"Весь мир вцепился в Россию!"
- Неужели в Латвии вам уже нечего снимать, раз вы обратили взор на "страшного" соседа?
- Не только мы, многие документалисты мира "вцепились" в Россию. Они ищут там что-то дикое... нет, первозданное. Да простит меня Европа, но вся она одинаковая и скучная. Найти там что-то "первобытное" очень трудно.
У нас все началось с проекта Андиса Мизиша о "мессии" Виссарионе. Мы поехали в нему в Сибирь, в "Солнечный город", и впервые оказались в ТАКОЙ глубинке. Все мы дружно ахнули и поняли: вот где непочатый край! Наша студия снимает путешествия, этнографию, даже антропологию. В той России, что за Уралом, этих тем - искать не переискать.
Главное, там нам очень легко контактировать с людьми, потому что у нас - общее прошлое. Они понимают нас, мы - их. С простым народом очень интересно общаться - люди в глубинке России открыты и темпераментны. И еще: те же датчане или немцы охотно доверяют нам съемки в России, потому что они никогда не достигнут того уровня понимания с людьми, как мы.
Мы поняли, насколько Россия огромна и необъятна в своих человеческих ресурсах. Но стали туда ездить вовсе не оттого, что в Латвии нечего снимать. Просто там все по-другому, и нам там очень нравится.
"Последователи" - это был тяжелый, почти неподъемный фильм, прежде всего потому, что никто не хотел его финансировать. Напуганный тоталитарными сектами Запад не дает денег ни на что, хоть отдаленно связанное с новыми религиями. У кого только я не клянчила денег! Все как один: очень интересно, но - нельзя.
- Так и хочется сказать: идиоты...
- Круглые! Нам в конце концов удалось договориться с РТР - там такие темы не считаются табу, и нашим Национальным киноцентром... Немного денег подкинули датчане.
Свидетели Виссариона
- Отвлечемся от кино. Каким тебе показался Виссарион? Как человек, как мужчина, наконец.
- Как мужчина?! Ха-ха-ха! Меня все время грызло: ну что эти люди в нем нашли? Хотя мы перед интервью с ним заранее представили ему список вопросов и у него была возможность подготовиться, он, отвечая на любой вопрос и не глядя никому в глаза, говорил одно, где-то "плавал", а заканчивал совсем другим. И все таким гипнотизирующим голосом... Очевидно, этот бывший милиционер очень ловкий психолог-манипулятор.
Если меня спросить, несет ли он какое-то зло, я отвечу: нет. С этим согласны многие психологи, с которыми мы говорили. Дело в том, что людей, приходящих к Виссариону, можно отнести к категории риска. Они чувствуют себя в жизни дискомфортно и ищут выхода. Живя среди нас, они могли бы впасть в депрессию, покончить с собой или стать членами куда более опасной группировки.
Компанию Виссариона я бы назвала гибридом колхоза и коммуны хиппи. Живут они по своим придуманным правилам, в эйфории от самих себя. Семьи очень "мобильны" в смене партнеров. И все общее, никакой личной ответственности.
- Они ведь сеют и жнут своими руками?
- Это да, но у них там нет никакой последовательности в обустройстве быта. Десять лет живут в убогих домишках, вокруг грязь. Я хорошо понимаю тех людей, которые поехали туда во имя идеи, но через год-другой смылись. И не понимаю тех, кто остается там жить с надеждой, что все само собой устроится. Это уже люди странные.
- Но интерес к этому "Солнечному городу" не иссякает?
- Нет, что ты! Из Латвии много едут - и русские, и латыши. Они там на каждом шагу попадаются. А на базе того, что мы наснимали, можно написать кучу диссертаций на тему психологии, социологии и прочего. Мы очень удивились, получив минувшей осенью на 6-м Евразийском телефоруме в
Москве главный приз в номинации "Журналист исследует". Это ведь подразумевает: рыть, копать. А мы просто наблюдали за жизнью людей.
От шаманов до "Лавра"
- Еще, - рассказывает Элвита, - мы получили в декабре приз "Лавр" - Российский национальный киноприз в области неигрового кино и телевидения, в номинации "Лучший полнометражный фильм на видео". Сначала нам дали первое место, но там свою роль сыграла политика: как это - латышам первое место?! И его отдали известному режиссеру Виктору Косаковскому. (Как доказательство Элвита показывает мне бронзовую пластинку с "Лавра", где выгравирована цифра "1". - С. Н.). Так мы стали вторыми.
А имя режиссера Мизиша стало авторитетным среди российских профи кино и телевидения. С ним теперь хотят работать, за имя готовы платить. Я работаю как сценарист, мы с Мизишем спелись и работаем в тандеме.
В Россию как ни поедешь - так новая тема. После Виссариона снимали шаманов в Тыве (бывшая Тува), потом маленькую народность - тофаларов, в Восточных Саянах. Поехали туда зимой, наш "газик" сломался, мы бросили в нем половину вещей и тащились пешком по тайге 40 км - два оператора, режиссер Айя Блейя и я. А мороз - 30 градусов.
- Две женщины - жуть! Впрочем, наукой доказано, что вы выносливее мужчин.
- Дошли... Уникальное место, очень интересные люди (когда трезвые). Мы с ними ловили северных оленей. Своего родного языка практически не знают. Сейчас, правда, начали обучать ему в школе. Там замечательные дети: они с 6-7 лет ловят петлями зайцев, сдают шкурки, тем самым зарабатывая почище взрослых. Только бы не спились, когда вырастут. А вообще район считается депрессивным.
- Россия, значит, продолжает спиваться?
- Ну... у Виссариона не пьют. В апреле снова - туда. Зиму отсняли, нужна весна, какое-то возрождение.
- Словом, в Латвии уже нечего снимать, получается?
- Почему? Например, мы нашли семью, живущую в экстремальных условиях, - этакие чудаки-бедняки. Об этом - наш новый фильм "Червяк". Пробуем понять, как можно так странно жить. Эта пара обитает в садовом домике-будочке на берегу озера Юглас, живут с того, что разводят червей для рыболовов. Ему - чуть за шестьдесят, а ей - чуть за сорок. Современные "отверженные". И у них в этих, мягко говоря, экстремальных условиях рождается ребенок. Что ждет его в этой жизни?
- А как ты нашла этих "червяков"?
- Сначала я вышла на человека, который выращивал червяков и продавал их. Узнала, что рыболовы с ночи стоят в очереди за червяками. У меня был шок: какие червяки?! Я очень удивилась и написала сценарий 10-минутного фильма. Достали на него денег, но тут родственники того человека запретили ему сниматься.
Прошло изрядно времени, пока я не нашла этих людей, которые помогли нам взглянуть на жизнь с другой, не "нормальной" точки зрения.
- Твой плюс в том, что ты любопытна и не утратила свойства удивляться.
В ответ Элвита хохочет:
- Это действительно так! Все наши проекты действительно нам очень интересны. Иначе просто невозможно работать.
...Недавно Элвита с коллегами получила премию минкульта "За удачную популяризацию латвийского киноискусства" в проекте "Фильмы на открытом воздухе": прошлым летом они возили по республике передвижной экран и показывали народу фильмы своей студии. Премия скромная, но приятная - 700 Ls.
Теперь Элвита привозит в Ригу фильм известного российского документалиста Виталия Манского "Анатомия "Тату" (он же финансировал ее ленту о Виссарионе) и с 2 по 7 апреля организует в к/т K.Suns его просмотр вместе со своими "Последователями". Впереди другие замечательные проекты в России и о России. Но об этом - в другой раз.
6 марта 2004 г.