itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Сокуров взял кассу

Фильм "Русский ковчег" собрал в североамериканском прокате почти три миллиона долларов. Это абсолютный рекорд

Общество 
0
216
Время на чтение 6 минут
"Один из самых поразительных фильмов, когда-либо снятых", - пишет газета "Чикаго cан-таймс". "Беспрецедентная виртуозность", - вторит журнал "Тайм". "Невероятное проявление силы кинематографической магии", - восторгается "Вашингтон пост". "Фильм уже забронировал себе место в истории кино", - резюмирует "Голливуд рипортер". Это все о нем, о фильме Александра Сокурова "Русский ковчег", безостановочном фантазийном кинопробеге по трем векам истории России, а параллельно - по залам петербургского Эрмитажа. Среди нескольких десятков рецензий в ведущих американских изданиях нет ни одного отрицательного или хотя бы кисло-сладкого отзыва. Редкое единодушие.

Что касается бокс-офиса, то бишь кассовых сборов, здесь тоже есть чему удивляться. Интеллектуалы Америки дружно проголосовали за русскую духовность в исполнении Сокурова своим кровным долларом. Самый что ни на есть арт-фильм, рассчитанный на продвинутую аудиторию, вышел на немыслимые для российского продукта в Америке рубежи. Успех феноменальный и сравнимый по неожиданности с уже давним пришествием сюда перестроечной "Маленькой Веры".

Сокуровский опус стартовал в Америке в декабре прошлого года. А в феврале прокатная компания Wellspring протрубила победным пресс-релизом о кассовых достижениях. В Нью-Йорке, где публику трудно чем-то удивить, сборы на тот момент составили 400 тысяч долларов. За первую неделю показа в одном кинотеатрике в Сан-Франциско собрано 28 тысяч. За неделю демонстрации в четырех залах Северной Калифорнии получено 75 тысяч. В "Нюарт тиетр" в Лос-Анджелесе за тот же срок собрано 54 тысячи долларов, что явилось рекордом среди иностранных фильмов в этом зале. Премьера в вашингтонском Кеннеди-центре принесла также рекордные 21,7 тысячи долларов. Новый местный рекорд для неанглоязычного фильма установлен в чикагском "Мюзик-бокс тиетр" - здесь за несколько дней получено около 50 тысяч всего с одного экрана.

По просьбе "Итогов" результаты неторопливого прокатного плавания "Ковчега" по экранам Америки подвела Уэнди Лайделл, вице-президент Wellspring: "Это голливудским блокбастерам надо спешить, по-гангстерски "срубить" деньги в первые же премьерные часы и дни. Арт-хаус же поспешает медленно, аккумулируя прибыль месяцами точечной демонстрации в специальных кинотеатрах "для очень умных", расположенных преимущественно в мегаполисах и университетских центрах. В категории большого американского проката доходы исчисляются сотнями миллионов долларов. А арт-хаус, своего рода лягушатник для малышей, оперирует намного меньшими суммами".

Итак, к августу русский фильм наколядовал в США 2 миллиона 300 тысяч долларов. Прибавим сюда 600 тысяч долларов, собранных в Канаде. Вот-вот, говорит г-жа Лайделл, фильм пересечет отметку в 3 миллиона долларов - неслыханный прежде рубеж для российского фильма в Америке.

Уэнди Лайделл отвечает в Wellspring за кинопрокат. Собственно, и пришла она в эту небольшую нью-йоркскую фирму пять лет назад для налаживания кинотеатральной деятельности. А до этого имела собственную прокатную структуру - International Film Circuit. Двенадцать лет занималась отбором и показом иностранного арт-хаусного кино в Америке. Но триумф "Русского ковчега" в стране, в принципе равнодушной к европейскому эстетскому кино, удивил многих, в том числе и опытного "киносоветолога" Уэнди Лайделл:

- Это невероятно! Никто из нас на такое и не рассчитывал. Это же сложный, рафинированный фильм. Для меня главным сюрпризом стало то, что многие американцы глубоко интересуются русской культурой.
- Может быть, здесь сыграло роль то, что фильм революционно снят - одним планом?
- Это, конечно, своего рода трюк. И часто именно трюк, "гиммик", привлекает внимание зрителей. Но если бы речь шла лишь о трюке, показ ограничился бы одной-двумя неделями. Тут другое. Люди идут "на Россию", на откровения о русском искусстве и русской истории.
- Какую прокатную стратегию вы избрали?
- Мы делали акцент на то, что этот фильм - веха в истории мировой кинематографии. Нам хотелось рекрутировать зрителей из рядов синефилов - студентов, аспирантов, городской богемы. Но потом мы обнаружили, что база интереса неизмеримо шире, чем элитный междусобойчик, и быстренько переориентировали нашу стратегию. Может быть, это прозвучит недостаточно профессионально, но фильм "Русский ковчег", выйдя на экраны, стал жить какой-то своей жизнью, почти независимой от нашей воли. Хотя мы уделили большое внимание рекламе, эффект доброй молвы оказался куда более действенным. Фактически мы совсем немного потратились на маркетинг. Изготовили листовку для зрителей, в которой поместили фотографии шестерых главных действующих лиц, и популярно объяснили, кто есть кто. Очень помогли кинокритики. Все американские рецензенты в восторге, это, конечно, подогрело публику. Идеальный пример того, как дистрибьютор иностранного продукта может работать в тандеме с критиками, чтобы помочь аудитории понять сложный фильм. Но главное - все-таки молва. Люди выходили из зала потрясенные, восхищенные и передавали свои восторги друзьям, знакомым, сослуживцам.

- И все-таки кто был вашей главной мишенью? Молодежь или люди постарше?

- В разных городах вырисовывается разная картина. Как я уже сказала, мы рассчитывали на студентов-киноманов. Но в Нью-Йорке, к примеру, аудитория оказалась существенно старше. С другой стороны, разведка донесла из Лос-Анджелеса, что там большинство составила молодежь. И, конечно, везде в публике заметны русские эмигранты разных поколений, выходцы из бывшего Советского Союза. Их пришло очень много, примерно 20-30 процентов всей аудитории фильма.

- Я слышал, что проводились экспериментальные показы в сотрудничестве с Microsoft?

- Да, мы вступили в партнерство с корпорацией Билла Гейтса, чтобы представить "Русский ковчег" на видео высокой четкости. Тут технологическая цепочка непростая. Фильм был снят на "цифру", затем переведен на кинопленку 33 мм, а затем Microsoft снова перевел видеомастер в цифровой файл в формате Windows Media 9. И уже с этого компьютерного мастера мы показывали фильм в Остине, Цинциннати, Орландо и Денвере. Я не уверена, что г-н Сокуров об этом знает. Должна засвидетельствовать: качество проекции, особенно в части цветовой гаммы, лучше, чем с обычной кинопленки. Очень важно, что фильм, снятый на одном дыхании, в режиме нон-стоп, в цифровом формате показывается действительно непрерывно, без стыков, которые заметны, когда в аппаратной меняют бобины традиционной кинопленки.

- Можно ли успех фильма считать единичным? Есть ли шанс, что он откроет дверь в Америку для других русских лент?

- Думаю, фильм уникален, его невозможно использовать как матрицу. Мы только что купили новую работу Сокурова "Отец и сын", планируем выпустить в 2004 году. Вот тогда и задайте мне этот вопрос.

- А другие русские фильмы вы разве не купили? Прошел слух, что вы приобрели целый пакет, включая фильмы "Антикиллер", "Любовник", "В движении".

- Не могу пока ничего вам сказать. Идут переговоры с российскими партнерами.

Среди нескольких десятков рецензий на фильм Александра Сокурова в ведущих американских изданиях нет ни одного отрицательного отзыва

- Изменит ли успех "Русского ковчега" общее восприятие русского кино в США, которое в последние два десятилетия практически игнорировалось и большим прокатом, и большой прессой? Согласитесь, Уэнди, выход за полгода сразу четырех фильмов - помимо "Ковчега" это "Дом дураков", "Олигарх" и "Кукушка" - явление, которое не заметить нельзя...

- Согласна. Что-то сдвигается, медленно, но отчетливо. Но особо обольщаться не стоит. В принципе американцы не идут смотреть фильм из какой-то определенной страны из уважения или симпатии к этой стране, понимаете? Они идут, когда слышат, что это хороший, стоящий фильм. Есть, конечно, страны-фавориты, в первую очередь Франция, Иран, отчасти Китай. Но это вовсе не означает, что любой французский или иранский фильм обязательно станет кассовым чемпионом в Америке. "Ковчег" - уникальное достижение. Абсолютно русский по духу и теме фильм, он отличается от всех других, когда-либо мною виденных. Нужно еще несколько таких успехов подряд, чтобы российское кино стало фаворитом просвещенной американской публики вслед за французским и иранским. Нужно понимать - успех "Ковчега" не гарантирует автоматического успеха остальных приобретений. Насколько я знаю, "Кукушка" в Америке совершенно провалилась (ее прокатывает компания Sony Pictures Classics. - "Итоги").

- Какая следующая стадия проката "Русского ковчега"? Видео?

- Релиз на домашнем видео и DVD запланирован на начало сентября. Причем стоимость фильма на том и на другом носителе будет одинаковая - 30 долларов. Забавная штука: для рекламы в кинопрокате мы акцентировали классичность фильма, его общекультурный пафос. А на оптовой ярмарке Video Software Dealers Association (VSDA), которая сейчас проходит в Лас-Вегасе, в Venetian Hotel, акцент делаем другой, сугубо бытовой, даже юмористический. Не надо забывать, что наши покупатели там - владельцы видеосетей и магазинов. Так вот в качестве рекламного "гиммика" для ярмарки мы придумали аналогию непрерывному сокуровскому кинокадру - "бесконечную рюмку водки" (игра слов: shot означает и "кинокадр", и "порция спиртного". - "Итоги"). На нашем стенде два дня можно было всем посетителям выпивать бесплатно из специальных рюмочек с логотипом фильма. Из огромных емкостей разливали "Столи" (так в США называют брэнд "Столичной". - "Итоги") и смешивали ее с различными соками из свежевыжатых фруктов. Я разговаривала с Дэном Гурвицом, моим коллегой, вице-президентом нашей фирмы, который отвечает за наше участие в ярмарке VSDA. Он воодушевлен: огромный интерес потенциальных покупателей - нет, не к водке, а к фильму Сокурова. Хотя и от водочных коктейлей мало кто отказывался.

- А какова перспектива телевизионных показов?

- Права на телерынок США мы продали владельцам сети HDnet. Они, похоже, планируют показать "Ковчег" на канале "Сандэнс".
- Уэнди, каково кредо вашей компании?
- Мы всегда занимались поиском "темных лошадок". Стараемся разглядеть потенциал, который ускользнул от внимания горилл рынка - крупных прокатчиков. Наша ниша своеобразна. Мы отличаемся от других "бутиковых" прокатчиков - у нас большая видеобиблиотека. И это придает стабильность. Мы независимы, никак не связаны с мейджорами. Но если кто-то захочет нас купить, милости просим.
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова, социолог Искэндэр Ясавеев, журналист Евгения Балтатарова; писатель Дмитрий Глуховский; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/kopiya-reestr-inostrannyih-agentov-20-01-2023.pdf
https://ria.ru/20230120/inoagenty-1846393284.html

Олег Сулькин
Гибсон взошел на Голгофу
Cкандал с его фильмом пришел в Москву
22.03.2004
Все статьи Олег Сулькин
Общество
Русская крепость
Вышел новый номер журнала «Родная Ладога» № 3-4
14.12.2022
Мы живём во времена селфи-религии
Самыми популярными книгами в 2022 году в России стали «К себе нежно. Книга о том, как ценить и беречь себя» и антиутопия Джорджа Оруэлла «1984»
14.12.2022
«Секретное захоронение Романовых»
В рамках православной выставки-ярмарки «Нижегородский край – земля Серафима Саровского» прошла встреча-беседа
12.12.2022
В Европе возрождается классический фашизм
К такому выводу пришли эксперты международной научной конференции
12.12.2022
Все статьи темы
Последние комментарии
«Нет поводов для оптимизма»
Новый комментарий от Адриан Послушник
04.02.2023 01:34
Грозный Сталинград
Новый комментарий от Константин В.
04.02.2023 00:45
Волгоград или Сталинград?
Новый комментарий от С. Югов
03.02.2023 23:11
О новой кадровой политике
Новый комментарий от Адриан Послушник
03.02.2023 22:33
«Раис-мехк-да»
Новый комментарий от Константин В.
03.02.2023 20:39
Про Гимн, Винни Пуха и джаз
Новый комментарий от Читатель новый
03.02.2023 20:32
Наступление России
Новый комментарий от Адриан Послушник
03.02.2023 19:56