itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Прекрасные дамы гранитного города

Общество 
0
169
Время на чтение 4 минуты
Странствия Мадонны Рафаэля
В Эрмитаже праздник - сюда приехала "Мадонна Альба". Хотелось бы сказать "вернулась" - но, увы, визит продлится лишь месяц. У этой выставки одной картины из цикла "Шедевры музеев мира в Эрмитаже" особый, символический смысл: почти столетие полотно Рафаэля "Мария с младенцем и Иоанном Крестителем" находилось в Петербурге. Как знать, не перед ним ли к Пушкину пришли строки, вложенные в уста Сальери: "Мне не смешно, когда маляр негодный / Мне пачкает Мадонну Рафаэля"... Во всяком случае, среди российских музеев только Эрмитаж располагает шедеврами таких мастеров Высокого Возрождения, как Леонардо, Рафаэль и Джорджоне. Правда, лет 70 назад в Зимнем дворце их было куда больше, чем сегодня. Но уже с конца 1930-х простой, гармонически ясный образ, признанный одним из самых выдающихся достижений итальянской живописи, украшает Национальную художественную галерею в Вашингтоне. Российские искусствоведы протестовали, получив в 1928 году "особый список" шедевров, предназначенных к продаже (с именами Ватто, Рубенса, Рембрандта и мастеров Северного Возрождения, помимо великих итальянцев), и предупреждали, что "картинная галерея Эрмитажа как таковая больше не будет существовать".

"Мадонна Альба" - самая значительная, самая крупная, самая зрелая и самая знаменитая из четырех картин Рафаэля, имеющихся в Эрмитаже, - писал тогда заведующий картинной галереей Д.Шмидт. - Без "Мадонны Альба" самый достопримечательный период Рафаэля, а именно римский, останется непредставленным в Эрмитаже, а ампутированная картина его эволюции потеряет всякий исторический смысл". И подчеркивал, что в случае потери полотна "лишится своего стержня" и общая картина эволюции итальянской живописи в стенах Эрмитажа.

Испанское имя "Мадонны Альба" напоминает о том, как много пришлось ей странствовать. Написана картина около 1510 года в Риме, когда художник из Урбино, поработав во Флоренции, по приглашению папы Юлия II приехал в Рим и попал под обаяние Микеланджело. Отсюда сложнейшая композиция тондо: три фигуры на лугу, на фоне горного пейзажа, виртуозно вписаны в круг диаметром 95 см (для чего требуется исключительное мастерство: "Если массы не будут сбалансированы, картина буквально покатится, как колесо", - отмечал почетный директор Национальной галереи Джон Уокер). Вскоре полотно надолго осело в монастыре Монте-Оливето близ Неаполя, пока в 1686 году его не купил испанский наместник, маркиз дель Карпио; затем картина перешла к его дочери, вышедшей замуж за десятого герцога Альба. И пала жертвой интриг: хотя "Мадонна" Рафаэля считалась неотчуждаемым фамильным наследством, та самая герцогиня Альба, что вдохновляла Гойю, или ее наследники были вынуждены по приказу короля Карла VI продать картину всесильному герцогу Мануэлю Годою. Когда же судьба от него отвернулась, роскошную коллекцию Годоя немедленно конфисковали и выставили на торги, и семье Альба не удалось вернуть свою "Мадонну". Купленная датским посланником в Мадриде графом Э. фон Бурке, она перекочевала в Лондон и за 4 тысячи фунтов стерлингов была продана крупному английскому коллекционеру банкиру У. Кузвельту. (Кстати, часть его собрания, находившегося тогда в Амстердаме, в 1814 году приобрел лично Александр I). А в 1836 году лондонский банкир продал полотно Рафаэля в Эрмитаж уже за 14 тысяч фунтов стерлингов. Однако цена, которую спустя столетие дал за картину Эндрю Меллон, в 1931 году ставший ее обладателем в результате "сталинских распродаж", была рекордной для своего времени: 1660400 долларов, или 233000 фунтов стерлингов. В 1937 году финансист, вошедший в число основателей Национальной галереи Вашингтона, подарил "Мадонну" музею в составе 20 картин, среди которых был еще один Рафаэль из Эрмитажа - картина "Св.Георгий, поражающий дракона". Дар Меллона включал в себя целый ряд эрмитажных полотен, проданных правительством СССР: "Венера перед зеркалом" Тициана и "Благовещение" Яна ван Эйка в 1997 и 2000 годах побывали гостями в своем прежнем доме, сотрудники Эрмитажа надеются получить на время (увы, краткое) и "Поклонение волхвов" Боттичелли.

Красота ненужная

В советскую эпоху не только Эрмитаж постигли несчастья - они охватили весь "гранитный город славы и беды"... Эти пророческие слова еще в 1915 году произнесла Анна Ахматова, и сама к столетию со дня рождения получившая музей. Теперь, празднуя свое 15-летие, монографический Музей Ахматовой решил рассказать об изломанных судьбах ее современниц. Небольшая и скромная экспозиция в Фонтанном доме, для которой из фондов достали немало неизвестных публике экспонатов, визуально обозначила не раз поднятую в литературе проблему "Красота ненужная". Героини выставки с этим названием - наделенные талантом женщины Серебряного века, близко знавшие Ахматову, фигурировавшие в ее стихах и поэмах, соприкасавшиеся с поэтами ее круга: Ася Тургенева, Зинаида Гиппиус, Анна Радлова... "Ты ли, Путаница-Психея, Черно-белым веером вея, Наклоняешься надо мной", - это из "Второго посвящения" к "Поэме без героя", адресованного актрисе Ольге Глебовой-Судейкиной. Дружба с Валерией Срезневской продолжалась всю жизнь - на ее смерть в 1964 году Ахматова написала одно из последних, самых проникновенных своих стихотворений. Саломею Андроникову-Гальперн воспел Осип Мандельштам ("Когда, соломинка, не спишь в огромной спальне..."), который тогда же, в сборнике "Камень", пытался провидеть будущее: "В Петрополе прозрачном мы умрем, /Где властвует над нами Прозерпина". Поэт не угадал: рок разметал по свету стихотворцев и вдохновлявших их прекрасных дам, - хотя сбылись слова, обращенные к самой Ахматовой - "Кассандре": "Когда-нибудь в столице шалой, /На скифском празднике, на берегу Невы /При звуках омерзительного бала/ Сорвут платок с прекрасной головы"... Для кого-то из персонажей выставки блистательный Петербург сменился ГУЛАГом или эмиграцией, иные же, как актриса и художница Ольга Гильдебрандт-Арбенина, тихо угасали среди обломков старого быта в ленинградских коммуналках, не реализовав свой творческий потенциал. Сотрудники Музея Ахматовой объединили разные индивидуальности по своеобразному принципу: все они сумели не просто выжить, но и сохранить человеческое достоинство в чуждую им новую эру. На склоне дней эти незаурядные петербурженки "превратились в легенду для тех немногих, кто был причастен истории Серебряного века и знал его героев и героинь. А в истории культуры они остались символами времени - щедрого на таланты, пряного и необычайно короткого".

В музее предпочли фигуры второго плана, отнюдь не главные в культуре Серебряного века, дабы показать, как эпоха сформировала совершенно особый женский тип. Поэтесса Паллада Богданова-Бельская, балерина Тамара Карсавина, мемуаристка Ирина Одоевцева - ровесницы Ахматовой, чья молодость пришлась на 1910-е годы. Фотографии и мемориальные вещи - шкатулка, зеркало, граммофон, светильники - в экспозиции ничуть не менее красноречивы, чем живописные и графические портреты, среди которых и работы именитых мастеров - Владимира Милашевского или Сергея Судейкина, и впервые представленные произведения Юрия Юркуна. Из этой мозаики вновь возник хрупкий Серебряный век, рассыпавшийся осколками хрусталя и до сих пор звенящий в стихах, ставших для нас почти такой же классикой, как картины Рафаэля.

N 35 9 - 15 сентября 2004
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Елена Широян
Русский путь к премудрости Востока
Исламские рукописи в Москве и древности Ирана в Петербурге
25.08.2004
Все статьи Елена Широян
Общество
Все статьи темы
Последние комментарии
«Такого маршала я не знаю!»
Новый комментарий от Владимир Николаев
29.03.2024 07:07
«Не только кощунственный, но и антигосударственный акт»
Новый комментарий от Александр Волков
29.03.2024 06:47
О красных и белых
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
29.03.2024 00:26
Пикник на обочине Москвы
Новый комментарий от Vladislav
29.03.2024 00:17
Если всерьёз об Эдмунде Шклярском и о «Пикнике»
Новый комментарий от С. Югов
28.03.2024 23:30
«Не плачь, палач», или Ритуальный сатанизм
Новый комментарий от Калужанин
28.03.2024 22:04
Молчать нельзя осаживать
Новый комментарий от Александр Тимофеев
28.03.2024 21:09