- Ваше Высокопреосвященство, расскажите хотя бы коротко об истории Свято-Николаевского собора, о его предназначении.
- Он был задуман и построен как центр Русского Православия на американском континенте трудами будущего Святейшего Патриарха Тихона, а тогда - нашего архипастыря в Северной Америке, который перенес свою архиерейскую кафедру из Калифорнии на Восточное побережье США. Это было очень верное решение, поскольку именно здесь проживало тогда наибольшее число выходцев из России и здесь же было средоточие культурной жизни россиян. Однако в последующем роль и значение кафедрального собора в Нью-Йорке пошли на убыль. Прежде всего потому, что произошли разделения в среде русской эмиграции. Появились иные юрисдикции - в первую очередь, Американская Митрополия, затем Русская Зарубежная Церковь... Сегодня Свято-Николаевский собор, помимо того, что он является местом молитвенной встречи для огромного числа соотечественников, выехавших из бывшего СССР и нынешней России, функционирует и как церковное представительство Московского Патриархата в США.
Впервые я побывал в этом соборе в 1971 году - впечатление от его посещения было очень сложным. Собор замечательный, архитектура прекрасная, хор всегда пел хорошо, священники служили весьма достойно. А вот молящихся было мало. Отношение к собору у людей было непростым. Потому что - и это было не очень справедливо - Русскую Церковь как бы отождествляли с тогдашней политической формой правления в нашей стране; Русскую Церковь называли "красной", и многие побаивались посещать ее храм на 97-й улице.
Но то, что я увидел во время нынешнего визита в США, - это совсем другая картина. И не только потому, что собор изменился внешне, не только потому, что это стал прекрасный храм с дивной росписью и убранством. Но потому, что изменилось содержание его бытия. Сегодня это совсем другая община, объединяющая многие сотни людей.
- А как начиналась миссия Русской православной церкви на американской земле?
- Начатки Православия были занесены на североамериканский континент через Аляску. Вместе с землепроходцами Дежнева и Шелихова в далекую Америку двигались русские монахи. Одним из них был великий святой преподобный Герман, который, оставив родной Валаамский монастырь, положил много трудов по просвещению коренных жителей Аляски. Его достойным преемником стал первый еписком Аляски - святитель Иннокентий (Вениаминов). В ходе своих многочисленных миссионерских поездок протяженностью сотни и тысячи километров, привлекая к православию десятки тысяч людей. Мы по праву называем его апостолом Америки.
В христианском просвещении североамериканского континента немалую, если не сказать, определяющую роль сыграл великий святой России и Америки епископ Алеутский и Аляскинский Тихон - будущий Всероссийский Патриарх, служивший в Новом свете в 1898 - 1907 гг. Надо отметить, что тогда все православные приходы Америки находились в юрисдикции Русской Церкви, и ни у кого это никаких возражений не вызывало.
- Видимо, проблемы возникли после большевистской революции в России?
- Так и было. В силу известных причин связи РПЦ со своей американской епархией оказались во второй четверти XX века затрудненными. Положение усугубилось еще и тем, что с 20-х годов свои национальные епархии в Америке начали учреждать другие поместные церкви. Это привело в конце концов к тому, что сегодня на территории США и Канады действует 11 канонических юрисдикций, не считая всевозможных самозванцев и самосвятов.
Подобное положение нельзя признать нормальным. Поэтому наша принципиальная позиция заключается по-прежнему в том, что в перспективе Православная Церковь в Америке должна быть единой. Первый шаг к этому мы сделали в 1970 году, когда существенной части приходов русского происхождения, объединенных в Американскую Митрополию, была дарована автокефалия (самостоятельность). Это привело к созданию автокефальной Православной Церкви в Америке, ныне насчитывающей более 450 приходов.
- В связи со сказанным: а какую роль играют Патриаршии приходы Московского Патриархата действующие в США и Канаде?
- Сейчас в этих странах 31 Патриарший приход... Не секрет, что с ростом эмиграции в Северную Америку, особенно в 90-е годы прошлого века, не все новоприбывшие из России сумели найти себя в здешней жизни. Проблема адаптации - это и пастырская проблема. На патриаршии приходы возложена именно такая задача - быть, образно говоря, "мостиком", с помощью которого прибывшие на временное или постоянное жительство в Америку обретут душевное равновесие и покой. В этой связи особенно хочется отметить деятельность нашего представительства в Нью-Йорке - Свято-Николаевского собора, о вековом юбилее которого мы говорили вначале. Усилиями Управляющего патриаршими приходами епископа Зарайского Меркурия, клира и прихожан собора в нем создана теплая и задушевная атмосфера любви, которая в большой степени способствует сформированию положительного образа Русского Православия в глазах рядовых американцев. Отрадно, что и наш дипломатический корпус уделяет большое внимание собору.
- Есть еще одна болезненная проблема - отношения двух частей единой Русской Церкви...
- Это разобщение не может продолжаться. Мы с удовлетворением восприняли результаты недавнего первого официального визита в Московский Патриархат делегации Русской Зарубежной Церкви. Готовимся достойно принять в Москве ее главу митрополита Лавра. Понимаем, сделаны лишь первые шаги к уврачеванию трагического раскола единой Церкви, к преодолению изжившего себя разделения, но важность и ценность этих шагов - несомненны.
- И последний вопрос, Ваше Высокопреосвященство: можно ли сказать, что миссия Русской православной Церкви, осуществляемая ею за океаном, еще далеко не окончена?
- Это действительно так: наша миссия продолжается. Русский американец протопресвитер Александр Шмелан, оказавший заметное влияние на религиозную жизнь в США, говорил, что для Православной Церкви "реальными объектами миссии являются государство общество, культура, сама природа, а не та нейтральная среда, по отношению к которой единственная задача Церкви - блюсти свою внутреннюю свободу и отстаивать свою "религиозную жизнь". Поэтому хотел бы в заключение подчеркнуть: историческая ответственность за судьбы Православия в Америке промыслом Божиим возложена на Русскую православную церковь, и она никогда не оставит эту спасительную миссию.
Беседу вел Королев Александр.
Труд N 048 за 17.03.2004