Кого купает Купала

Религия 
0
158
Время на чтение 8 минут
Самый большой миф славянской мифологии - это сама славянская мифология. С того момента, как к ней стали проявлять сколько-нибудь последовательный интерес, и по наше время количество додуманного, непонятого или откровенно вымышленного превысило объем доподлинно известного на порядок. Часто неудачно сформулированное замечание, неаккуратно высказанное предположение, неверная интерпретация факта переходят из издания в издание, обрастая все новыми и новыми неточностями. Еще чаще "мифологи", не утруждая себя излишне старательным анализом источников, отдают предпочтение собственной фантазии. И чем более издание рассчитано на "широкого читателя", тем менее оно достоверно.
Труд Н.М.Гальковского (1868-1933) - одного из крупнейших исследователей древнерусской истории и культуры - "Борьба христианства с остатками язычества в Древней Руси" (репринтное издание - М., Индрик, 2000) - исследование, рассматривающее взаимоотношения и связь в религии Древней Руси языческих и христианских верований, влияние христианства на языческую религию, попытки искоренить ее, предпринимаемые властью и Церковью. Автор опирается на древнерусские поучения, направленные против языческих верований и обрядов. Несмотря на то, что Русь была формально крещена в Х в., "народная масса долгое время оставалась при своем прежнем языческом миросозерцании, которое постепенно забывалось и видоизменялось под влиянием нового христианского вероучения". Поэтому на протяжении всего этого времени создавались сочинения, направленные на разъяснение и осуждение языческой сущности народных верований, оказавшиеся первыми описаниями этих культов в русской культуре. Второй том представляет собой издание этих текстов. Первый же - попытка описания религии древней Руси, основанная на данных древнерусских текстов, фольклора, языка и сопоставления мифологии славян с мифологией других народов.
Книга показывает не столько борьбу, как заявлено в заглавии, сколько взаимодействие и взаимопроникновение двух религий, из которого родилось то, что сейчас принято называть "народным православием" и существование чего отрицают и почвенники, говорящие о русском народе-богоносце, и модные нынче неоязычники.
Купальские концерты с фуршетом и магией
Пару лет назад получаю по электронной почте такое письмо:
"Близится Купала.
С 23 на 24 июня проводится празднование Купалы в усадьбе Мураново. Я еду сам и приглашаю присоединиться всех желающих. Думаю, это будет очень интересно.
Празднование организует [имярек] (известный этнограф, специализирующийся на песенном фольклоре) со студентами консерватории. На празднование приглашены пятнадцать фольклорных коллективов. Предполагается обрядовая часть, совместный концерт с застольем на берегу реки, а вечером, конечно, костры и все такое. Будет также экскурсия по музею-усадьбе".
В недоумении прибавив к 24 июня по старому стилю (день, когда Церковь отмечает Рождество Иоанна Предтечи) обычные 13 дней, я предсказуемо получил 7 июля. Но на мое сомнение тот же знакомый ответил мне так: "Все-то Вам насмешничать. Только, умоляю, не говорите, что Вы не знаете, будто Купала (также как Коляда и равноденствия) является солнечной датой, привязанной к летнему Солнцестоянию [орфография оригинала], а дата с 6 на 7 июля возникла благодаря многовековому сбою календаря".
Ну вот, теперь все ясно. Оказывается, студенты консерватории во главе с "известным этнографом" внесли коррективы в народный календарь, исправив досадное несоответствие в числах, и собрались возродить, так сказать, историческую дату при помощи совместных концертов и застолий с "обрядовой частью", устранив связь с Иоанном Предтечей.
Надо сказать, что для народных праздников вполне естественно совпадение с датами христианского календаря: многие из последних еще в Византии специально приурочивались к периодам языческих празднований, чтобы новым содержанием подменить старое. Так произошло с Рождеством Христовым, так же и с Рождеством Иоанна Крестителя. Собственно, название Купала, видимо, возникает сложным путем под влиянием сюжета Крещения Господня (купание в Иордани), календарного запрета купаться до этого праздника (Иван Креститель воду открывает) и народного очистительного обычая купания, совершаемого и в ночь накануне этого праздника. Высказываются, правда, и другие, курьезные предположения, вроде попытки связать это название с глаголом совокупляться. Дескать молодежные игрища в этот день носят эротический характер (да когда же не носят?). Получается нечто вроде Ивана Совокупалы.
Отечественная церера
Что такое Иван Купала - вопрос непраздный. Это человек или божество? Кажется, это как-то связано с солнцем... Купала от купания? Так купаются или через костры прыгают?
Вот как о Купале пишет Густынская летопись, рассказывая "о идолех владимировых": "Пятый Купало, якоже мню, бяше бог обилия, якоже у Еллин Церес, емуже безумныи за обилие благодарение приношаху в то время, егда имяше настати жива. Сему Купалу, бесу, еще и доныне по некоих странах безумныи память соверщают, наченше июня 23 дня, в навечерие Рождества Иоанна Предтечи, даже до жатвы и далей..." (т. 2, стр. 297). Далее же в летописи следует достаточно точное описание купальских обрядов: парни и девушки плетут венки, надевают их на головы, разжигают костры и водят вокруг них хороводы, прыгают через него, "и песни поют скверного Купала", принося себя тем самым ему в жертву. Только вот с богом нестыковка вышла. Описание "владимировых идолов" известно нам и по более ранним источникам, и ни в одном Купало не упоминается.
Летописец XVII в. был, несомненно, человек образованный и "в писании книжном" сведущий, однако движимый определенным "социальным заказом" и явно не стремящийся понять, что обозначает слово Купала. Ход его размышления прост: если есть имя и обряды, значит это имя принадлежит тому, кому обряды исполняются. Кроме того, ему было известно, что в Риме день Рождества Иоанна Предтечи (а именно этот христианский праздник получил на Украине, в Белоруссии и в примыкающих к ним областях России название Купала) был приурочен к празднованию в честь богини плодородия Цереры. Так в XVII в. появляется языческий бог, в которого никогда не верили, а пассаж из летописи впоследствии многократно использовали составители славянских мифологий вплоть до начала XIX в., снабжая все более и более фантастическими деталями и комментариями.
В действительности же и через костер прыгали (а кое-где еще и прыгают), и папоротников цвет искали, и еще многое другое делали - но не для божества, а для себя. Впрочем, и костры разводили не повсеместно, и папоротник искали не поголовно. Как-то в одной из севернорусских деревень на вопрос о кострах на Ивандень (слова Купала там не знают) собеседник мне ответил: "Да приезжали тут из отдела культуры, устраивали праздник, и костер разводили, а раньше у нас такого не было". Так энтузиасты возрождения традиций из районной администрации пытаются, не вникая в местные обычаи, создать праздник по универсальному трафарету. А богатство и многообразие форм празднования в трафарет не укладываются.
Как и любой народный праздник, Купалу начинают отмечать накануне вечером, а пик купальских обрядов приходится на ночь с 23 на 24 июня (с 6 на 7 июля по новому стилю). Это одна из самых значительных дат народного календаря, наряду со святками, которые, кстати, также приходятся на время солнцестояния. Впрочем, купальские (и святочные) обряды напрямую с "культом солнца" не связаны. Скорее можно говорить об их связи с тем светом. Ночь на Ивана Купалу - время особенное, чудесное, оно течет не так, как обычное. В нее как бы приоткрывается завеса, отделяющая людей от загадочного царства потусторонних сил, становится явным тайное, доступным недоступное. Мир на краткое время преображается, обычное становится волшебным, граница между людьми и мифическими существами временно исчезает. Такая возможность дается человеку лишь несколько раз в году (похожие верования могут быть хронологически связаны с Пасхой, Рождеством, Крещением), и он стремится ею воспользоваться сполна. В общем, большинство купальских обрядов направлено именно на то, чтобы не упустить такого шанса.
В полночь разверзаются небеса и звезды горят, как лампады. В это время можно увидеть Бога и ангелов, а все загаданные желания непременно сбудутся. На утренней заре солнце играет или радуется. Чтобы увидеть это чудо, люди специально выходили на открытое место встречать восход и наблюдать, как солнце, чуть показавшись, начинает прыгать, переливаясь разными цветами, то уходя за горизонт, то поднимаясь над ним снова. Иногда даже на нем можно увидеть изображение каких-либо предметов, а то и самого Бога.
Менее абстрактные блага сулит ночной поход в лес за травами. Широко известные по гоголевской повести поиски цветка папоротника - только частный случай. Обладание цветком или семенем растения, цветущего только одну ночь в году и тотчас же рождающего семя, дает множество благ: приносит счастье, исполняет желания, делает доступными клады, раскрывает тайну языка зверей и птиц, позволяет узнать будущее, стать невидимым. Естественно, что потусторонний мир не отдает так просто это богатство, тщательно оберегая растение от посторонних глаз и рук: ближе к полуночи активизируется нечистая сила, черти и лесные демоны вьются вокруг искателя счастья, пугают его, пытаясь обратить в бегство. Так что тайны открываются и даются в руки только избранным, которыми нередко оказываются люди, далекие от мысли о поиске цветка: он попадает к ним случайно, зацепившись за обувь, но с этого момента начинаются чудеса: человек слышит, как о нем беседуют его домашние животные, понимает, что его никто не видит, обнаруживает клад.
Собирают и менее экзотические растения. Это и лекарственные травы, и обереги, отпугивающие нечистую силу, и цветы для гадания, и веники для бани (на севере России именно Иванов день становится сроком заготовки банных веников на весь год). Их собирают и в другое время, но сорванные на Купалу более действенны.
Особые качества приобретает и вода. Если в обычное время магические свойства придаются ей специальными действиями (так воспринимается церковное водосвятие, опускание в воду икон, угольков, монет или других предметов), то в купальскую ночь вся вода преобразуется в волшебную. Отсюда и обычай купаться в водоемах, поливаться водой из колодцев, собирать росу и умываться ею. Так обеспечивают себе здоровье, красоту, молодость. Знаменитые купальские костры с хороводами и прыжками через них служат тому же.
Наконец, купальская ночь дает людям и еще одно благо: знание. Стремление к знаниям концентрировалось главным образом на двух его областях: о будущей судьбе (прежде всего о браке) и о будущих и настоящих опасностях, угрожающих богатству и благополучию. В первом случае прибегают к гаданиям. Купала - время наиболее активных и поголовных девичьих гаданий о женихах. Известны десятки способов узнать свое будущее, и в каждый "гадательный" период имеются свои разновидности. Купальские гадания используют растения. Их собирают накануне вечером или сами ходят к ним, например, в поля, где растет рожь, которую девушки заплетают в косы, а наутро смотрят, расплелись ли они. Если коса из колосьев (символ девичества: замужние женщины косу не носили) расплелась, замужество в течение года обеспечено.
Знания другого рода приобретались у купальского костра. На Украине и в Белоруссии и по сей день сильна вера в ведьм, основная опасность которых в том, что они отбирают у чужих коров молоко, а с полей урожай. Внешне они неотличимы от обычных женщин, но считается, что ведьмы не могут приблизиться к костру, а тем более - перепрыгнуть через него. Поэтому не пришедшие в купальскую ночь к костру женщины обвинялись в ведовстве (что, правда, не влекло сожжения, как в Европе, а лишь служило сигналом для принятия мер предосторожности). Некоторые жестокости, впрочем, и тут имели место. Стоило оказаться вблизи такого костра кошке, собаке, лягушке или другой какой живности, ее принимали за преобразившуюся ведьму и отрубали ей конечность или просто били. Опять-таки не из жажды крови, а лишь из тяги к знаниям: встретив наутро односельчанку с перебинтованной рукой, хромую или больную, полагали, что она-то и есть вчерашнее животное, то есть ведьма.
Украино-белорусская календарная "охота на ведьм" понятна: именно в это время ведьмы особенно опасны. Они ходят по чужим полям, делают заломы (спутанные, полегшие колосья), таким колдовским способом переводя будущий урожай на свое поле. То же и со скотом. Они стараются проникнуть в чужие хлевы, чтобы, совершив тайные обряды, отобрать молоко, здоровье, плодовитость у чужих животных в пользу своих. Поэтому накануне Иванова дня крестьяне защищают свежесобранными растениями свое хозяйство: развешивают и втыкают вокруг дома, хлева, полей, огородов ветки растений, резких, острых на вкус, запах или ощупь (крапиву, осину, полынь, базилик, шиповник). Их ведьмы боятся.
В течение последних двух-трех веков все происходило именно так, в более раннее время, насколько можно судить по отрывочным свидетельствам, - тоже. Кое-что из описанного дожило до наших дней. И продолжает жить, несмотря на усилия любителей повозрождать "древние традиции" искусственным путем.
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Андрей Мороз
Искупление кровью
Как 8-й отдельный штрафной батальон прошел с боями от Волги до Одера
15.06.2006
Все статьи Андрей Мороз
Религия
Русский народ стал астрологическим народом
Размышления в свете опроса ВЦИОМ о вере россиян в сверхъестественное и необъяснимое
22.03.2024
«В Вашингтоне всё никак не угомонятся»
США снова обвинили Россию в нарушении свободы вероисповедования и религиозных гонениях
19.05.2023
Все статьи темы
Последние комментарии
В чём причина неприятия «Наказа» ВРНС?
Новый комментарий от С. Югов
18.04.2024 22:55
Борьба за Русский мир на западе и уничтожение его на востоке
Новый комментарий от Константин В.
18.04.2024 22:38
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от С. Югов
18.04.2024 20:54
Легализация мата и чистота языка
Новый комментарий от Русский Иван
18.04.2024 20:28