Святки - русский экстрим

Общество 
0
177
Время на чтение 4 минуты
Православное Рождество и Святки обычно ассоциируются с колядками и бродячими кукольными театрами - вертепами. Между тем, и то и другое - "импортные забавы", не имеющие никакого отношения к русской традиции святочных забав. В русской деревне испокон веков на Святки бал правила нечистая сила. Веселье в эти дни носило столь экстремальный характер, что по сравнению с ним клубное времяпрепровождение современной молодежи может показаться утренником в детском саду…

Во времена апостольские Рождество и Крещение праздновались одновременно (в армянской церкви эта традиция сохранена до сих пор). Богоявлению - так назывался этот сдвоенный праздник - предшествовал день строжайшего воздержания "до первой звезды" - Сочельник. Впоследствии, когда Богоявление превратилось в два самостоятельных праздника, Сочельников тоже стало два: Рождественский и Крещенский.

Главное блюдо этого дня - сочиво (кутья) ставилось на специальную соломенную подстилку под иконы, рядом клали необмолоченный пшеничный сноп для гаданий на урожай. В эту ночь, согласно преданию, святым людям дано видеть отверстые Небеса, "Пресветлый рай" со всем его немыслимым содержимым и Божьего Сына, сходящего на притихшую землю.

Следующие за Рождеством 12 дней, возникшие как бы из ничего (в результате метаморфозы происшедшей с Богоявлением), - особая часть церковного года, в народе именуемая СВЯТКАМИ.

На самом деле Святки начинаются задолго до Рождества. Уже после зимнего Николы ощущение грядущего веселья окрашивает последние дни "филиппок" (Рождественского поста) в какие-то не вполне "постные" тона. Так же мало "постного" в ярких кострах и неизменном "обетном" бочонке пива на Спиридона-солнцеворота (12 декабря). С этого момента убывавший прежде день начинает удлиняться ("хоть на куриный шаг, хоть на гусиную лапку"). А уж в "законные" послерождественные Святки и подавно - радость молодым бурлящим потоком заливает собою все.

Начало следующего годового цикла, когда отмирающее ветхое преображается в горячее, пульсирующее новое - праздник преимущественно молодежный. Отсюда откровенный эротизм и некоторая чрезмерность традиционных святочных забав. А еще в эти дни русский крещеный человек (обычно степенный и осмотрительный), забыв обо всем, как одержимый, бросается в объятия нечистой силы. Нарушает всевозможные табу, грешит жадно и безоглядно. Грешит так, словно не может не грешить…

"На стыке Старого и Нового года, - гласит народное поверье, - есть страшный разлом. Господь Бог на радостях, что у него родился Сын, позволил чертям покинуть преисподнюю, вот они и гуляют-шалят на воле до самого Крещения. И ничего тут не поделаешь…"

Гадая тысячью различных святочных способов "на суженого-ряженого", деревенская девушка никогда не забывала снять с себя нательный крестик и пояс-оберег (со словами псалма "Живый в помощи Вышнего…"), чтобы не распугать ненароком чертей - какое без них гадание?
Привычный страх перед нечистой силой, заставлявший прежде крестить даже зевнувший рот (чтобы бес не залетел), на Святки куда-то улетучивается. Все наперебой стремятся угодить расшалившимся чертям.

Только на Святки всякий прохожий ("будь ты хоть татарин, хоть мордвин") может в любой избе вдоволь наугощаться хмельным зельем. Только на Святки солидные мужики таскают друг друга за бороды, не поделив гривенник, выигранный в "бабки" или "пристенок". Только на Святки, к вящей радости чертей (изобретателей карточной игры), гордого козырного "бардодыма" (карточный король на деревенский лад) кроет лихая "необыграйка" (козырной туз)...

Если на посиделках в "жировой" избе тебе приглянется густобровая красавица в пестром сарафане, и ты, окрыленный ее многообещающим подмигиванием, последуешь за ней во двор целоваться, тебе почти наверняка набьют полные штаны январским снегом приятели "девицы" (на самом деле переодетого юноши). Так же опасно девушкам заглядываться на статных безусых парней - не ровен час "парень" окажется молодой вдовой или разбитной "солдаткой" - сраму не оберешься.

На деревенской улице вам может встретиться странная процессия: юный "поп" с мочальной "бородой" в "облачении" из рогожи с "кадилом" в руках, а следом - "плакальщицы" и суровые мужчины с нарядным гробом на крутых плечах. "Покойника" (припудренного мукой, со страшными, вырезанными из брюквы кривыми "зубами") весь день будут носить из дома в дом, устраивая то тут, то там "отпевания" и "последние целования". "Покойник" при этом будет то и дело оживать - щипать "плакальщиц" и, страшно вытаращив глаза, носиться за визжащими ребятишками.

Одетые зверями да цыганами ряженые - тоже гости "хоть куда". Вынесут все, что "плохо лежит": ухват - так ухват, валенки - так валенки. Правда, уворованным на Святки нельзя пользоваться - нужно обязательно пропить-прогулять до Крещения.

Ночью к двери вашей избы могут привалить целую гору снега, в печную трубу вылить ведерко-другое студеной воды, а сани отогнать за несколько верст на опушку леса. Не исключено, что вам доведется пережить маленькое "землетрясение" - деревенские весельчаки, вооружившись здоровенным "стягом" (специально подобранным толстым бревном), с разбегу таранят им соседские избы, норовя попасть в "красный угол", чтобы иконы полетели на пол…

Сентиментальные малороссийские колядки, исполняемые чинными "христославами", да кукольные вертепы с волхвами-пастухами (то, что нынче ошибочно считается русской святочной традицией) - на самом деле, не более, чем позднее заимствование. До XVIII века этих благопристойных "импортных" развлечений на Руси не знали - "бал правили" сплошные непристойности.

В отличие от порядком "окатоличенных" малороссов (панически боящихся всякой нечисти), русские люди с чертями были "на короткой ноге" - баловали домовика-хозяюшку нюхательным табаком, а банника - ржаным хлебцем, вышивали маленького "личного" чертика на изнанке рубахи (чтобы чужих не подпускал). В общем, принимали Божий мир таким, каков он есть, - с чертями.

Считалось, что по-настоящему страшна лишь чужая нечисть (различали "своебесие" и "чужебесие")... "Маленький, щупленький, носик востренький, в очках, говорит быстро, складно, да ничего не поймешь, и все время улыбается" Тьфу! Одно слово: "хвранцуз". Ну как от такого отобьешься без "рогатых союзников"?! Святки - самая нижняя точка годового календарного круга - самое время с ними водиться. Вот и колобродил русский человек чертям на радость, себе - на пользу 12 дней. А в ночь на тринадцатый - чертил где только можно мелом крест, молился в Божьем храме и, несмотря на лютый крещенский мороз, с головой окунался в прорубь-иордань, смывая жирную копоть святочного баловства, заново рождаясь для явившего Себя миру в этот день Божьего Сына...
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Василий Иванович Покровский
Четвертое состояние смерти
Медицинские эксперты подтверждают: нетленные останки великого буддиста по многим параметрам аналогичны тканям живого человека
24.12.2004
Обратная сторона Туринской плащаницы
На ней нашли еще одно загадочное лицо
27.04.2004
Павлу Иванову пригрозили пальчиком великой княгини
Известного российского эксперта по генетической дактилоскопии опять обвинили в ложной идентификации останков царской семьи
12.02.2004
Все статьи Василий Иванович Покровский
Общество
«Крокус» – проверка на вшивость
Об инициативе возвести храм на месте теракта и необходимости предотвратить роковую ошибку, которая может быть допущена обществом и государством
02.04.2024
Народное единство начинается с народного объединения
Находкинцы провели «воскресник»
14.08.2023
Деревни: время дожития
Фильм Сергея Герасимова
18.05.2023
Все статьи темы
Последние комментарии
Кейс митрополита Илариона
Новый комментарий от Александр Волков
14.07.2024 11:33
Не надо фарисействовать!
Новый комментарий от Русский танкист
14.07.2024 11:26
«Мы сплотим людей таким сочинением»
Новый комментарий от Владимир С.М.
14.07.2024 11:07
Ректора-взяточники ненавидят ЕГЭ
Новый комментарий от В.Р.
14.07.2024 07:57
К русскому вопросу
Новый комментарий от Наблюдатель
14.07.2024 07:08
Письмо коллеге и соратнику
Новый комментарий от Игорь Бондарев
14.07.2024 04:13