, как негативно сказывающиеся
на детской психике, рассказывает Виктория Пашкова. Кодекс Республики
Беларусь о браке и семье запрещает давать детям имена, которые
противоречат нормам морали и национальным традициям. В Германии
запрещены предосудительные имена, поскольку они могут вызвать
дезориентирующие представления, ввести в заблуждение. В Швеции не
регистрируются имена, которые могут оскорбить или вызвать трудности у их
носителя или по другой причине не могут быть именами.
В Новой Зеландии идея создания списка разрешенных имен появилась после того, как с 2001 года родители 62 раза хотели назвать своего ребенка Правосудием и 31 раз Королем, 6 раз - Люцифером, дважды Мессия и Христос, одиножды 4Real (Взаправду), несколько раз и вовсе обозначить имя ребенка знаком звездочка (*) или период (". "). Несмотря на существующий государственный контроль, в 2008 году Новая Зеландия попала в мировые новости благодаря близнецам, которых назвали Benson & Hedges (в честь популярной марки сигарет). В стране также нашлись дети с именами Жестокость и Автобусная остановка № 16. После учреждения разрешенного списка имен четыре года назад органы опеки забрали у родителей девятилетнюю девочку с именем "Тулула танцует гавайскую хулу", чтобы изменить ее имя.
Кстати, похожий справочник личных имен, который впоследствии неоднократно переиздавался, был разработан еще в РСФСР в 1957 году и включал наиболее распространенные русские имена и имена народов автономных республик и областей РСФСР. Именно он был рекомендован Министерством юстиции РСФСР для работы органам ЗАГСа. Сегодня в помощь работникам ЗАГСов существует большое количество подобных справочников различных авторов, не носящих какой-либо правовой характер.
Некоторые члены совета одной из парламентских партий по разработке и совершенствованию законодательства предложили подумать о разработке минюстом, в ведении которого находятся вопросы регистрации актов гражданского состояния, единого перечня имен для работы органам ЗАГС. "В случаях, когда родители пожелают выбрать другое имя для ребенка, для осуществления регистрации его рождения им будет необходимо получить разрешение органов опеки по аналогии со ст. 59 Семейного кодекса РФ", - комментирует инициативу коллег Виктория Пашкова. Например, если имени не будет в перечне, необходимо для регистрации получить положительное заключение органа опеки и попечительства. А если имя меняет взрослое лицо, то такое заключение не требуется.
http://www.rg.ru/2014/11/06/proekt.html