itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

В чем опиум для народа

Продолжается дискуссия о религиозных атрибутах в государственных учреждениях

Религия 
0
165
Время на чтение 4 минуты
В Советском Союзе из школы могли исключить за губную помаду, серьги или накрашенные ногти, во Франции теперь исключают за головные уборы. В опалу попали мусульманский хиджаб (платок), еврейская кипа и "большие" христианские кресты. Никакое материальное выражение мировоззрения, как оказалось, в демократическом государстве неприемлемо. Политические символы тоже не в чести. Ты можешь делать все, что хочешь, главное, никому это не показывай - так выглядит демократия в стране мушкетеров.

Скандал, связанный с хиджабами, начался в 1989 году, когда две девочки-мусульманки отказали школьному преподавателю в просьбе снять головной убор. С тех пор у них появились тысячи последовательниц. Президент Франции Жак Ширак, основываясь на выводах Комиссии Стази, специально созданной для изучения проблем религиозности, светскости, исполнения законов, призвал парламент запретить ношение "заметных" религиозных атрибутов в государственных учреждениях. Реверансом в сторону мусульман и иудеев явилось предложение Комиссии объявить наряду с Рождеством выходными днями Аид-эль-Кебир и Йом-Киппур. Только ни президенту, ни правительству инициатива, похоже, не приглянулась.

Подобные взгляды французских управленцев объясняются столетним законом, который гласит, что Франция - светское государство.

Правда, "светскость" во всех странах, где она продекларирована, означает лишь "свободу совести", а не внешний атеизм. Например, в Германии во многих землях школьницы в хиджабах не вызывают ни страха, ни агрессии, а в России мусульманкам официально разрешили фотографироваться на паспорт в головных платках.

В нашей стране проблема национальностей стоит более остро: согласно последней переписи населения, в России проживают более 116 национальностей. Но каждый понимает, что наравне с сохранением собственных традиций необходимо сохранять наднациональные связи, а не замыкаться в своем мире. В то же время и государство не препятствует и свободному выбору религии, и выполнению ее предписаний, если, конечно, они не причиняют никому вреда.

Платок в кармане

Правда, решение французских лидеров можно объяснить не воинствующим атеизмом, а воинствующими исламистами. Выводы Комиссии Стази об исполнении законов были неутешительны. Во многих пригородах и окраинных районах Франции полицейские, пожарные и врачи боятся показаться, ибо сталкиваются с систематической агрессией. Половые и религиозные вопросы приобретают там небывалую актуальность. Девушки отказываются посещать уроки физкультуры, сдавать экзамены преподавателям-мужчинам, родители сомневаются в компетентности преподавателей-женщин. В больницах отцы и мужья требуют, чтобы их жен и дочерей лечили исключительно женщины. Кроме того, мусульманская диаспора там настолько сильна, что девушек без хиджаба не пускают домой, оскорбляют, избивают. Многие носят головной платок в кармане и в случае опасности надевают его. Французские власти надеются, что постановление, запрещающее хиджаб в государственных заведениях, поможет жительницам этих районов. По крайней мере уменьшит агрессию в их адрес. Феминистки вторят законодателям, называя хиджаб средством угнетения женщин.

Тюрбан в законе

Новый закон можно и, наверно, даже нужно расценить не как антирелигиозную политику, а как стремление сохранить собственные французские традиции. Что, разумеется, понятно, учитывая огромный процент мусульман-эмигрантов, проживающих во Франции. Учитывая, что скандал начался именно с мусульман, можно предположить, что еврейские кипы и "большие" кресты попали в черный список как доказательство политкорректности. Например, приди во французскую школу юноша в тюрбане (индиец), ему никто и слова не скажет. Становиться мусульманской страной Франции не хочется, но благодаря достаточно либеральной эмиграционной политике такая опасность существует.

Елки и поросята

Интересно, что в других демократических странах вопрос о религиозных символах стоит не менее остро. Как оказалось, в США некоторые жители чувствуют себя оскорбленными, глядя на новогодние елки - символ Рождества. А из учебников в тех же Соединенных Штатах предложили убрать все, что как-то связано с преобладанием той или иной религии. В одной из английских школ запретили сказку про трех поросят. Согласно исламу, свинья - животное грязное, так что эта сказка, по мнению администрации школы, могла оскорбить чувства юных мусульман.

Уважение к принципам чужой религии можно запросто довести до абсурда. Если анализировать другие произведения детской литературы, то и сказка, например, о мертвой царевне способна попасть в опалу. Царевну можно обвинить в распутстве, ибо она предстала перед принцем, не будучи одета с достаточной строгостью. А принца - и того хуже... Во многих школах, и в России и за рубежом, учителя ратуют за введение школьной формы. Дело вовсе не в их ретроградности. Просто школа - это то место, где и встречать, и провожать должны по уму, а не по одежке. На первом плане стоит интеллектуальное развитие, а не развитие "ревностного отношения" к каким-либо собственным отличиям - классовым, национальным и др.

Людмила Бекетова, директор московской школы 601:

- Национальных проблем в школе нет, хотя учатся ребята разных национальностей. Когда у них праздник, например Рамадан, некоторые дети не ходят в школу. Если бы какая-нибудь девочка, основываясь на постулатах своей веры, пришла на занятия в головном платке, со стороны учителей никакого отрицательного отношения бы не было. Если бы проблемы возникли с учениками, мы попытались бы уладить ситуацию.

Шафиг Пшихачев, исполнительный директор координационного центра мусульман Северного Кавказа:

- Если мягко выразиться, мы видим двойной стандарт европейской демократии. Во Франции очень много мусульман, они иностранцы, но и их права, как и права любого человека, должны соблюдаться. Религиозные вопросы возникают и в России. Не так давно Верховный суд РФ вынес решение, позволяющее женщинам фотографироваться в головных уборах, если того требует религия. По Конституции у каждого человека есть право действовать исходя из своих религиозных убеждений. Отрадно, что религиозные права человека в России соблюдены. А ситуация во Франции меня очень огорчает.

23 декабря 2003 г.
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Денис Колосов
Все статьи Денис Колосов
Религия
Русский народ стал астрологическим народом
Размышления в свете опроса ВЦИОМ о вере россиян в сверхъестественное и необъяснимое
22.03.2024
«В Вашингтоне всё никак не угомонятся»
США снова обвинили Россию в нарушении свободы вероисповедования и религиозных гонениях
19.05.2023
Все статьи темы
Последние комментарии
Прежней «половинчатой» жизни больше не будет
Новый комментарий от Павел Тихомиров
28.03.2024 05:39
Молчать нельзя осаживать
Новый комментарий от Русский Сталинист
28.03.2024 04:00
Почему ушёл Малофеев?
Новый комментарий от С. Югов
27.03.2024 22:34
«И пускай никто нас не пугает русским национализмом!»
Новый комментарий от Русский Иван
27.03.2024 21:55
Отчего не видно новых Пушкиных?
Новый комментарий от Русский Иван
27.03.2024 21:44
Отмените шабаш!
Новый комментарий от Русский танкист
27.03.2024 20:59
«Не только кощунственный, но и антигосударственный акт»
Новый комментарий от Русский танкист
27.03.2024 20:25